Милосердный самарянин

Милостью к ближнему является и молитва.


Когда мы читаем притчу о милосердном самарянине, то нас радует, что нашелся человек, который сжалился и оказал помощь страждущему. Господь же Иисус Христос есть Благодетель выше всех благодетелей земных. Он увидел все человечество в беде, во грехе,  в состоянии погибели, безысходности и сжалился.
 Он сошел с Неба на землю, стал ради нас человеком, стал нам так близок, чтобы мы могли без страха подойти к Нему. Он сделал это единственно по Своему милосердию, потому что по делам нашим мы не заслуживали такой милости.
 Господь во время Своего земного служения исцелил  многих и всем даровал прощение грехов на Голгофе. Он и сейчас остается для нас Тем же благодетелем, Помощником и Врачом всех наших болезней.   
 Если в Евангельском рассказе мы видим человека, израненного разбойниками, то мы разве не похожи на него?  Когда мы стоим в очереди на таинство покаяния, то разве мы не изранены разбойниками бываем? Изранены! Да еще больше, чем евангельский человек.
 Он изранен был телесно, а мы, ждущие исповеди, бываем изранены душевно. Мы бываем изранены грехами так, что кроме Бога нас исцелить уже никто не может.
 И вот таких-то нас, избитых, униженных, оскорбленных невидимыми врагами, принимает Господь Иисус Христос.
 Как Евангельский самарянин уврачевал пострадавшего, так Господь лечит нас, исцеляет, прощает нам кающимся всё, что по злому произволению мы дерзнули сделать в этом мире. Но мало того, что Он прощает нам грехи, Он восстанавливает всё то, что грех разрушил. Для этого Он дает нам Самого Себя, говоря: "Ядый Moю Плоть и пияй Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6,54).
 Но, исцеляя нас Своею Плотию и Кровию, Господь дает нам неизмеримо большее, чем то, что мы можем просить. Он дает нам то, что мы, земнородные, и  помыслить-то не можем и даже подумать об этом не дерзаем. Господь по неизреченной любви Своей делает нас причастниками Своей вечной жизни. Он просит за нас в молитве к Отцу: "Отче, ихже дал ecи Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною" (Ин. 17:24).
 Господь настолько приближает нас к Себе, что человек, живя еще на земле, бывает в то же время и небожителем по благодати, дарованной ему от любящего его Бога.
 И как говорится в Евангелие, что самарянин привез раненого в гостиницу и поручил его хозяину её, оплатив все расходы по содержанию, так и нас, исцеленных и исцеляемых, Господь помещает в Свою Церковь, где человек может безопасно спасаться, достигая богоподобия. И таким Он обещает быть для нас до скончания века. И по окончанию земной жизни Господь хочет даровать нам жизнь блаженную в вечности. А это уже воистину есть то, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку" (1 Кор. 2:9).
 Но будучи Сам таким, Господь хочет, чтобы мы были подобны Ему в милосердии, сострадании и любви к людям: "Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6:36).   
 Евангельский самарянин есть образец Иисуса Христа. Он преподносится нам как доступный образец милосердия и сострадания. Приводя нам его в пример, Господь хочет, чтобы и мы были всегда готовы оказать помощь нуждающемуся в ней.
  И хорошо было бы, если бы каждый из нас был постоянно мобилизован на оказание помощи ближнему. В поле зрения человека всегда есть несколько объектов, где требуется его помощь. И очень опасно быть здесь чем-то недовольным. Наоборот нужно радоваться, что ты кому-то нужен. И ты, действительно, нужен сыну, дочери, жене, матери, отцу, другу, наконец, ты нужен всему приходу. Трудись и не ослабевай, человек, на этом попроще! Именно о таком образе жизни Господь сказал: "Сие сотвори и жив будеши" (Лк. 10:28). И ещё, указывая законнику на самарянина, Он говорит: "Иди, и ты твори такожде" (Лк. 10:37).
 Но чем мы всегда, в любое время, можем оказать помощь ближнему? Положим, ты не всегда в состоянии оказать материальную помощь, но молиться ты можешь всегда. Делать молитву – вот помощь всем. А помощь в молитве - это не только за кого-то просить Бога. Если ты серьезно упражняешься в молитве Иисусовой, то это тоже уже есть помощь. И если ты найдешь внимательную молитву, то этим ты уже оказал помощь всем.
 Чем оказал помощь людям преп. Сергий Радонежский? Он только молился уединенно в лесу и возрос в молитве так, что стал нужен другим людям. Сначала к нему пришел один ученик, потом другой, и так собрался целый монастырь. Будучи устойчив в молитве, прп. Сергий стал нужен всей России. Видите, как в немощном нашем теле при условии глубокого смирения может проявиться огромная сила Божия. Через немощного человека Господь может протянуть руку помощи всему народу. Такими были прп. Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий, Иоанн Крестьянкин... Старец Силуан Афонский говорит, что если человек помолится за народ и если этот  человек заплачет за  народ, то Бог помилует народ.    
 Как много может сделать доброго молящийся! И здесь надо понять, что молясь не мы помогаем нуждающемуся, но Сам  Господь по нашей просьбе оказывает ему помощь. А Господь сделает это гораздо лучше нас. Давайте учиться сочетать помощь руками с помощью посредством молитвы и помогать ближнему, больше умоляя Бога, чем полагаться только на свои  силы. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин