Ессентуки

Презентация книг в рамках Президентского гранта в Ессентуках и Пятигорске.


 21-28 сентября 2016 в городе Ессентуки прошла очередная книжная выставка-форум "Радость Слова", приуроченная к проведению выставки-ярмарки "Благословенный Кавказ", посвященной 5-летию Пятигорской и Черкесской епархии.
 Жители Ессентуков, Пятигорска, Кисловодска, Минвод - городов, тесно расположенных друг к другу в преддверии Кавказа - с удовольствием посещают православную ярмарку уже в третий раз.
 Три встречи прошло у меня в этот раз: в гимназии Ессентуков, в Пятигорском университете и в офисе фонда свт. Луки.
 В университет я приехал часа за два до лекции и успел пообщаться с молодым православным преподавателем  Станиславом Константиновичем. Меня ждала, как оказалось, интересная аудитория. На факультете два отделения - "Ислам" и "Православие", причем на "Исламе" учится студентов больше. Рядом Кавказ, оттуда идет большой приток желающих учиться основам своей религии. Нередко бывает и так, что русские идут учиться на "Ислам", а кавказцы желают постичь Православие.
 Я сразу поинтересовался, каков принцип в изучении религии на факультете. Как известно, существует два основных подхода: конфессиональный (религиозный) и религиоведческий (светский). При первом о религии говорят сами ее представители, т.е. изнутри. При втором - со стороны.
 К моему удивлению, я услышал, что в университете преподают с религиозной позиции, лекции читают священнослужители. На Западе от такого подхода отказались даже в строго католических школах, не говоря уже об остальных. Мультикультурализмом и толерантностью пронизано уже и богословие. Они оправдывают это тем, что так избегают конфликтов на религиозной почве.
 Но вот мы наблюдаем два отделения на одном факультете, где каждый преподаватель однозначно говорит и учит о том, что только их религия истинна, а остальные от нее уклонились. Мусульмане слушают священников, а православные - имамов.
 Станислав Константинович поведал, что на следующий день, например, на факультете состоится встреча, на которой священники будут говорить о б исламе, а имамы - о Православии.
 И при этом никаких конфликтов не наблюдается, наоборот, именно здесь, а не на улице, представители разных традиций учатся понимать друг друга и жить в мире. Без всякой толерантности.  
 Это немного успокоило меня, и я в аудитории, где большинство мусульман, уверенно рассказывал о восприятии нашей веры русскими писателями, об отклонениях от нее и плачевных результатах этого. Когда речь шла о сохранении семейных ценностей, мусульмане с радостью на лицах воспринимали это. Ну а о богословии Достоевского пусть узнают - и поразмышляют...

 Встреча в Фонде святителя Луки не была запланированной. Просто руководитель благотворительного фонда Дараев Сергей Иванович полистал мою книгу и тут же поспешил познакомиться с ее автором. Он приехал в Ессентуки и уговорил меня немедленно поехать в соседний Кисловодск, буквально за пару часов организовав и передачу книг из епархии, и оповещение своих единомышленников, и сбор их в офисе Фонда. Назад в гостиницу я вернулся уже за полночь.
 Пока мы ехали на машине до соседнего города, он расспросил меня об идеях книги, поддержал и согласился с услышанным, обрадовавшись, что встретил единомышленника. Эту же радость выразил и я, т.к. настоящих единомышленников все-таки встречаешь, увы, нечасто.
 Фонд свт. Луки когда-то организовал священник, которого рукополагал сам святитель Лука (Войно-Ясенецкий); он упокоился 5 лет назад. В Фонде немало фотографий и святынь, связанных со святителем. Сам Сергей Иванович преподает языки в университете, знает древнееврейский, греческий, занимается переводами Евангелия. Делает он это с благословения архиерея.
 - Хотите, я почитаю вам псалмы, как они звучали во времена Христа? - спрашивает он, выруливая на поворотах.
 И я слушаю мелодичную, напевную арабскую вязь библейского стиха. Интересно и странно слушать это среди огней современного города.
 - А вы знаете, что в греческом тексте Евангелия, когда Христос три раза спрашивает Апостола Петра о любви, стоят разные слова, любовь обозначающие? Это ведь о многом говорит!
 И он начинает рассуждать о том, что означал каждый термин, почему Господь назвал другое слово, как это мы должны понимать.
 Оказывается, их Фонд пригласил из Москвы к себе работать известного проповедника и знатока языков Василия (Фазиля) Давыдовича Ирзабекова. К сожалению, во время встречи он был в поездке. Но книги мы ему подписали...
 Расставались мы как давно знавшие друг друга соратники. Мир большой, а вот родственных душ - не так уж и много...
  На этот раз вместо писателей с выставкой приехал иеромонах Фотий, который дал четыре концерта: в Ессентуках, Пятигорске, Черкесске и Нальчике. Они были благотворительными, громких афиш не было, все билеты раздавались бесплатно на приходах.
 Я побывал на концерте в Ессентуках. Зал на 1600 человек был переполнен. Многих пустили и без билетов, они сидели на поставленных стульях, в лестничных проемах, в холле.
 Иеромонах не просто пел, но и отвечал на вопросы, рассказывал о себе, о своем творчестве. Его слушали, затаив дыхание. Цветами - завалили. Слез - не сдерживали. Рукоплесканий - не жалели.
 Желающих попасть было очень много, я даже встретил неожиданно среди просящих лишнего билетика... прихожан нашего Просецкого храма! На концерт они попали, и были весьма довольны.
 Конечно, звучат различные мнения о поющем монахе. Но справедливости ради надо отметить, что его рассказ о себе, о послушании в монастыре, об отношении к пению свидетельствовал о скромности и желании служить Богу и людям. В монастыре отец Фотий выполняет порой самую тяжелую, обыденную работу. Поет по послушанию. Родители его весьма скромные люди: отец - сварщик, мать - поет на клиросе. Он немногословен, скромен, прост, несколько ироничен, несет бремя известности как крест. Рассуждает на духовные темы в русле святоотеческого предания.  
 Приходится поражаться прежде всего силе такого миссионерского эффекта! Люди и верующие, и начинающие, и далекие от веры - всех задевает его сильное, проникновенное пение. Ну и слава Богу!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить