Текст выступления на Рождественских чтениях в Ноябрьске
Хотелось бы несколько слов сказать о вещах основополагающих. Наша повседневная жизнь и деятельность строятся на определенном фундаменте и от него зависят.
У каждого поколения своя война. Но если раньше фронт проходил между государствами, то сегодня раскололся весь Земной шар. Заметили, что Россию ставят в один ряд с Китаем, Ираном, Северной Кореей и т.п. А мы вынуждены были даже ввести новый термин – «коллективный Запад». Что же стало разделительной чертой для всех стран мира?
Это консервативное видение жизни и либеральное понимание мира, чьи принципы - толерантность, плюрализм, права и свободы - вступили в непримиримую борьбу с традиционными ценностями России.
Увы, либеральную идеологию мы даже когда-то впустили в свою Конституцию. Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Никогда ничего подобного в России не было.
О какой свободе идет речь? Свобода – весьма широкое понятие. Для коммунистов – от эксплуатации, для националистов – от других наций, для верующих – от греха. Какую свободу имеет в виду либеральная идеология? Читаем в энциклопедии: «Либерализм – стремление к свободе от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством». Три кита, на которых стоит русская цивилизация, объявлены главными врагами.
Заметим, приверженцы либеральной идеологии откровенно, не стесняясь, называют то, против чего борются. «Либерализм – противополагается ортодоксальности, отвергает догмы религии и отстаивает свободу против духа авторитета». Еще три врага – ортодоксальность, догмы и авторитеты. И даже закрепили эти понятия в своих международных документах. Объединяет эти понятия то, что они три предполагают наличие Абсолютного.
Если кратко: либерализм – это непризнание Абсолютного.
Отказавшись от Абсолюта, они абсолютизировали свободу. Хотя она есть лишь средство, условие для любви, она вторична.
Грех не в самой свободе (это Божественный дар человеку), а в ее претензии на неподобающее ей место.
Когда свобода вытесняет любовь с высшей строчки и отводит ей место служебное, такая опрокинутая любовь становится уже НЕ-любовью.
У Розанова есть замечательный пример: «Извозчик, ты свободен? – Да! – Ну и кричи: да здравствует свобода! Рабочий, ты свободен? – Да, уволили с завода, свободен. – Ну и кричи: да здравствует свобода! Женщина, ты свободна? – Да, уже 30 лет, и всё не замужем. – Ну и кричи…»
Оставить извозчика, работника, одинокую женщину в такой свободе есть проявления нелюбви.
Еще Розанов: «Человек сотворен из золота? Нет, преобладающий металл в нем – чугун. Но золотые нити прорезывают чугун».
Мы любим в человеке золото, хотя его немного, а чугуну оставляем свое место низменного, темного, грубого. Гуманизм сделал их равноценными, а затем либерализм провозгласил чугун первым и главным – его больше.
Вновь умница Розанов: «Только оканчивая жизнь, понимаешь, как рад был бы, чтобы кто-нибудь тебя наказал, "оставил без обеда". Но никто не накажет. Ты – никому не нужен». Вот принцип либерализма: свободен, т.е. никому не нужен!
Либеральная свобода при кажущейся заботе о правах человека на самом деле обнаруживает в себе принцип ненависти, презрения, отрицания, приводит к равнодушию, одиночеству, эгоизму, заводит в жизненный тупик.
Недаром Пушкин называл ее – «гибельная». «Свобода, не ограниченная Божеским законом, - говорил поэт, - гибельна как для личности, так и для общества».
Настоящая любовь состоит в том, чтобы вылечить заблуждающихся словом истины, избавить ближнего от его заблуждений, подать утопающему в грехах руку, показать путь, напомнить о золоте, а не потакать его низким чугунным желаниям, не поощрять его блуждания, не оставлять наедине с падшей природой.
Предоставить полную свободу утопающему (грешному) – обречь его на гибель.
Но и спасать утопающего – должны мы понимать – всегда жертвовать собой.
Истинная любовь – это жизнь как несение Креста ради любви к ближнему. Любовь тем и доказуется, что приходится жертвовать своим комфортом ради любви. А при либеральном миропонимании – в центре сам человек, его права, благополучие, успешность.
Что в итоге получаем? Свобода от родителей – детдом. Свобода от брака – разврат, свобода от детей – дом престарелых. Свобода от государства – чужая колония. Свобода от религии – рабство страстей и сатанизм. Гендерная свобода – тут без комментариев.
Либеральную свободу нам навязали с одной целью, чтобы выиграть гибридную войну. Чтобы поиметь наши ресурсы, наши мозги, нашу культуру, наши карманы, наших детей, наши души…
Сегодня, увы, многие уже почувствовали вкус безграничной свободы: комфорта, отдыха, карьеры, славы, свободы не рожать детей, свободы не ухаживать за престарелыми родителями, свободы определять свою сексуальную ориентацию… Вот только счастья при этом – не получается! Люди из всех сил делают вид, что они счастливы. Бедные, бедные люди! Они не знают истинного блаженства: блаженства отказа от такой свободы. Когда тебе наливают – а ты не пьешь! Когда красавицы соблазняют – а ты не падаешь. Когда над тобой смеются – а ты их жалеешь. Когда тебя не замечают, отодвигают, не признают – а ты царь своей истинной свободы – свободы от греха. Когда тебя убивают – а ты молишься за своих распинателей, как это делала святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна.
Свободно и сознательно понести свой крест – это и есть истинная радость. Крест материнства, крест воспитателя, врача, руководителя… А есть высшая радость – жизнь отдать за други своя. Как Тарас Бульба у Гоголя, как капитан Миронов из «Капитанской дочки», как Сотников из повести Быкова.
Как же нам вернуться к такому мироощущению наших предков?
Для этого надо четко определиться в своих ценностях.
Наши «оппоненты» сами нам подсказывают нашу идеологию.
Вера, традиции (семья), государственность – триада не хуже Уваровской.
В «Декларации принципов толерантности» сказано откровенно: «Толерантность – отказ от абсолютизации Истины». У нас же никто в таких терминах не мыслит и не высказывается: от Госдумы до школьного урока. Зря, это основа нашей русской цивилизации. Тем более для многонационального государства. Суть идеологии наших «оппонентов»: отказ от Абсолюта. Мы – защита и сохранение Абсолютных ценностей.
А пока в учебнике по светской этике для 4 класса читаем: «Человек САМ может определять, что такое добро, а что зло». И чуть не каждый второй ученик сегодня вам скажет: у каждого своя правда.
Или учебник Сахарова по литературе: «Главная ценность любой системы – права человека». И так всюду.
Интересно, а как было в Российской империи?
Открываем «Свод законов Российской империи»:
Глава 7. 62. Первенствующая и господствующая вера в государстве есть христианская православная.
- Император есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры...
- Все иноверцы пользуются свободным отправлением своей веры.
Сотни народов жили мирно в едином государстве столетиями. А сейчас, наоборот, люди с Кавказа нас с вами упрекают за потерю своих святынь, за отказ от неизменных ценностей.
И этот процесс потери главных духовных ценностей шел давно и постепенно.
Тургенев много говорит о любви, но в его произведениях никто не качает ребенка. Тургеневские девушки – не мать и не жена, а вечные девушки. Островский считается создателем национального русского театра, но все его купцы – самодуры. Хотя купец Третьяков вкладывался в картинную галерею. Купец Савва Мамонтов строил железную дорогу. Строганов – церковь у нас в Нижнем Новгороде. Преп. Серафим, оптинские, афонские старцы – купеческие дети. О них пьес не написано, и наши ученики судят о русских купцах по самодурам Островскго.
У Льва Толстого образованные Пьер и Андрей ищут смысл жизни посреди православной империи и не приходят ни ко Христу, ни к Церкви. Что же они искали, спрашивается?
Куприн и Бунин начинают бороться с браком, всем своим творчеством доказывая, что страсть выше любви, что брак любовь убивает.
Серебряный век: все верующие – и ни одного православного. Теософия, антропософия, софиология, эзотерика, Блаватская, Рерихи, оккультизм…
Но Бог не оставлял России: Пушкин, Гоголь, Достоевский и многие верные сыны отечества твердо противостояли нарождающемуся либерализму.
Хотя за последние 30 лет нас успели все-таки обольстить прелестями либеральной свободы, обернув их в красивые понятия. Пройдемся по этим принципам.
Достоинство – это понимание используют для оранжевых революций: вы достойны большего. Понятие «золотого миллиарда» строится на этом понятии. Из этого же принципа возникает ювенальная юстиция: дети достойны большего. А у нас этот термин стоит на втором месте в перечне наших духовных ценностей.
Свобода слова – таковой просто в природе не существует! Вы видели человека, который говорит всё, что ему взбредет на ум? Согласитесь, это признак психического отклонения.
Демократия – еще Солженицын заметил: «В наше время демократия из формы государственного устройства возвысилась в универсальный принцип человеческого существования». То есть перешла из политического в мировоззренческий и даже в религиозный. Демократия – это власть большинства… в человеке. А в человеке, как известно, больше заблуждений, страстей, прихотей и т.п. Золота не может быть много, иначе оно и не золото.
«Широки врата, ведущие в погибель» (Мф. 7:13), - ясно предупреждает нас Евангелие. Демократия – власть большинства, то есть тьмы.
Толерантность – не просто терпимость, а терпимость ко злу, а в итоге не просто нейтральное отношение ко злу, а признание его главенствующих прав как более массовой и более сильной части в человеке.
А как только зло становится сущностью человека, так сразу добро – врагом, который мешает. Если коммунисты утверждали, что Бога нет, то либералы не против Бога, вот только дьявол для них сильнее и человек носит в себе образ дьявольский. А это страшнее безбожия.
«Ты не плохой, ты – другой» – твердят нам либералы. Этот принцип проникает в школу…
Рискну утверждать что мы выиграли войну в 1945 по той причине, что у нас не было толерантности.
Судите сами. Илья Эренбург, будучи во время оккупации фашистов во Франции, свидетельствует: «Во Франции шла "странная война". Газеты писали о новой моде: дамские шляпы, похожие на военные пилотки. Когда немцы вошли в Париж, они ходили по ресторанам, фотографировались, покупали непристойные открытки… Сидели в кафе, загорали на солнце, пили коньяк, обсуждали дальнейшие походы. Париж был для них прекрасным отдыхом с бесплатными путевками». Страшно представить, что мы превратились бы в таких же толерантных к фашизму миротворцев! Не превратились, – поэтому и победили.
Мир. Сегодня немалая часть нашего общества рассуждает о напрасных жертвах в нашей борьбе и защищает мир. Но их мир – это мир со злом. Еще Л. Толстой заметил: «Разве можно указать людям грех, не сделав им больно?» Вывод прост: чтобы не было больно, надо отказаться от понятия греха. Пацифизм неразрывно связан с либерализмом.
«Не мир принес Я, но меч», говорит Господь, имея в виду не военное оружие а инструмент разделения.
Да, Истина всегда разделяет. Понятие войны возникает там, где есть четкое деление на черное и белое, добро и зло, свет и тьму, низ и верх, падение и взлеты, святость и порок, норму и аномалию.
Чем выше святыня – тем больше жертвенности. За шубу и холодильник, за любовницу и партнера жизнь радостно не отдают! Отдают за высокое и вечное.
Потому жертвовали своими жизнями наши предки, что имели четкое, ясное, конкретное представление о черном и белом. Без толерантности.
Соответственно, за пацифистский мир ратуют те, кто хотел бы стереть грани между светом и тьмой. Н.А. Нарочницкая верно заметила: «Нет ценностей – нет и героев».
Достоевский пацифистам отвечал: на войну идут не убивать, а жертвовать собой. Зло – идет убивать, потому что Свет обличает, что их дела злы. И они ненавидят Свет и идут войной на него. Добро идет жертвовать собой для сохранения Света.
Верно заметил наш Президент: «Мы не начинаем войны, мы их заканчиваем».
Права. Когда ребенок заговорит о правах? Тогда, когда выйдет за рамки обычных норм и захочет то, что за гранью нормы: тату, пива, гулянок… О правах рассуждал Раскольников: «вошь я или право имею». Право переступить через Божественные нормы, данные изначально человеку.
Права по умолчанию отменяют абсолютный закон. Читаем в Обществознании 9 класса: «Родители имеют право на содержание со стороны детей». То, что всегда являлось обязанностью, законом совести, перенесли в область юридического законодательства. Закон совести заменили административным. Какой переворот сознания! Не внутренний закон совести, а навязанный депутатами. Значит, можно и не исполнять.
Права человека – самое мощное оружие массового поражения. В 1762 году дали право дворянам не служить – и это право разрушило сословную систему, а затем и всю империю. В 1917 издали приказ № 1, разрешающий не подчиняться командирам – и на следующий день не стало самой мощной армии в мире! Без войны, без единого выстрела. Как вам право? Появился феминизм – и семьи стали разваливаться, как карточный домик. Право на аборты – и миллионы погибших. В 1991 мы заимели право делать всЁ, что не запрещено законом: и страну разграбили похлеще Наполеона! Чичикова, которого я десятилетиями просмеивал на уроках, сделали главным героем. Торгуй хоть воздухом, главное, не нарушай Уголовный кодекс. Если завтра дадут прав детям не слушаться родителей – цивилизация исчезнет без всякого оружия массового поражения.
А пока в учебнике «Обществознания» 9 класса находим: «Во многих обществах считается неприличным ходить по улицам обнаженным, оскорблять старших, обижать слабого, издеваться над инвалидом и т.п.». Считается, а не является! Замена одного слова меняет всё. Внедряется в сознание, что нет Абсолютного, всё относительно!
В этом же учебнике вы прочитаете: «Право – результат движения человечества по пути цивилизации. Обычаи – это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения». Вот так. Традиции – насилие. Права – «истинная» свобода.
Если мы хотим выжить и сохранить наше великое наследие, мы должны понять: все строится на вечных, неизменных ценностях и на их иерархии.
Истина есть, она одна, она – неизменна, хранит ее Православная Церковь.
На вершине лестницы – любовь.
Нет человека без любви. В ней и смысл и счастье.
Нет любви без нравственности. Любовь есть жизнь в круге норм.
Нет нравственности без религии. Зачем быть хорошим, если я завтра умру.
Достоевский оставил нам наказ: «Любовь немыслима без совместной веры в бессмертие души человеческой».
Сегодня нас соблазняют решить наши проблемы без религии и государства.
Апостол предупреждал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18-19). Так устроен человек после грехопадения. Не хватает ему воли быть хорошим. Для этого и нужен человеку падшему – Спаситель. А гражданину – Отечество, государство, власть! Замечательно заметил Розанов: «Единственная порочность государства – его слабость».
Поэтому мы каждый на своем месте должны прежде всего проникнуться верой в абсолютные ценности, довериться Матери-Церкви и сделать всё для их сохранения в сердцах наших детей.
Закончим словами Святейшего Патриарха: «Либеральному гностицизму мы должны противопоставить христианскую истину. От того, насколько твердо мы будем стоять в Истине, будем верны нравственным ценностям, зависит будущее нашей страны».