Урок Есенин - певец покаяния

Урок литературы «Ушел в страну чужую» (Есенин – певец покаяния)


Преподаватель: Лобастов Н.А.
Цель урока – раскрыть покаянный характер лирики С.А. Есенина.
Задачи:
1.  рассказать о трагедии С. Есенина, о его «непутевой жизни»;
2. показать чувство неприятия греха поэтом.
   
ХОД УРОКА
Учитель.
Мы с вами поговорили о судьбе Есенина, о его лирике, о его поэтическом признании в любви к России, к русской деревне. На этом уроке мы поговорим о Есенине как певце покаяния.
Чтобы разобраться в этой непростой теме, нам придется обратиться к первооснове этой темы – знаменитой притче о блудном сыне из Евангелия от Луки. Сейчас я кратко напомню суть ее, а вы при этом пытайте соотнести ее с судьбой Есенина.  
Притча о блудном сыне:
У одного человека было два сына. Один сын жил просто: вся его воля сливалась с волей отца. Ему и в голову не могло прийти, как можно не слушаться отца, ведь это отец! И даже ощущению радости от отцовского присутствия он не придавал значения: не с чем было сравнить, он никогда не бывал вне отцовского дома...
Младший сын был иной. Ему все чаще стали являться сомнения, неосознанные влечения, фантазии... Конечно, он уважает отца, но все-таки хотелось бы попробовать жить по-новому. И он уходит из отчего дома.
Отец, как человек мудрый, проживший уже жизнь и знавший, что бывает в подобных случаях, увидевший бурю смущения в сердце своего сына, не стал удерживать его. Что бы значили все умные слова отца, если сердце юного отрока воспылало самомнением? Какой смысл удерживать силой человека, пока он на собственном опыте не разуверится в своих убеждениях? Можно, конечно, прикрикнуть на сына и заставить работать на себя; и сын вновь пойдет молча на работу, но при этом внутри озлобившись на отца, который преграждает ему путь к счастью. Он будет считать отца своего - помехой! Для отца, который предвидит страдание сына, тем не менее важнее будущих физических страданий его - свободная любовь к отцу. Любовь для мудрого отца превыше всего! И с глубоким вздохом и с болью в глазах отец отпускает сына...
 Вот оно, долгожданное счастье! Сколько друзей, клянущихся в верности до гроба! Как с ними хорошо! Как его любят девицы, и сколько радости в этой любви! Какая она сладкая! Как мог отец сдерживать его в своем имении и не позволять вкусить такую радость и полноту жизни? Музыка, смех, уверения в преданности, застолья, вино, общение - свобода! Счастье!
Но... деньги, на которых все это зиждилось, неожиданно закончились. Ведь это были деньги от наследства отца. И сразу обнаружилась странная вещь: у друзей появились свои заботы, девицы почему-то обратили свои прекрасные взоры на других молодых людей, у которых есть деньги. Все исчезло, «как с белых яблонь дым». И по сердцу нашего героя пробежал холодок от одиночества и оставленности... И вот, служа чужому хозяину, которому до нашего героя нет никакого дела, для которого он нужен только как работник для получения прибыли (зачем поэт государству?), блудный сын все чаще стал вспоминать того, о ком в веселой и счастливой компании он ни разу ни вспомнил - отца... Родной дом. Именно у свиного корыта вспомнил он о нем. Сын "встал и пошел к отцу своему".
Отец, увидев его вдалеке, не смог удержаться на месте и побежал ему навстречу. "И побежав пал ему на шею и целовал его" (Лк. 15:20). Сын заплакал: "Прости, отец, я был не прав..." «Я по-прежнему такой же нежный, и мечтаю только лишь о том, чтобы воротиться в родной дом».
Вечером возвратился с поля старший сын. Целый день работал он в поле, палимый зноем, уставший, пыльный, голодный... А тут - пир! Вопрошает он с удивлением одного из слуг: "Что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего" (Лк. 15:26-29). Я добросовестно работаю на тебя, слова дерзкого тебе не сказал, и "ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями своими", а здесь пришел твой сын, промотавший целое наследство, да как? "С блудницами!" И ты его так встречаешь? Разве это справедливо?!
Отец отвечает ему: зачем тебе нужен праздник, когда у тебя каждый день, как праздник. Ты всегда с отцом! Ты не знаешь, малейшего представления не имеешь, что такое предательство, как чувствует себя человек вдали от дома в полном одиночестве! Ты знаешь, что такое мечтать есть из свиного корыта? Нет. Ты испытывал ощущение полной ненужности - среди людей? Нет! Чему ты позавидовал - откормленному теленку, если все мои стада - твои! Быть под защитой и опекой сильного отца, каждый день испытывать на себе его любовь, пользоваться всеми его богатствами и авторитетом - разве после этого нужно еще какое-то дополнительное веселие? "А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк. 15:32). Вот по этому поводу действительно можно веселиться!

Эта притча – вершина литературы, образец, основа… Царствование Петра I – время, когда Россия ушла с пути, избранного князем Владимиром. Возвращение началось, пожалуй, с Пушкина. Он и здесь – первый. В 26 лет он осознал свою жизнь, свое творчество как возвращение из страны далече домой, от соблазнов западной, французской «гибельной свободы» - к традиционной русской жизни.
Свое возвращение он сравнивал с блудным сыном:
Так отрок Библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.

Разве Онегин не повторяет путь блудного сына, нарушая одну из главных заповедей Бога-Отца - "не прелюбодействуй"? Результат поисков "на стране далече" - убийство друга, отвержение чистой любви. И разве не делает он все-таки шаг на пути домой - к русской Татьяне? Что такое судьба Печорина, как не тот же уход? Только он вернуться не сумел - погиб. Катерина в «Грозе» повторяет фразу блудного сына слово в слово: «Согрешила я перед небом и перед тобой…», правда, только словом, но не делом. Самый яркий пример, пожалуй, - Базаров. Роман "Отцы и дети" - точное переложение притчи о блудном сыне. Роман даже начинается с того, как отец вышел на дорогу встречать возвращающегося домой сына – прямая аналогия с притчей. Умирая, он гордится только своими родителями, вдруг начиная понимать всю их жизненную правду. Весь жизненный путь Пьера с Андреем у Толстого - путь ухода от Отца, страданий без Него и возвращения домой: к народу и его вере.
Любой человек, видя вокруг себя грязь и страдания, всегда мечтает о совершенстве и чистоте. Литература отражает этот наш путь возвращения заблудшего человека к потерянному Идеалу, повторяя сюжет и образы притчи о блудном сыне. Есенин в этой цепочке – самое яркое звено.
Все его творчество проникнуто этой чисто русской темой – покаяния.
Много камней брошено в Есенина – и тогда,  и сейчас. Да, он грешил…
Да, он дошел до свиного корыта. Но и нашел в себе мужество признать это корыто – корытом, а не сладкой мечтой; а отчий дом – источником света и любви, а не пережитком прошлого.
Дело не в самом грехе – все согрешили – а в отношении к нему. Один любят грех, другие ненавидят. Нельзя поэтически воспевать грех!

Давайте проследим это на примере его творчества.
Есенин пишет:

Пошел скитаться я
Средь разных стран…
Тогда я понял,
Что такое Русь. (слайд: девицы в деревне)
Ушел в другие страны – чтобы понять Русь!
К сожалению, после грехопадения Адама человек так устроен: он не может понять и почувствовать всю глубину чистоты и святости, пока не окунется на дно грязи и несовершенства.
Чтобы понять всю притягательность и непреходящую ценность русской деревни, надо было из нее уйти. Человек ощущает необходимость соли только тогда, когда ее забудут положить в суп. Ценность воздуха – когда задыхается без него. Счастье Истины – когда окунается в ложь. И сегодня любой человек, к сожалению, возвращается к Истине, только упав. Как Пьер, Раскольников и т.д.

ВОПРОС: Куда уходит Есенин? Что искать? Зачем?
– В город! Там новые веяния, свобода, возможности, наука и образования, культура и искусство, там прогресс и цивилизация… Там, наконец, возможности самовыражения, а проще говоря – слава.
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

Но вот его замечательное искреннее признание в стихотворении «ГОРОД».
Храня завет родных поверий –
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах…
С улыбкой змейного грешенья
Девичий смех меня манул,
Но я хранил завет крещенья –
Плевать с молитвой в сатану.
Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел, и беги!»

Не смог. К славе липнет другое искушение – вино. Да, Есенин пил… Зачем? Послушаем самого поэта.
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином.
Реальность, «рок событий» тогда были таковы, что заставляли убегать от них. «Иной» - любимое слово поэта. Даже ту страну, о которой поэт мечтал и верил, он назвал «Инония». Это деревенский утопический рай.
 
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески – в дым.
Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.

ВОПРОС: О чем это Есенин хочет мечтать? – О вечном, о Рае, о неземном.
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.

Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом (слайд: мать у самовара)
Итак, круг замкнулся. Ушел, чтобы вернуться. В стихотворении «Письмо к деду» Есенин осознает это и признается, что ушел. Но ищет оправдания. ВОПРОС: Какие?
ПИСЬМО ДЕДУ
Покинул я родимое жилище.
Голубчик, дедушка!
Я вновь к тебе пишу…
Наивность милая нетронутой души!
Недаром прадед за овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
Тому же самому
Ты обучать стал внука.
Но внук учебы этой не постиг
И, к горечи твоей,
Ушел в страну чужую.
По-твоему, теперь
Бродягою брожу я,
Слагая в помыслах
Ненужный глупый стих.
Ты говоришь:
Что у тебя украли,
Что я дурак,
А город – плут и мот.
Но только, дедушка,
Едва ли так, едва ли, -
Плохую лошадь
Вор не уведет.
Плохую лошадь
Со двора не сгонишь,
Но тот, кто хочет
Знать другую гладь,
Тот скажет:
Чтоб не сгнить в затоне,
Страну родную
Нужно покидать.
Вот я и кинул.
Я в стране далекой…

Итак, какие ищет оправдания? Главное – плохую лошадь вор не уведет. Как это понять?
Еще какие оправдания найдем в этом отрывке?
А теперь послушаем самого поэта. Он лучше всего скажет об этом чувстве возвращения домой…

УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
1
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Учитель: Есенин – певец природы. Но у него всегда природа, ее явления и предметы, отражают состояние души.
Молодость – половодье чувств. Осень – закат жизни. В саду горит…
Давайте найдем в этом стихотворении в каждой строфе слова, связанные с природой. Затем – переведем их в состояние человека. Какому состоянию соответствуют.
1. Сентябрь – молодость прошла
2. Осенний дождик – душа замерзла
3. Тлен и сырость – благодаря сырости и тлению вырастает новое зерно! Иное понял благодаря падению.
4. Дороги – жизнь прошла…
5. Сад как кладбище – такова жизнь, разлад.
6. Отцветем, цветы зимой – нет смысла грустить.
Итак, мы связаны непостижимым образом со всем живущим. Природа умирает осенью, чтобы наступила весна. Отсюда и вера человека в то, что его смерть есть лишь переход.

2
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали…

Учитель: Как бы жизнь не складывалась, человек всегда тоскует по чистой любви!

3. Грубым дается радость… (песня) (слайд: цитата из песни)

Учитель: Обычно дерзкий человек, чтобы опорочить общепринятые нормы, сравнивает их с чем-то более низким, обыденным, грязным. Высокое – снижает. Например, Базаров, на восклицание отца о том, что молодые люди смотрят в небо, отвечает так: «Да, я смотрю в небо иногда – чтобы чихнуть».
Есенин неожиданно этот общепринятый прием переворачивает. Дерзость остается, но меняется направление: не сверху вниз, а снизу вверх! Посмотрите, он берет пошлый, дерзкий пример: мальчик ковыряет в носу – и неожиданно переходит от приземленного к понятиям высоким: только вот с этой силой в душу свою не лезь! И заканчивается стихотворение этим же приемом: «Я собираю пробки» - понятно, что речь идет о грехе, о падении, о поступках низких и дерзких: пьянстве. Но зачем? И неожиданный поворот вверх: чтобы пробками душу затыкать.
ВОПРОС: Что значит это выражение?
В этом весь Есенин. В этом его неповторимость как поэта. За это его и любят. Даже в падении он устремляет взгляд ввысь!

4.  (слайд: ночь).
Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым…

Учитель:
Половодье чувств – как вы себе это представляете?
Я не буду больше молодым – так это хорошо или плохо?
Кого благодарит за жизнь? – Не обезьяну и не большевиков, это точно!

5.
Я усталым таким еще не был….

Учитель: Как Есенин относится к своей уходящей молодости?
ОТВЕТ: «Непутевая жизнь». Темная сила приучила к вину. Золото – в серый цвет. Не радуют победы. Устал себя мучить бесцельно. Живой мертвец. Природу в бетон – бешеный пыл также надо умирять. Но… - поля, воробьи, ворона, рожь…

6 Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост…

УЧИТЕЛЬ.
Общее настроение? – панихида!
Последний поэт?
Скромен в песнях дощатый мост – как этот образ понять?
Обедня? – Служба.
Кадящих? Зачем еще церковная метафора?
Что означает свеча в церкви? – Тело и душа.
Железный гость? Черная горсть? – Комбайн!
О чем будут тужить колосья? – о человеческих теплых руках.
А сколько смысла может быть в двух словах – «двенадцатый час»!
12-ый час – Притча о работниках в винограднике…. Мф. 20:1-16.
Хозяин дома вышел рано поутру нанять работников в свой виноградник и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в свой виноградник. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и сказал им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в мой виноградник, и что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем (доме) делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, да мало избранных.
Учитель: Что такое виноградник, часы, динарий?
Есенин понимает, что он – последний. И боится, что пробьет двенадцатый час, а он еще не пришел в виноградник. Вот что его тревожит прежде всего!  
Как много стоит за одним словом!!


Принято считать, что Есенин любит Россию прежде всего за природу. Так ли это? Можно ли лишь за березы любить так Отчизну? Послушаем поэта:
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь –
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою.

Итак, он любит Россию прежде всего за красоту людей, их отношений! Любит за веру, любовь, милосердие, кротость, терпение в несении креста, святость… За веру!

Интересно, что Есенин был в Америке. Уже взойдя на пароход «Париж» (второй после «Титаника»), он был в шоке от увиденного. Небоскребы, огни, возможности, богатство – все это не соблазнило деревенского парня. Он пишет об Америке: «Я не люблю Америки….» (слайд).
Итак, первое – это любовь к России, к родине.
 
Второе. Готовясь, я пытался составить такую таблицу: в одной колонке слова для выражения отношения к себе, грешному; во второй – обвинительные слова другим. Для второй – не нашел! Нет их. Помните, за что все так любили Соню Мармеладову? Вот и Есенин таков. Посмотрите, как он себя называет:

Только сам я разбойник и хам…

Я такой же, как вы, пропащий,

Не такой уж горький я пропойца..

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.

Гнилых нам нечего жалеть,
Да и меня жалеть не нужно.

О, помолись и за меня,
За бесприютного в отчизне.

Только один раз Есенин возмущался очень резко: на стихи Д.Бедного
Послание «евангелисту» Демьяну Бедному
Я часто думаю, за что Его казнили?
За что Он жертвовал своею головой?
За то ль, что враг суббот, - Он против всякой гнили
Отважно поднял голос Свой?

…За то ли, что Себя на части раздробя,
Он к горю каждого был милосерд и чуток,
И всех благословлял, мучительно любя, -
И маленьких детей, и грязных проституток?

Не знаю, я, Демьян, в евангелье твоем
Я не нашел правдивого ответа.
В нем много бойких слов… ах, как их много в нем…
Но слова нет достойного поэта.

Я не из тех, кто признает попов,
Кто безотчетно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.

И все-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна,
Мне стало стыдно так, как будто я попал
В блевотину, изверженную спьяна.

Пусть миф – Христос, как мифом был Сократ,
Пусть не было Христа, как не было Сократа, -
Так что ж, от этого и надобно подряд
Плевать на все, что в человеке свято?

Ты испытал, Демьян, всего один арест.
И ты скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый!»
А что, когда б тебе Голгофский дали крест
И чашу с едкою цикутой?

Хватило б у тебя величья до конца
В последний час, по их примеру тоже
Благословить весь мир под тернием венца
И о бессмертии учить на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало…
Разбойник был, Иуда был,
Тебя лишь только не хватало…

Ты сгустки крови у Креста
Копнул ноздрей, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.

Почему так сильно ругается? Есенина в газетах высмеивали, осуждали, сплетничали, а он на это не отвечал, а здесь так резко ответил? – Д.Бедный задел то, что для Есенина свято!
Народ услышал своим чутким сердцем Есенина-поэта, услышал его звонкие песни, уловил в них искренность и задушевность, неподдельную любовь к родине и человеку, потянулся к поэту с доверием и надеждой. А если случалось ему слышать от Есенина стихи с надрывом, с жалобой и слезою, он понимал, что написал их человек с изболевшейся нежной душою, что стихи эти исторгнуты из его сердца болью и смятением.

Итак,
1.    Всех любит, все живое.
2.    Любит Россию.
3.    Себя считает последним.
4.    Никого не осуждает.
5.    Чувство святости.

За все это Есенина так любит русский народ! Есенина очень любят почему-то осужденные.

Анатолий Жигулин в повести «Чёрные камни» рассказывает о нелегальной антисталинской организации, которая была создана в Воронеже в 1947 году учениками 9-го класса. Через год их арестовали. Для автора началось страшное время: арест, допросы, одиннадцать месяцев ада в сырых подвалах и карцерах воронежской тюрьмы, где на следствии дважды избивали почти насмерть, а затем пять лагерных лет: урановые рудники, рудообогатительная фабрика — страшное, гробовое место.
Приведём фрагмент из этой повести: "Когда же случайно узналось, что я помню так много стихов Есенина, я стал в бараке человеком важным, нужным и уважаемым. Я стал как бы живым, говорящим сборником Есенина... Аудитория была особенная и разная, не верившая ни в Бога, ни в дьявола, но Есенин примирял людей, заставлял таять лёд, накопившийся в их душах. В стихи Есенина они верили. Самые разные люди — бывшие бандиты и воры, и бывшие офицеры, инженеры, и бывшие колхозники, рабочие — слушали стихи Есенина с огромным удивлением и радостью... Как кроткие ангелы, сидели вокруг меня и смотрели в мои глаза и закоренелые преступники, и люди, так или сяк попавшие в академию, так сказать, обнажённой жизни. Стихи Есенина не надоедали, люди готовы были слушать их по многу раз — как слушают любимые песни».
Отрывок из фильма «Калина красная»: песня «Ты жива еще моя старушка…

И вот человек, ходивший в смокинге и цилиндре, по московским и парижским кабакам, молит:
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в Благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

В Москве он бездомен, на него заводятся уголовные дела. Его называют кулацким поэтом. В его лояльность к советской России - не верят.
Последние два года в его стихах - сплошь покаянные мотивы, мысли об ошибках буйной и мятежной молодости. Поэт от мятежности к покою - традиционный русский путь.
Мудрое - «принимаю». Есенин принимает не только мир таким, каков он есть, но и себя - как данность, как природное целое.
После смерти. 1927 г. - статья Н. Бухарина «Злые заметки», в которой поэзия С. Есенина была представлена в уничижительном виде - как «шовинистическое свинство», «российская матерщина» и т.д. Статья стала идеологической основой для критических, литературоведческих работ и учебников. Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Но одновременно росла популярность С. Есенина. Эмигранты безумно любят Есенина.
В школе Есенин был запрещен. Лишь в 1946 году после долгого перерыва вышел сборник Есенина с березками на обложке. В магазинах этот сборник был распродан мгновенно.
В фильме «Завтра была война» есть замечательный эпизод: ученица дома читает стихи Есенина в 1941 г. На следующий день ее выгоняют за это из комсомола.
Евг. Евтушенко пишет: «Во времена гонения на религию поэзия Есенина была той часовенкой христианства, куда мог зайти каждый. Я учился вере в Бога по Есенину. Есенин - самый русский поэт, потому что никто, кроме него, не умел так выпотрошить свою душу и самого себя обвинить, как худшему его врагу в голову бы не пришло»

СТИХИ ЕВТУШЕНКО:
Ни водка,
ни петля,
ни женщины -
все это не спасенье.
Спасенье ты,
российская земля,
спасенье -
твоя искренность, Есенин.
И русская поэзия идет
вперед сквозь подозренья и нападки
и хваткою есенинской кладет
Европу,
как Поддубный,
на лопатки.

Домашнее задание: наизусть стихотворение Есенина и его анализ.

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь