Киров и другие

Опыт общения с читателями – бесценная вещь. 

Этот опыт и поправляет, и заставляет мыслить, и дает толчок новым поискам.
  Поездки по Президентскому гранту с презентацией книги "О русской литературе" закончились на Калуге. Но встречи с читателями продолжились уже без гранта. После этого меня пригласили выступить в Кирове, на православной ярмарке в Калуге (уже второй раз), в Астраханской митрополии, в гимназии святителя Василия Великого в Москве, перед учителями литературы в Дивееве.
 Несколько слов о том, какие вопросы задают слушатели и о чем спорят.
 Чаще всего удивляются несоответствию слов и жизни писателей. Писали красиво и вроде бы всё правильно, но  когда узнаешь, как некрасиво сами авторы красивых строк жили, просто диву даешься. На это раздаются голоса (чаще всего учителей) о том, чтобы в школе детям давать лишь строки произведений, игнорируя факты биографии. Самое интересное, - отвечаю я, - что в первой книге я так и думал делать: брать строго лишь тексты произведений и из них делать выводы. Но уже со второй книги был вынужден от этого принципа отказаться: без фактов жизни самого писателя не понять его книг, цели написания, смысла. Взгляды писателя, его настрой, его отношение обязательно проявляются в тексте, даже между строк. Дух - вот что главное, существенное, его не спрячешь. Мне отвечают: мы, учителя, поправим во время объяснений, подадим материал под тем углом, который нам важен. В советское время - революционным, вчера - либеральным, сегодня - патриотическим, завтра – еще каким-то… Главное, что слово талантливое, а смысл его будут определять учителя, для чего они и поставлены. Но тут я вынужден был возразить: ученики сами читают тексты и, пусть неосознанно, но воспринимают дух и настрой писателя. Он остается на подсознательном уровне. Например, героизм и смелость самоубийцы Катерины, отрицание брака в рассказах Бунина, неудержимую страсть Аси у Тургенева, упорное игнорирование Церкви в духовных исканиях Пьера и Андрея и т.п.
 Конечно, для отчетов ЕГЭ ученики будут подстраиваться под выводы учителей, но в сердце их останется иной осадок. Тогда возникает вопрос, что же мы хотим от учащихся: чтобы они экзамен в 11 классе сдали или жизнь красивую прожили? Вот в чем главный вопрос для нас, воспитателей...
 Сегодня время правильных и красивых слов. Учат именно этому: не быть, а казаться. Говорить нужные слова в нужном месте с определенной личной целью. На одной из встреч я вынужден был напомнить слова Евангелия: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21). Обратим внимание: исполняющий! А не говорящий.
 Вскользь задел во время беседы Пастернака. Последовал вопрос: а почему вы не берете его известных христианских стихотворений? На что я вынужден был ответить так. Пастернак, когда получил Нобелевскую премию, решал для себя главный вопрос: с кем поехать её получать - с женой или с любовницей. Бунин до него поехал с двумя, чем вызвал огромный интерес у журналистов. Возникает законный вопрос: неужели нас с вами (и наших детей) основам христианства будут учить именно такие люди? Нам что, больше не у кого спросить и узнать о Христе, как только у подобного либерального писателя? Он в этом вопросе авторитетнее подвижников веры и благочестия? По какой причине? Слова удачнее складывал? Но христианство - не искусство, а жизнь - не игра. Мастерство каменщика изучают в строительном техникуме, а мастерство писателя пусть изучают в литературном институте. В школе мы готовим не ораторов, умеющих красиво поговорить о жизни, а готовим к этой самой реальной жизни. И литература тут должна стать первым помощником в школьной программе.
 Кстати, мысль Гоголя о том, что главная книга человека - это его жизнь, я заметил, нравится всем слушателям.


 Интересный случай был в одном университете. Я в начале беседы, объясняя, как сам пришел к вере, рассказал о своей бабушке (1900 г.р.), которая за всю жизнь никогда не повышала голос, хотя родила девятерых детей, прошла все революции и войны, голодала, была раскулачена... А я в первые годы семейной жизни не мог и дня прожить, чтобы не сорваться. И когда я осознал величие жизни своей покойной бабушки, я задался вопросом: почему она могла, а я нет? Я тоже так хочу жизнь прожить! С этого начался мой поиск истины. Дальше много и долго говорил о литературе, которую я стал рассматривать с православных позиций. И вот после долгой беседы подходит ко мне студентка и спрашивает: ну, вы решили свой вопрос? Я недоуменно переспросил: Какой вопрос? – Ну, вопрос бабушки: не раздражаться на жену...
 Вот так. И я весьма удивился. Лекция была посвящена классике, а она всё время помнила этот жизненный вопрос, он её интересовал гораздо больше беллетристики! Жизнь шире литературы. Важнее. Книги лишь помогают решать наши земные проблемы. А нам упорно вновь и вновь навязывают изучение литературы как предмета эстетического наслаждения. А наши дети хотят услышать от нас ответы на жизненные вопросы и проблемы, которые им придется решать.
 На встрече в одной гимназии преподаватель (кстати, матушка) упорно твердила на мои речи: «Что бы вы ни говорили, я буду любить Бунина! Вы не любите писателей!» На что я ей вынужден был ответить: "Вы любите писателей, а я люблю читателей". Детей жалко...
 Слушатели обычно выходили на главные, фундаментальные вопросы: зачем нам искусство, если оно учит страстям? И тут возразить, увы, нечего.
 Известный диалог из к/ф "Покаяние":
 - Эта дорога ведет к храму?
 - Нет, эта дорога не ведет к храму.
 - Зачем нужны дороги, которые не ведут к храму?
 Зачем нужны книги, не ведущие нас к Истине, к любви, к вере, к праведной жизни, к покаянию? Но такие книги, конечно, есть. Осталось нам научиться различать зерна от плевел. И научить детей. Но для этого учитель сам должен иметь четкое представление, Кто есть Свет, а что - тьма...
 Иначе слепой поведет слепого, и оба упадут в яму. Не хотелось бы…
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить