Киров и другие

Опыт общения с читателями – бесценная вещь. 

Этот опыт и поправляет, и заставляет мыслить, и дает толчок новым поискам.
  Поездки по Президентскому гранту с презентацией книги "О русской литературе" закончились на Калуге. Но встречи с читателями продолжились уже без гранта. После этого меня пригласили выступить в Кирове, на православной ярмарке в Калуге (уже второй раз), в Астраханской митрополии, в гимназии святителя Василия Великого в Москве, перед учителями литературы в Дивееве.
 Несколько слов о том, какие вопросы задают слушатели и о чем спорят.
 Чаще всего удивляются несоответствию слов и жизни писателей. Писали красиво и вроде бы всё правильно, но  когда узнаешь, как некрасиво сами авторы красивых строк жили, просто диву даешься. На это раздаются голоса (чаще всего учителей) о том, чтобы в школе детям давать лишь строки произведений, игнорируя факты биографии. Самое интересное, - отвечаю я, - что в первой книге я так и думал делать: брать строго лишь тексты произведений и из них делать выводы. Но уже со второй книги был вынужден от этого принципа отказаться: без фактов жизни самого писателя не понять его книг, цели написания, смысла. Взгляды писателя, его настрой, его отношение обязательно проявляются в тексте, даже между строк. Дух - вот что главное, существенное, его не спрячешь. Мне отвечают: мы, учителя, поправим во время объяснений, подадим материал под тем углом, который нам важен. В советское время - революционным, вчера - либеральным, сегодня - патриотическим, завтра – еще каким-то… Главное, что слово талантливое, а смысл его будут определять учителя, для чего они и поставлены. Но тут я вынужден был возразить: ученики сами читают тексты и, пусть неосознанно, но воспринимают дух и настрой писателя. Он остается на подсознательном уровне. Например, героизм и смелость самоубийцы Катерины, отрицание брака в рассказах Бунина, неудержимую страсть Аси у Тургенева, упорное игнорирование Церкви в духовных исканиях Пьера и Андрея и т.п.
 Конечно, для отчетов ЕГЭ ученики будут подстраиваться под выводы учителей, но в сердце их останется иной осадок. Тогда возникает вопрос, что же мы хотим от учащихся: чтобы они экзамен в 11 классе сдали или жизнь красивую прожили? Вот в чем главный вопрос для нас, воспитателей...
 Сегодня время правильных и красивых слов. Учат именно этому: не быть, а казаться. Говорить нужные слова в нужном месте с определенной личной целью. На одной из встреч я вынужден был напомнить слова Евангелия: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21). Обратим внимание: исполняющий! А не говорящий.
 Вскользь задел во время беседы Пастернака. Последовал вопрос: а почему вы не берете его известных христианских стихотворений? На что я вынужден был ответить так. Пастернак, когда получил Нобелевскую премию, решал для себя главный вопрос: с кем поехать её получать - с женой или с любовницей. Бунин до него поехал с двумя, чем вызвал огромный интерес у журналистов. Возникает законный вопрос: неужели нас с вами (и наших детей) основам христианства будут учить именно такие люди? Нам что, больше не у кого спросить и узнать о Христе, как только у подобного либерального писателя? Он в этом вопросе авторитетнее подвижников веры и благочестия? По какой причине? Слова удачнее складывал? Но христианство - не искусство, а жизнь - не игра. Мастерство каменщика изучают в строительном техникуме, а мастерство писателя пусть изучают в литературном институте. В школе мы готовим не ораторов, умеющих красиво поговорить о жизни, а готовим к этой самой реальной жизни. И литература тут должна стать первым помощником в школьной программе.
 Кстати, мысль Гоголя о том, что главная книга человека - это его жизнь, я заметил, нравится всем слушателям.


 Интересный случай был в одном университете. Я в начале беседы, объясняя, как сам пришел к вере, рассказал о своей бабушке (1900 г.р.), которая за всю жизнь никогда не повышала голос, хотя родила девятерых детей, прошла все революции и войны, голодала, была раскулачена... А я в первые годы семейной жизни не мог и дня прожить, чтобы не сорваться. И когда я осознал величие жизни своей покойной бабушки, я задался вопросом: почему она могла, а я нет? Я тоже так хочу жизнь прожить! С этого начался мой поиск истины. Дальше много и долго говорил о литературе, которую я стал рассматривать с православных позиций. И вот после долгой беседы подходит ко мне студентка и спрашивает: ну, вы решили свой вопрос? Я недоуменно переспросил: Какой вопрос? – Ну, вопрос бабушки: не раздражаться на жену...
 Вот так. И я весьма удивился. Лекция была посвящена классике, а она всё время помнила этот жизненный вопрос, он её интересовал гораздо больше беллетристики! Жизнь шире литературы. Важнее. Книги лишь помогают решать наши земные проблемы. А нам упорно вновь и вновь навязывают изучение литературы как предмета эстетического наслаждения. А наши дети хотят услышать от нас ответы на жизненные вопросы и проблемы, которые им придется решать.
 На встрече в одной гимназии преподаватель (кстати, матушка) упорно твердила на мои речи: «Что бы вы ни говорили, я буду любить Бунина! Вы не любите писателей!» На что я ей вынужден был ответить: "Вы любите писателей, а я люблю читателей". Детей жалко...
 Слушатели обычно выходили на главные, фундаментальные вопросы: зачем нам искусство, если оно учит страстям? И тут возразить, увы, нечего.
 Известный диалог из к/ф "Покаяние":
 - Эта дорога ведет к храму?
 - Нет, эта дорога не ведет к храму.
 - Зачем нужны дороги, которые не ведут к храму?
 Зачем нужны книги, не ведущие нас к Истине, к любви, к вере, к праведной жизни, к покаянию? Но такие книги, конечно, есть. Осталось нам научиться различать зерна от плевел. И научить детей. Но для этого учитель сам должен иметь четкое представление, Кто есть Свет, а что - тьма...
 Иначе слепой поведет слепого, и оба упадут в яму. Не хотелось бы…
Н.Лобастов

Комментарии  

0 #7 cruddyrewul 28.07.2023 03:01
I had 7 follicles, with 4 being mature biggest was 18mm do you stay hard after coming with viagra
0 #6 quammokqL 23.11.2022 13:33
Representative images of the stainings were photographed at 40 magnification using an Olympus SC20 digital camera Olympus Järfälla, Stockholm, Sweden connected to a Leica LB30T microscope Leica Microsystems Kista, Stockholm, Sweden Additional file 1 Figures S2 and S3 stromectol dosage for pinworms ropinirole methocarbamol 750 mg en espanol The Tea Party Express, one of the anti tax groups in theconservative Tea Party that has led the fight against Obamacare, sent an email to supporters on Wednesday evening saying that asmany as 12 Republicans had indicated they were willing to giveup on the fight and join Democrats in voting for a funding billwithout conditions
0 #5 OccurcefeHV 23.11.2022 07:12
is lasix potassium sparing Apply a generous coating over the surface of each lesion, trying not to apply gel to the healthy skin around the lesion
0 #4 Pooreacledm 20.11.2022 20:17
doxycycline hyclate 100mg IR HutchesonJM KnowldenTA MaddenD
0 #3 veropleXg 16.11.2022 05:19
Tween 80 Tn80, Span 80 Sn80, Span 60 Sn60, stearic acid Sa and glycerol monostearate GMS were acquired from Merck Co is clomiphene the same as clomid
0 #2 Evaptinnatt 13.11.2022 20:03
Ashton, USA 2022 06 18 17 52 39 buy nolvadex Claire Detrain
0 #1 HepundideqU 13.11.2022 13:17
cheap priligy Minimally invasive techniques, including laparoscopic intervention, morcellation, myomectomy and uterine artery embolization, have been developed for the treatment of uterine leiomyoma

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь