Урок литературы "Великий социальный эксперимент" ("Собачье сердце").
Великий социальный эксперимент
(по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)
Преподаватель: Лобастов Н.А.
Цель урока – раскрыть тему критики большевизма в повести, определить авторскую позицию в вопросе ответственности ученого перед обществом за свои эксперименты..
Задачи:
1. рассказать о видении Булгаковым советской действительности 20—х годов;
2. показать тревогу автора за отход от традиционного пути развития;
ХОД УРОКА
Учитель. Мы познакомились с повестью Булгакова «Собачье сердце». Это яркая сатира на большевиков. Лучше Булгакова суть коммунизма в литературе, пожалуй, никто не воплотил. 1925 год. Прошло всего 8 лет после революции, год как умер Ленин. Повесть посвящена ему, зетеявшему великий социальный эксперимент.
На этом уроке мы проследим, как и за что автор критикует большевиков. И только ли этим ограничивается или выходит на глобальные проблемы бытия человечества.
Запишем план урока (слайд):
I. Шарик: даже псу ясно…
II. Шариков.
III. Швондер – «главный дурак»
IV. Преображенский: взгляд интеллигента
V. 1917 – великий социальный эксперимент.
VI. Социальные эксперименты сегодня.
Итак, Булгаков так выстраивает повесть, что в начале ее мы глядим на жизнь глазами дворового пса. Ирония автора в том, что даже дворовая собака прекрасно ощущает результаты большевистского переворота, пока вполне на бытовом уровне. Вспомним, где на первых страницах повести собака это выказывает?
I. Шарик: даже псу ясно…
1. Какая гадина, а еще пролетарий.
2. Неужели я обожру Совет Народного Хозяйства, если в помойке пороюсь?
3. Настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из Совета Нормального питания.
4. Остальные 25 коп. завхоз уворовал.
5. Я теперь председатель, и сколько ни накраду – все на женское тело.
6. Потому что наголодался я в молодости достаточно, а загробной жизни не существует.
7. Ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра.
8. Если бы вы видели, из чего эту колбасу делают… Для чего вам гнилая лошадь?
9. Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме.
10. Вот бы тяпнуть за пролетарскую ногу. За все издевательства.
11. Что такое воля? Дым, мираж… Бред этих злосчастных демократов. («Ошейник – все равно что портфель»).
Учитель (кратко комментирует каждый пункт):
1. По теории Ленина, передовой класс, авангард – это пролетарии. Уже по своему социальному положению они выше остальных. Вот пес и удивляется…
2. Ненависть выплескивают на все живое.
3. Чем лучше был повар графа? (Ответ: кидал кость - с осьмушку мяса).
4. Как потом напишет Солженицын: странная загадка: при помещиках не воровали, а когда все стало своим – все бросились воровать.
5. Ничего святого, кроме материального!
6. Принцип безбожного коммунизма.
7. Нашли выход все самые низменные инстинкты, не сдерживаемые ничем.
8. Отношение к человеку как к быдлу: главное накормить, чтобы не бунтовал, а как и чем – не имеет значения.
9. То же…
10. Посеяв ненависть – ненависть в ответ и получат.
11. «Гибельная свобода» (по выражению Пушкина) ощущается даже псом, который на собственной шкуре осознает полезность ошейника – то есть ограничения. Иметь хорошего хозяина – значит жить спокойно и сыто.
Вывод: даже пес на своем биологическом, бытовом уровне ощущает всю ненормальность большевистского образа жизни: вместо любви – ненависть.
II. Шариков.
Шарик, став Шариковым, уверенно заявляет: «Я, известно, не нэпман!»
Где Шариков говорит устами большевиков? Прокомментируйте одну из цитат.
• Прислуга, а форсу, как у комиссарши.
• Это Зинка ябедничает. – Не сметь называть Зину Зинкой!
• То не плевать. То не кури. Что вы мне жить не даете?
• Я своего разрешения на операцию не давал. Я иск, может, имею права предъявить.
• В настоящее время каждый имеет свое право…
• Мы в университетах не обучались, в 15 комнатах не жили…
• Документ – самая важная вещь на свете (Швондер).
• Господа все в Париже.
• Взять все, да и поделить…
• Площадь мне полагается в 16 квадратных аршин.
• Машинистка, жить со мной будет. Борменталя надо будет выселить…
• Завтра я тебе устрою сокращение штатов.
Студенты выбирают цитаты и комментируют их.
III. Швондер – «главный дурак».
Интересно, что в устах Швондера мы с вами почти не найдем аргументов против коммунистов. Он как бы остается в тени. Он не смешон, как Шариков, не откровенен, как профессор. Автор сознательно так строит его образ. Большевики творят зло чужими руками. Швондер сеет разруху в головах таких как Шариков, а те уже реализуют их идеи в жизнь.
Один раз все-таки Швондер задел профессора. Где, как? – в газете.
IV. Преображенский: взгляд интеллигента.
Конечно, у автора, неприязнь к большевикам выказывает прежде всего профессор медицины Ф.Ф.Преображенский. Сейчас мы покажем инсценировку сцены, где в квартиру к профессору приходят представители домкома. Вы должны после просмотра ответить на вопрос: Над чем смеется автор и его герой?
СЦЕНКА. Участвуют преподаватель (Преображенский) и четыре студента. Сцена: Швондер и К. пытаются отнять комнаты у профессора.
Итак, над чем иронизирует автор?
1. Равенство.
2. Эмансипация.
3. Язык.
4. Новые, сомнительные, авторитеты (Дункан)….
ВОПРОС: Если по всему тексту проследить, где еще профессор иронизирует над большевиками?
1. Ласка – единственный способ, который возможен в обращении с живым существом… Они напрасно думают, что террор им поможет.
2. Это отрава для человеческого желудка! (колбаса).
3. Вы можете сказать – что им придет в голову? – Все, что угодно.
4. Не читайте до обеда советских газет... Те, которых я специально заставлял читать «Правду», - теряли в весе.
5. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы…
6. В марте 17-го пропали все калоши…
7. Когда началась революция, все стали ходить в грязных калошах.
8. Почему электричество, которое тухло в течение 20 лет два раза, теперь аккуратно гаснет раз в месяц? Статистика – ужасная вещь….
Кстати, сегодня имеет смысл задержаться на рассуждении профессора о разрухе. Разруха – это кризис. Каковы же причины кризиса-разрухи, по мнению Булгакова?
ОТВЕТ: Разруха – не старуха. Разруха начинается в головах.
Учитель: Гениальное прозрение автора, до сих пор не осознанное нашим обществом. Прогресс начинается не с компьютеризации, деторождение начинается не с высоких пособий, и экономика - не с инвестиций... Все начинается с мировоззрения человека! Все начинается в голове. И прогресс, и разруха-кризис. Если в сознании, в сердце человека нет гармонии, нет четких и правильных представлений о мире, - то начнется разруха.
Даже Президент России Д. Медведев несколько дней назад вспомнил этот эпизод в связи с кризисом (слайд: цитата Президента).
Достоевский писал: «Экономическая идея никогда не свяжет, свяжет сила нравственная. На мясе, на экономической идее ничего не основывается».
Булгаков в своих убеждениях не новатор. Он продолжает традиции Пушкина, Гоголя, Достоевского…
Давайте поищем параллели в его повести с другими ранее пройденными нами произведениями русской классики.
ПАРАЛЛЕЛИ (слайд)
1. «Потому что наголодался я в молодости, а загробной жизни не существует?» – Катерина: «Живу, маюсь, просвету не вижу, да и не увижу…». Раскольников: «Нет мне жизнь однажды дается».
2. Я заботился об улучшении человеческой породы. Неужели вы думаете, что из-за денег? И вместо этого что же получилось?» - Базаров. Раскольников…
3. «Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме» - реклама Маяковского «Нигде кроме… как в Моссельпроме».
4. «Глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видно…» - Толстой: «Глаза – зеркало души».
5. «Настоящая личность – повар графов Толстых.» - Павел Петрович: «Личность – вот главное. Ибо на ней все строится…»
Итак, давайте подытожим, на что направлена сатира Булгакова. Перечислим, что он критикует у новой власти:
1. Эмансипация.
2. Язык
3. Воровство
4. Равенство
5. Террор
6. Новые авторитеты (Дункан).
7. Новые имена
8. Разруха
9. Происхождение
10. Газеты
11. Колбаса
12. Без бумажки я букашка…
13. Отношение к женщине
14. Желание властвовать
15. Клевета, кляузы
Интересно, что автор так выстраивает повествование, что его герой Шариков нарушает все заповеди Декалога. Докажите это?
5. Чти отца…
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не воруй…
9. Не лги…
10. Не завидуй…
А профессор нарушает где-нибудь эти заповеди?
ОТВЕТ: Нет!
Последние шесть заповедей он не нарушает – он высоконравственная личность. Но в повести можно найти немало эпизодов, где профессор себя ругает. За что?
ОТВЕТ: За то, что создал Шарикова….
Учитель: Это грех? Это плохо? Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала проследим, как начинается осознанием им его ошибки. Посмотрим отрывок из фильма. А затем я вам прочитаю, как это написано в повести у Булгакова. И мы заодно обратим внимание на важный вопрос: чем текст литературного произведения принципиально отличается от экранизации – какие тонкости слова там исчезают, а они очень важны для нас.
ЭПИЗОД ИЗ ФИЛЬМА.
Чтение: глава 6, разговор профессора с Шариковым (в сокращении).
- Это все Зинка ябедничает.
- Не сметь называть Зину Зинкой! Понятно? Не плевать! Не ругаться!
- Что-то вы меня, папаша, больно утесняете.
- Называть меня по имени и отчеству!
- Да что вы мне жить не даете? Разве я просил мне операцию делать? Хорошенькое дело! Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал.
Глаза Филипп Филипповича сделались совершенно круглыми.
- Может быть, вы предпочитаете снова бегать по помойкам?
- Да что вы меня попрекаете – помойка. А если бы я у вас помер под ножом?
Филипп Филиппович бледнел, слушая…
- Документ мне нужен…
- Хм.. Документ! – голос его звучал неуверенно и тоскливо.
- Как же без документа? – уверенно говорил человек. – Домком спрашивает…
- Ах ты, Господи, - уныло воскликнул профессор. – Я же вам запрещал шляться по лестницам.
- Что я, каторжный? Как это так «шляться»? Довольно обидные ваши слова.
Филипп Филиппович умолк, глаза его ушли в сторону. «Надо все-таки сдерживать себя», - подумал он. «Еще немного, он меня учить станет и будет совершенно прав».
Он преувеличенно вежливо и с железной твердостью произнес:
- Из-вините. У меня расстроены нервы…
Учитель: Профессор думает: Шариков прав… - и извиняется. Почему, в чем вина профессора? И в чем «прав» Шариков?
ОТВЕТ: Без его разрешения сделали ему операцию, а теперь гнушаются. Раз сделал – терпи. Никто не виноват, кроме профессора….
Учитель: Итак, Преображенский, будучи уверен в себе, что он не нарушает заповеди поведения человека в обществе, тем не менее согрешил нарушением первых заповедей: он возомнил себя, подобно Раскольникову, этаким «научным наполеоном», который может сделать насильно людей счастливыми, этим самым уподобившись тем, кого он так ненавидит – коммунистам. (Как Раскольников – Лужину и Свидригайлову).
Кстати, зачем в начале повести «похабные» страницы?
- Чтобы отметить как раз эту нравственную неразборчивость героя! Достижения науки используются для греха блуда! Профессора это не волнует, он пытается остаться нейтральным.
И вот к чему это в итоге привело!
К чести профессора, он сразу же осознал свою ошибку и сделал правильный вывод.
Чтение гл. 8. Задание: прочитайте на листочках отрывок из главы 8 и найдите в нем слова, которые можно взять эпиграфом, главные, на ваш взгляд, слова, важные, определяющие. Выпишите их. А затем мы сравним, что получилось.
• Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей.
• Зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно.
• Вы будете ждать, когда удастся из этого хулигана сделать человека? - Это никому не удастся.
• Все мы теперь будем иметь этого Шарикова вот где – здесь.
• Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы.
• На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
• Ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится?!
• Швондер и есть самый главный дурак.
• Коты – это временно. Коты - это лучшее из всего, что он делает.
Учитель: комментирует все высказывания.
V. Великий социальный эксперимент
Подобно тому как проф. Преображенский, желая улучшить все человечество, вмешался в святая святых – мозги – и провел эксперимент над человеком, - так и Ленин, желая улучшить жизнь человечества, вмешался в исторический ход общественного развития и провел эксперимент над русским народом.
Профессор вовремя опомнился и вернул все назад.
Повесть написана только с одной целью: призвать экспериментаторов, подобно герою повести, осознать свои ошибки и найти в себе мужество вернуть все в первоначальное состояние.
Повесть эта – предупреждение всем желающим вмешиваться в естественный ход жизни: последствия всегда неожиданны, непредсказуемы и чреваты катастрофой.
VI. Социальные эксперименты сегодня.
К сожалению, Россия не послушала Достоевского и взяла топор (скальпель?) для наведения справедливости. Не послушала и Булгакова – и 70 лет пыталась сделать из Шарикова человека. Что из этого получилось, отразил в своей знаменитой картине современный художник Илья Глазунов. Он ее так и назвал – «Великий социальный эксперимент» (слайд).
Картина "Великий эксперимент" является жестким и беспощадным приговором тем, кто проводил безжалостный опыт построения "нового мира. Не случайно в картине Глазунова "Великий эксперимент" столь большое место занимает пятиконечная масонская звезда, как бы оживающая действиями заключенных в ней персонажей. Мы видим первого цареубийцу Кромвеля, кровавых деятелей французской революции, провозгласивших "свободу, равенство и братство", деятелей знаменитого пломбированного вагона, которые прибыли к нам в Россию вместе с Ульяновым-Лениным. Узнаваемы в своей жестокости и фанатической готовности разрушить до основанья весь мир деятели мирового коминтерна... Левая часть картины напоминает нам о великой, свободной и самой богатой в мире стране — монархической православной России.
В кровавом мареве узнаем деятелей братоубийственной гражданской войны, как белых, так и красных... А внизу, словно объятая вселенским пожаром, обреченная на убийство и поругание семья последнего русского самодержца Николая II. Над ними, словно рассыпанная колода карт, фотографии государственных преступников царской России: Ульянов, Джугашвили... В правой части — неподалеку от смертоносной звезды — голова Христа, несущего тяжкую ношу креста, на котором он был распят вселенским злом.
И сегодня подобные социальные эксперименты не дают покоя нашим «научным наполеонам». Назовите их?
- Клонирование, модифицированный продукты, использование ткани абортированных младенцев в медицине и т.п.
Результаты подобных экспериментов всегда будут напоминать результат проф. Преображенского: возникнет много новых проблем. Лучше, чем создано, не создашь!
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: Почему Швондер – «самый главный дурак»?
Комментарии