2 ноября 2022 года в Арзамасе состоялись Восьмые Покровские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Н.А. Лобастов прочитал на нем доклад «Либерализм и наши ценности».
Я буду говорить о проблемах, на первый взгляд, общих, фундаментальных. Но сразу хочу оговориться: их не решить в общероссийском масштабе, если каждый из нас на своем месте, в пределах своей узкой области, не начнет их осознавать, понимать опасность современных вызовов и направлять свою волю на их преодоление.
В Конституции сказано, что нет идеологии. Это неправда. Общества без идеологии в природе не существует. 2 статья Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Вот я заглядываю в Википедию и читаю: «Либерализм провозглашает права и свободы высшей ценностью». Слово в слово, кроме названия. Дальше по логике должно было бы идти разъяснение понятия «свобода», т.к. ее понимают все по-разному: коммунисты видят в ней свободу от эксплуатации, националисты – от других наций, для православных свобода от греха и т.д. Что имеет в виду либеральная свобода? Читаем дальше Википедию: «Либерализм – стремление к свободе от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством». Оказывается главные враги либерализма – вера наша, на которой строится вся наша культура; традиции, в основном семейные; государственность. Государство приняло за основу мировоззрение, которое отрицает… само государство. Полный абсурд.
Читаем дальше. «Либерализм – непоколебимость прав и свобод». Непоколебимость – то есть речь идет об абсолюте. «Либерализм – противополагается ортодоксальности, отвергает догмы религии и отстаивает свободу против духа авторитета». Еще три врага.
Почему Запад на нас так ополчился? Лучше Достоевского не скажешь: «Всякий в Европе держит у себя за пазухой давно уже припасенный на нас камень и ждет только первого столкновения... Всему одна причина: идею мы несем вовсе не ту, чем они в человечество — вот причина!».
Итак, мы несем противоположное перечисленному выше, за что нас и ненавидят. То есть наши «оппоненты» сами подсказывают нашу идеологию. Вера, традиции (семья), государственность. Вот вам триада не хуже Уваровской, чего же мы ищем?
Мы должны защищать – ортодокс (Православие), догмы (неизменное), авторитет.
В «Декларации принципов толерантности» сказано еще откровеннее: «Толерантность – отказ от абсолютизации Истины». Вот оно, главное! Они: отказ. Мы, соответственно, – защита и сохранение.
Что такое либерализм? Отказ от Абсолюта. Наш ответ может быть только один – признание Абсолюта.
Как было в законодательстве до революции? «Император есть защитник и хранитель догматов господствующей веры». Все четко, ясно и понятно. И все народности со своей верой жили в империи с такими законами в дружбе и мире.
Главная хитрость идеологии либерализма – утверждение, что нет идеологии.
И мы попались!
По Конституции мы не можем не идеологию иметь – мы ее имеем по ст. 2 – а не можем иметь СВОЕЙ идеологии, а обязаны только – их идеологию! То, что наш Президент называет «однополярный мир». Только по этой причине и навязали нам 13-ую статью Конституции.
Отказавшись от Абсолюта, что предложил нам Запад? Толерантность, плюрализм, нейтральность, вариативность, свободу мнений, право на грех...
Всё это вошло в законы, документы, в план работы воспитательных учреждений, в учебники.
Учебник по литературе Коровина: «Мы читаем художественное произведение не для того, чтобы коллекционировать идеи, а для того чтобы удовлетворить эстетическое чувство». Учебник Сахарова: «Подлинная и главная ценность любой системы – права человека». И так далее.
Это означает отрицание смысла, фундамента, абсолюта, неизменного, системы координат… «У каждого своя правда», - слышу я постоянно от учеников. Они крепко усвоили современную школьную программу!
Учебник светской этики 4 класса: «Человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло».
Но без высшего, конечного смысла все остальное теряет смысл.
Писатель Владимир Солоухин придумал такой пример: «Допустим, у меня в Севастополе близкому человеку делают операцию глаза. И вот мой знакомый присылает мне длинное письмо. Он пишет, что в Севастополе распускаются каштаны, в оперном идет «Наталка-Полтавка», гастролирует югославская эстрада… Все так и есть. Он пишет правду. Не хватает в письме лишь одной фразы: как прошла операция. Тогда правда теряет для меня смысл». Без главного – цели и смысла жизни – всё остальное бессмысленно.
Началась эта борьба со смыслами за нейтралитет в вопросах добра и зла еще с эпохи Просвещения и Французской революции. Тургенев много говорит о любви, но в его произведениях никто не качает ребенка. Странно, однако… Островский взялся создавать национальный русский театр, но все его купцы – самодуры. Они строили великую Россию? У Л.Толстого Пьер и Андрей ищут смысл жизни посреди православной империи и, вы не поверите, не приходят ни ко Христу, ни к Церкви! Среди художников Серебряного века нет ни одного неверующего ни одного атеиста – и ни одного православного. Толерантность, однако…
И мы с вами не почувствовали подвоха, а что говорить о детях! Дети обязательно должны знать норму! Не вариативность, а норму. А отойти от нее они смогут и без нас.
А вот без четких и конкретных координат остаться в норме невозможно.
Кстати, сам Запад о своих высших ценностях говорит откровенно и ясно.
Ницше: «Истины не существует». Фрейд: «Все абсолюты не только напрасны, но и вредны». В наше время западные политики постоянно говорят именно о ценностях.
Лиз Трасс: действия России направлены не против Украины, но против свободы и верховенства права. Байден: Америка хочет видеть Украину демократической. Министр Норвегии: «Демократия, права человека – это основные нормы, ценности. Украина отстаивает жизнями эти ценности». Шольц: спецоперация России на Украине является частью «более широкого крестового похода против либеральной демократии». Открыто и прямо.
Вот последняя новость. Конгрессмен США Джейми Раскин: «Россия — это православная страна, исповедующая традиционные ценности. Именно поэтому она должна быть уничтожена». Любой ценой. Куда уж откровеннее.
Так и мы ничего не изменим, не выпутаемся и проиграем, если во всеуслышание не объявим о лживости навязанной нам идеологии либерализма, не откажемся от нее точно так же, как от коммунизма в 91-м, и не сформулируем четко и конкретно свои ценности.
А пока мы даже в «Стратегии национальной безопасности» 2021 года опять угодливо указывает якобы «свои» ценности: «права, свобода, достоинство».
Проблема не в том, что нет идеологии, а в том, что мы почему-то боимся открыто встать на ее сторону.
Теперь, когда весь либеральный мир на нас ополчился, мы ясно видим, что разговоры об отсутствии идеологии им нужны были с одной целью – навязать свою идеологию, чтобы самим властвовать. Утверждения, что нет высшего смысла, нужны, чтобы оставить власть плотских страстей, которые сделают из человека лишь потребителя. Внушили многим, что человек не может быть рабом Божиим. Тогда он становится рабом тела, похоти, плоти, земли. Отсюда превращение этой либеральной идеологии прав и свобод в самую настоящую тиранию, похлеще тоталитарных режимов прошлого. Либеральная свобода оборачивается настоящим рабством – рабством низменного – худшей из всех зависимостей.
А начиналось всё красиво, гуманно и безобидно: давайте оставим Небо ради земли. Все нейтрально, человечно, по-земному. А закончилось сатанизмом. Не услышали Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено». То есть если не с Богом, то с дьяволом, третьего не дано.
Вспомним Бунина: «Не говорить злу ни да ни нет, значит говорить ему да».
Сегодня нам напоминает А.Г. Дугин: «Ничего нейтрального не существует».
Да что говорить, если еще Гоголь нас предупреждал: «Нельзя человеку говорить «Делаешь не так», не показавши в то же время, как должно делать». «Кто же измеряет без эталона?»
Выход у нас один: открыто провозгласить наконец свои ценности.
Прежде всего, самим себе, затем – своим подопечным, и конечно, нашим детям.
Достоевский умел говорить прямо: нет нравственности без религии. Сегодня боятся этой формулы, как огня. Нигде не услышишь.
Современная культура под влиянием либерализма внушает нам, что жизнь – это получение удовольствий. Об истинном назначении жизни как несении креста не принято говорить.
Да, мы всё больше начинаем понимать, против чего мы воюем, но четкой позиции, ЗА ЧТО – не слышно. Мало того, внутри повсюду встречаем то же, против чего боремся на фронте. Абсурд!
Никак не решаемся открыто заявить: Истина одна, хранит ее Православная Церковь, нравственность зиждется на понимании бессмертия человека и жизни за гробом. И т.д.
И не надо дожидаться сверху указа, как нам жить и во что верить. Здесь и сейчас каждый из нас может и должен вернуться к традиционному пониманию высших ценностей. Признать, что наши традиционные ценности основываются на православном мировосприятии. Надо вернуть понятие прогресса на свое место – в область техническую. Понятие демократии – в область политическую. А не распространять их на область нравственную, признав, что там нет ни прогресса (нравственность не изменяется во времени), ни демократии (нравственность большинством не выбирают). Фундамент должен быть твердым, вечным, абсолютным, проверенным.
Святейший Патриарх недавно сказал: «От того, насколько твердо мы с вами будем стоять в Истине, насколько мы будем верны нравственным ценностям, зависит будущее нашей страны».
Закончить хочу цитатой из «Братьев Карамазовых». Дмитрий Карамазов говорит Алеше: «Что такое добродетель? У меня одна, а у китайца другая – вещь, значит, относительная. Или нет? Я удивляюсь теперь только тому, как люди живут и об этом ничего не думают».
Вот и я тоже удивляюсь именно этому! Не решив эти вопросы, мы просто проиграем и исчезнем. И в этом будет и наша вина...
Н.Лобастов
Комментарии