Сахалин

Одной из самых интересных поездок была поездка на Сахалин.


Выставка-ярмарка "Радость Слова" на Сахалине была приурочена к освящению Святейшим Патриархом кафедрального Христорождественского собора в Южно-Сахалинске 4 сентября.
"Примечательно, что из 140 организаций, зарегистрированных в Сахалинской области, половина - это нетрадиционные для России конфессии, -  пояснил на пресс-конференции Виталий Загородний, начальник управления по делам национальностей. - Такого нигде на Дальнем Востоке, кроме Сахалина, не наблюдается. В других регионах, где были сохранены за годы советской власти какие-то храмы, ситуация совершенно иная. Поэтому освящение Христо-Воскресенского собора - знаковое событие. Это здание станет форпостом Православия на сахалинской земле".
 После всех торжеств в соборе Святейший Патриарх Кирилл спустился в нижнюю часть, где посетил выставку "Радость Слова". В ее рамках на Сахалин прилетели два лауреата Патриаршей премии - протоиерей Николай Агафонов и Виктор Николаев.
 Виктор Николаевич Николаев - воин-афганец, майор запаса, кавалер ордена Красной Звезды. Он в полной мере разделил судьбу своей страны: участвовал в урегулировании межнациональных конфликтов, выжил в боевых столкновениях с душманами в Афганистане, был ранен, перенес опасную операцию. Чудом остался жив. Стал прозаиком, членом Союза писателей России, лауреатом премии "Честь имею". Жизнь уготовила ему не только испыта-ния, но и множество ярких встреч с удивительными людьми, о которых он рассказывает в своих книгах "Живый в помощи" (Записки афганца), "Из рода в род", "БезОтцовщина", "Время подумать о главном" (Шамординские истории).
 Мне довелось побывать на одной из встреч Виктора Николаева с читателями, которая состоялась в библиотеке города Корсакова. Писатель ведет неторопливую беседу о жизненных ситуациях, которые потрясают любого слушателя. Во всем он видит промысл Божий о нас, поэтому трагедии жизни, о которых он рассказывает, в итоге вселяют надежду.
  На Сахалине мне довелось общаться с удивительным человеком - отцом Алексием Шустиным, клириком храма Вознесения Господня в Корсакове.
 Молодой батюшка (1975 г.р.) имеет большой жизненный опыт, он достиг немалых высот и в науке, и в бизнесе. После школы уехал в Петербург, где закончил гуманитарный университет и работал научным сотрудником Русского музея. В 2006 вернулся на Сахалин, до 2013 был директором рекламной компании. Затем его рукоположили. Сейчас отец шестерых детей. Читает лекции по искусству, является специалистом по народным костюмам, строит рядом с храмом духовный центр, занимается защитой и возрождением национальной русской культуры, миссионерствует в среде интеллигенции. В общем, служит от всей души.
 Батюшка пару лет назад привез из Петербурга мою книгу, и с тех пор всюду на лекциях её цитировал. Поэтому способствовал тому, чтобы на Сахалине у меня была насыщенная программа.
 Понедельник мы неожиданно начали с посещения министра образования Сахалинской области Наталии Антоновны Мурашовой. Нас сопровождала Анна Юрьевна Делова, руководитель отдела образования Сахалинской епархии. Разговор получился очень искренним, теплым и личным. Министр поделилась своим духовным опытом, поддержала нашу мысль о приоритете воспитания, посетовала на то, что мало привезли книг. Каждой школе и библиотеке по экземпляру - вот и все 300 комплектов. А хотелось бы ещё учителям. Наталия Антоновна обещала сама прочитать книгу, хотя у нее, как и у её замов, математическое образование. А также пообещала лично посетить одну из моих встреч с учителями - в Корсакове. Хотя, к сожалению, её приезд в последний момент все-таки сорвался: дела, дела...
 Кстати, не удалось выполнить и её настоятельную просьбу подписать ей экземпляр книги: тайфун перед этим задержал паром с книгами, и мы их так и не дождались до конца поездки. Но через год я послал ей следующий том книги – уже с автографом.
 Замечательной и памятной получилась встреча в Институте развития образования. Особенно с руководством. Вновь, как ни странно, заинтересованно о литературе говорили не гуманитарии, а люди с физико-математическим образованием. Разговор зашел о сущности зла, и батюшка разъяснил, что зло есть лишь состояние и не имеет сущности. Я привел примеры из своей первой книги. Физикам такая "лирика" была понятна и интересна.
 Эту тенденцию лучшего восприятия богословских вопросов технарями и физиками я замечал и раньше. И здесь снова это подтвердилось.
 После моего разговора в гимназии Анна Юрьевна, сидевшая на последней парте, спросила у завуча:
 - А кто сидел за учительским столом?
 - Учитель математики, т.к. вместо её урока была эта встреча.
 - Она слушала внимательнее и заинтересованнее всех остальных! Преподаватели литературы так не слушали. Ей бы литературу преподавать!
 После встречи в конференц-зале кафедрального собора ко мне подошла женщина в возрасте, представилась как учитель математики и выразила свое удивление: "Впервые встречаю гуманитария с такой логикой! Обычно у них одни эмоции и чувства и полное  отсутствие строгой четкости. У вас не литературоведение, а сплошная логика, поверьте мне как математику". На что я ей ответил, что это действительно моя любимая наука - логика.
 Все по-разному воспринимают книгу, но надо честно признать, что всех холоднее и равнодушнее к ней относятся именно филологи, а с математиками, физиками и биологами мне всегда было гораздо легче находить общий язык.
  Всюду мне задавали один и тот же вопрос: "Как вам Сахалин?" Островитяне - большие патриоты своей земли. Но все-таки хотелось сказать, что люди, школы, проблемы, задачи - ничем не отличаются от остальных регионов, всюду - одна Россия. И проблемы у них те же самые, что и всюду: засилие сект, синкретизм в культуре, соблазн технических возможностей, падение нравственности и т.п. Как сказал батюшка, у них в городке 1200 браков и 1016 разводов. Цифра неуклонно приближается к 100%. Недавно их городок пережил случаи подросткового самоубийства. Во время моего посещения они бурно обсуждали случай побега детей из дома. И так далее.  
 Что же предлагает нам школа для решения этих проблем? Приглашают буддийского ламу на 1 сентября. Устраивая народные праздники, пытаются обязательно привлечь местную экзотику - шамана. Отцу Алексею объясняли в школе, что вот теперь ученики будут составлять свою родословную, что укрепит их связь с прошлым и воспитает патриота. На это батюшка ответил весьма резонно: "А от какого из пяти пап, с которыми жила их матушка, они поведут родословную? От всех пяти?!" Неудобный батюшка…
 Непросто развернуть нашу школу, наше сознание к принятию доминанты воспитания, к возвращению к неизменным нравственным ценностям. Раньше, как говорит отец Алексий, культура являлась формой передачи христианских ценностей от поколения к поколению. Сегодня истинную культуру уничтожили, загнали в угол, способа передачи не стало. Школа такой задачи не ставит. Этот разрыв приносит свои плоды. Необходимо срочно принимать меры, иначе мы теряем своих детей.
 Учителя слушают, но менять что-либо не спешат...
 Что ж, будем трудиться и надеяться...
 Надеюсь также на новые встречи на гостеприимной сахалинской земле!
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить