Жить верою

"Фома неверующий" - неверное выражение.


Когда ученики говорят Фоме, что они видели воскресшего Учителя, он не верит им и говорит: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20:25).
 Его неверие объяснимо. Во-первых, Фома должен был поверить в то, что Учитель воскрес. В это еще он мог поверить, потому что видел воскресение сына вдовы наинской и воскрешение Лазаря. Но поверить в то, что Учитель показывал раны от гвоздей и от копья, Фома уже не мог. Тому, кто об этом слышит, а сам не видел, поверить невозможно.
 Господь воскрес не так, как воскресли сын вдовы наинской, дочь Иаира и четверодневный Лазарь. Они воскресли совершенно здоровыми и вновь вошли в жизнь на земле, и им предстоит еще немного пожить и вновь умереть, то тогда уже окончательно, ибо о всех людях сказано: "Прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19).
  Господь же есть Бог, и, воскреснув, Он не возвращается жить на земле, но уже не умирает, только ради учеников остается еще сорок дней на земле.
  Господь является ученикам и показывает им раны от гвоздей и рану на груди. И это ученики понять умом не могут. Здесь нужна вера. И здесь мало уверовать, что не душа Учителя перед ними, но Он сам с Плотию явился им, но следовало бы уверовать в то, что Тот, Кого они называют Учитель, есть Бог во Плоти, Творец Неба и земли.
  Снисходя к их немощам, Спаситель предлагает им коснуться Его ран, а потом ест рыбу и мед. Но этим Он только убеждает учеников, что Он явился им с Плотию. И только. Что Он есть Бог, ученики еще не веруют. Их неверие сохранится до Сошествия Святого Духа.
 Все это Фома не видел. Поэтому через восемь дней Господь вновь является ученикам. На этот раз и Фома был с ними. Явившись, Господь говорит Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20:27). Не прикасаясь к ранам Спасителя, Фома восклицает: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28). Он верует.
 Господь же говорит ему: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20:29).
 Мы сейчас не видим Господа телесными очами, но храм наполнен теми, кто верует, что Иисус есть Бог во Плоти. Господь хочет, чтобы мы жили не видением, но верою.
 И в этом есть глубокая мудрость. В самом деле, что можно увидеть телесными очами? В лучшем случае, можно увидеть только то, что увидели ученики на горе Фавор. Они увидели там славу Сына Божия. Но спросим: после этого они уверовали в Него как в Творца Неба и земли? Нет. Оказывается, видеть телесными очами Спасителя во славе еще не означает, что видевший обязательно уверует в Того, Кого от видит, то есть в Бога во Плоти. Нам не следует забывать слова Пророка Исайи, который говорит: "…Очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего…" (Ис. 6:9-10). Поэтому нам неизмеримо важнее уверовать, что Христос есть Бог во Плоти. "Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную" (Ин. 6:40), - говорит Господь.
 Нам не полезно желать видеть здесь на земле Спасителя, Божию Матерь или кого-либо из Святых. Кроме того, нам надо быть еще чрезвычайно осторожными, потому что под видом Святых и даже Спасителя могут явиться и духи тьмы. Страдалице Василисе однажды явился некто в сияющей одежде, но она сказала ему: "Если ты Святой, то иди на Небо и оттуда помогай нам свой молитвою. А если ты Ангел, то тем более тебе место на Небе. Я не хочу в этой жизни видеть Ангелов и Святых" ("Отечественные подвижники благочестия" Март. Стр. 116-117 Издание Введенской Оптиной пустыни", 1997 г.)
 Нам следует укрепляться верою, ибо Господь говорит: "Праведный своею верою жив будет" (Авв. 2:4). "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Ин. 7:38).
 Жить верою означает жить под водительством Духа Святого. "Утешитель же, Дух Святой, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14:26).
 Сподоби, Господи, нас веровать Тебе с любовию, чтобы мы с верою и любовию исполняли Твои заповеди, чтобы мы с верою и любовию принимали все скорби, имеющие посетить нас в этой жизни, чтобы мы веровали, что Бог есть Святая Троица, чтобы мы веровали, что Второе Лицо, Сын Божий сошел на землю ради нашего спасения. Сподоби нас твердо веровать в то, что написано в Символе Веры, чтобы мы веровали во Священное Предание, и что Православие есть истинная непогрешительная вера в Бога. Аминь.
            Протоиерей Владимир Антипин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить