Мы называем Господа нашего Иисуса Христа Бог Слово, потому что Бог Отец послал Его с той целью, чтобы мы через Слово узнали Истину о Боге, мире и человеке. А Христос в свою очередь послал апостолов в мир с этой же целью.
«Служители Слова» - это из Евангелия от Луки: «Как передали нам… служители Слова» (Лк. 1:2). И мы все обязаны использовать Божественный дар слова для вхождения Истины в мир.
«Производители смыслов» - это из речи певца-матерщинника Шнурова на заседании Совета по культуре: «Любой блогер является производителем смыслов». А это уже принцип дьявольский, ведь именно дьявол жаждет быть автономным от Творца, самостоятельным автором смыслов. Еще в диалоге с Евой он использовал слово с противоположной целью - для сокрытия истины. «Ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
В 1054 году мир раскололся на две цивилизации. Католики заявили, что не вся истина открыта Христом, и она будет открываться, «актуализироваться» постепенно в ходе истории. Мы же уверены: Христос принес в мир всю полноту Истины, и прибавлять к этому уже нечего, осталось лишь исполнять. Поэтому православные, имея полноту откровения, взялись смиренно исполнять волю Божию о человеке; западная католическая цивилизация – создавать новое.
Представление о силе и мудрости человека на Западе – креатив. Русские всегда знали: сила в смирении, в умении подавить собственное желание новизны и направить свою волю в русло воли Божественной.
Эти два подхода сталкиваются постоянно.
Я встретил утверждение А.Тарковского: «Настоящий художник не создает, он обнаруживает». Всё точно и верно.
А вот изречение Горького: «Художник не ищет истины, он ее создает» – и это уже подход не русский, а чисто западный.
Чаадаев попался на этом же, заявив, что Россия оказалась на обочине цивилизации, потому что мы нового не создаем в слове, в культуре. Но мы не выдумывали жизнь, а жизнью исполняли слово Божие! Не вели поиск новых смыслов через искусство, как на Западе, а монастыри строили, где писали лучшие «книги» - человеков. И действительно создали великолепные «произведения», чему свидетельство наша история с великими победами.
Гоголь писал: «Назначенье человека – служить Богу. Только так можно угодить всем: Богу, и народу, и земле своей».
Русский народ так и обходился со словом. Народные пословицы – ярчайший тому пример! Они все – со смыслом. Одна пословица стоит всех романов Пелевина с их пустотой. И правда в пословицах не человеческая, а Божественная. Но разве в те древние времена не было людей с мировоззренческими уклонениями, которые создавали свои жизненные формулы? Конечно, были. Но народ их мысли не позволял закреплять в общественном поле. Мне иногда называют подобные пословицы: «Не мы такие, жизнь такая», «Не делай добра – и не получишь зла» и т.п. Я отвечаю: это новые измышления, раньше народ такое себе не позволял, осознавая ответственность за сказанное публично слово. Поставил некий фильтр, цензуру. Пример мудрых пословиц:
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
В чём кого осудишь, в том и сам побудешь.
Бодливой корове Бог рога не дает.
Благими намерениями ад вымощен.
Мягко стелет, да жестко спать.
Сотни и сотни подобных пословиц. Все они согласуются с истинным, Евангельским пониманием жизни – и это поражает.
По этой причине у нас долго не было вымышленной литературы. Никто не мог себе позволить играть словом, легкомысленно обращаться с этим божественным даром, выражать им свои необузданные фантазии, обнажать свои страсти. И даже когда появилась вымышленная литература, опять же она взялась отражать истинное представление о жизни, а не свое собственное, не свою «кочку зрения». Пока не поддалась западному влиянию.
Пушкин писал о такой либеральной французской литературе: «Прежде награда добродетели и наказание порока были непременными условием всякого вымысла; нынешние писатели любят выставлять порок торжествующим, и в сердце человеческом обретают только две струны: эгоизм и тщеславие». Бесовский подход порождает и бесовские плоды.
Постепенно западный подход к слову привел к твердой общей позиции: «Слово дано не для того, чтобы раскрывать свои мысли, а чтобы скрывать их». Не для того, чтобы нести Истину, а чтобы скрыть ее. Для самореализации, еще одно лукавое слово.
Изучая Л.Толстого, я удивлялся, почему так много русских людей попали под его влияние. Одна из причин – то, что он называл себя «истинным христианином», хотя не верил ни в Пресвятую Троицу, ни в Божество Иисуса Христа, ни в рай и ад. Он сознательно и лукаво не дал имени своему безличному богу. Уже позднее специалисты вынуждены были придумать для удобства новый термин - «мировая душа».
Сегодня лукавство в словах приобретает невиданные размеры.
Слова «фейк, заболтать, информационная война» не могли появиться раньше. Это следствие изменения отношения к Слову и к слову.
Всем, например, понравилась формула «Хотели как лучше, а получили, как всегда». И не замечают, что не надо «как лучше», это не наш принцип! Надо, как должно! Поэтому получили по заслугам.
Мы до того расслабились, что даже допустили этот словесный беспредел в нашу Конституцию.
Статья 2. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Никогда в нашей традиции права и свободы не воспринимались высшей ценностью. Открываю Википедию: «Либерализма провозглашает права и свободы высшей ценностью». Получается, что мы взяли определение идеологии либерализма, убрали из него само название идеологии, и закрепили это в Конституции.
Далее по логике должна идти расшифровка широкого понятия «свободы».
Смотрим, как определяет свободу либеральное миропонимание. «Либерализм – стремление к свободе от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством». Вера, традиции (семья) и государственность – это три кита, на которых стоит наша русская цивилизация! И мы закрепили свободу от них в Конституции!
Запад, как видим, весьма откровенен при определении своих врагов.
Мало того, он смело закрепляет это в международных документах.
«Либерализм противополагается ортодоксальности, отвергает догмы религии и отстаивает свободу против духа авторитета».
Декларация ЮНЕСКО: «Толерантность – отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах».
Какие термины, обратите внимание: истина, абсолют, догмы, ортодоксальность. Причем все они сводятся к общему знаменателю - полное неприятие и отказ от абсолютного, неизменного, истинного, Божественного.
Интересно, а чем можно заменить Истинное? Для этого создают новый термин - общечеловеческие. И мы его принимаем и употребляем, не чувствуя опасности.
Корень - «человеческие». То есть они вывели ценности из поля религиозного, духовного, высшего, оставив человеку лишь животное начало.
А что «общее» у человеческого? Грех, мусор, искажения, тьма.
Для оправдания этого внедрен еще один лукавый термин - ДЕМОКРАТИЯ. Еще Солженицын понял: «Из формы государственного устройства демократия возвысилась в универсальный принцип человеческого существования». Из политического этот термин давно перешел в мировоззренческий и стал обозначать «власть большинства». Не в политическом смысле, а в самой природе человека. А большинство в нас с вами – это эгоизм, самость, желания, заблуждения, прихоти да похоти. Вот эту власть и пытается закрепить как основное в человеке либерализм. В том числе и с помощью соответствующей терминологии.
Либерализм откровенно провозглашает власть тьмы по простой причине: ее больше (демократический принцип большинства), и она у всех есть (международный принцип).
Либералы гордятся: мы единственные вне идеологии, над идеологией. Но не будет этим обольщаться. Цель здесь чисто дьявольская: скрыть свои настоящие цели - узаконить власть тьмы. Как говорит мудрая русская поговорка: «Громче всех "Держи вора!" кричит сам вор». Его цель очевидна: скрыть, что он вор.
Надо честно признаться, сегодня время пустых слов, правильных и красивых. Главное – научить говорить нужные слова в нужном месте в нужное время. Недаром всюду – отчеты и отчеты! Обогнали по степени бюрократизации Брежневские времена застоя. Отсюда и ЕГЭ.
Школьные учебники – полное изгнание высших смыслов, абсолютных ценностей. Красивые слова о художественности, форме, стилях.
Учебник по литературе Сахарова, Зинина цитирует Хомякова: «Умственные силы каждого отдельного лица оживляются круговращением умственных и нравственных соков в его народе». А что? Консерватора процитировали, современному тренду угодили. Полюбят наши ученики после этого нашего великолепного православного мыслителя? Скорее, наоборот, что и требовалось достигнуть!
Принцип заболтать, увести, отвлечь работает на всю катушку.
Учебник Коровин о стихотворении «Отцы пустынники»: «Пушкин ополчился здесь против досаждавшей ему власти, погрязшей в грехах». Ну это уже перебор! Учебник Курдюмовой: «Пушкин пишет о духовном росте общества…» Наконец-то заговорили о духовном! В чем эта духовность? «…которое должно осознать роль закона в защите своих гражданских прав». Вот так! Даже духовность заключается в правах человека!
Все заговорили о ценностях. Учебник Бунеевых их перечисляет: дом, древо, хлеб, земля…
Либералы прекрасно понимают: если ученики узнают истинный смысл таких понятий, как Истина, свобода, человек, смерть, абсолют, гуманизм, идеализм, прогресс и т.п. – их уже не обольстишь. Поэтому лучше о птичках да деревьях.
А вот наши «оппоненты» своих врагов называют откровенно, прямо, не стесняясь: Абсолют, Истина, догмы, ортодокс…
Хотя бы исходя из этой логики, мы должны защищать именно эти основные свои ценности. Но эти слова, эти понятия, термины в нашей Госдуме даже не произносятся! Ни тем более в вузах, школах, на конференциях…
Упорно придумываем новые термины – «постлиберализм, неолиберализм, западный либерализм». Но либерализм, он и в Африке либерализм как отрицание Абсолюта. И понятие демократии – также не трогаем! И дни толерантности проводим в школах и библиотеках. И так далее по списку.
Пока пошли по пути запрета отдельных проявлений: пропаганды извращений, чайлдфри, теперь предлагается сатанизма. Но это всё полумеры. Это не устраняет причины, а лишь некоторые последствия.
Если норма признается наравне с аномалией – она не норма. Золото перестанет быть золотом, если его уравнять с чугуном. Нужна четкая иерархия ценностей.
Российские законы до революции закрепляли основу нашей цивилизации: «Император есть защитник и хранитель догматов господствующей веры». У нас Статья 2 Конституции далее указывает: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод - обязанность государства». Всё верно, у государства есть обязанность защищать. Но не то, что его не признает и разрушает! А то, что является фундаментом его исторического существования – догматы.
Мы все обрадовались, когда вышел «Указ Президента о сохранении традиционных духовно-нравственных ценностей». Но какие ценности там перечислены? Первые четыре: «жизнь, достоинство, права и свободы».
Но если жизнь – высшая ценность, тогда надо награждать всех тех, кто сбежал из страны, спасая эту ценность – жизнь. Наши предки отдавали свои жизни, потому что имели ценность выше - жизнь вечную! Евангелие прямо говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит… и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Получается: мы отказываемся быть Его учениками? Это и есть наша ценность?
Достоинство – тоже не наш термин. «Достоинства и права» всегда у либералов стоят рядом. Это – удовлетворение потребностей. Именно из этого принципа вырастают: колониальная политика, «золотой миллиард», ювенальная юстиция, чайлдфри…. Женщина – не для семьи и сопливых детей, она достойна большего. И так далее.
Права я бы назвал самым мощным оружием массового поражения. Дали права женщинам наравне с мужчинами – и брак затрещал по всем швам. Дали право не рожать – и миллионы убиенных в утробе младенцев заменили павших в боях. Дали дворянам право не служить – и рухнула сословная система, а затем и сама империя. Выпустило Временное правительство приказ № 1, по которому солдатам дали право не слушаться своим командиров – и величайшей армии в мире на следующей день нее стало. Без единого выстрела! Если дадут права ребенку не слушаться своих родителей – это заменит применение ядерного оружия, без него уничтожив цивилизацию.
А пока мы читаем в учебнике Сахарова, Зинина: «Подлинная и главная ценность любой системы – права человека».
Свобода – это средство для любви. Нельзя ее ставить выше любви. Грех ведь не в самой вещи, а в ее претензии на неподобающее ей место. Абсолютизированная свобода превращает любовь в свою противоположность – в ненависть.
Далее в перечне наших ценностей идут следующие понятия: «патриотизм, гражданственность, высокие идеалы, семья, труд, гуманизм, справедливость, коллективизм…»
Но разве не эти же ценности мы встретим в СССР, на Украине, в Америке… Чем же тогда мы отличаемся? За что же тогда воюем с Америкой?
Я думаю, что те, кто навязал нам этот список, прекрасно понимали, что чем больше они вставят нейтрального, общепринятого, бесспорного, беззубого, неконкретного, тем легче будет скрыть и избавиться от истинного, настоящего, серьезного, основополагающего. Либеральный принцип: скрыть, заболтать, увести в сторону, заменить...
Сравним эти термины с Евангельскими: «долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Их не получится трактовать двояко или нейтрально.
А где прекрасные наши традиционные понятия: несение креста, жертвенность, кротость, терпение, смиренномудрие, целомудрие, нестяжание, трезвение, чистота?
Их отодвинули, заменив на пустышки.
Недаром Дмитрий Быков по поводу «Указа» сказал: «Этот документ – лишь посмеяться над государством, которое ничего не может». Прав Крылов: «Васька слушает да ест».
Одно порадовало в Указе: «приоритет духовного над материальным».
Но и тут есть опасность неконкретного. Духовным называется и оккультизм, мистицизм, шаманизм, Рерихи и, наконец, сатанизм. До революции не стеснялись употреблять термин «православный». Сегодня духовности – море всюду, а вот «православного» - крохи.
Итак, что же нам делать?
Нужно открыто провозгласить: либерализм – такая же лживая, созданная человеческим измышлением идеология, как и коммунизм.
Если смысл и цель либерализма – отказ от Абсолюта, то наш ответ может быть только один – признание Абсолюта.
Триаду они подсказывают нам сами: вера, традиции, государственность.
Пока не вернем основополагающие, фундаментальные понятия в поле законодательства, в образование, в культуру - так и будем латать дыры и бегать по кругу.
И только отталкиваясь от единого и незыблемого эталона Абсолюта, можно будет устанавливать какие-то нормы в политике, культуре, образовании…
И тогда победа будет за нами, ведь она всегда за Истиной.
Да поможет нам в этом Господь – Живая Истина!
Н.Лобастов