На Любовь можно откликнуться только любовью.
Вспомним слова Священного Писания: "И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7).
Из земли Бог сотворил душу и тело человека. Поэтому человек может жить подобно всем сотворенным существам душевно-телесной жизнью, как живут рыбы, птицы, животные, имеющие тоже душу и тело.
Но Господь почтил человека перед другими тварями. Он "вдунул в лицо его дыхание жизни".
И когда "дыхание Божие" коснулось сердца человека, он услышал слово Божие, он ощутил присутствие своего Создателя. "И стал человек душою живою", то есть он стал способен слышать слово Божие и исполнять его.
Дыхание Божие есть образ Божий в человеке. Его не имеют другие сотворенные. До грехопадения человек исполнял волю Божию и его душевно-телесные потребности не препятствовали ему в этом. Деревья опускали ветви, предлагая Адаму свои плоды.
Грехопадение и нераскаянность в грехе родили в Адаме своеволие, и он стал исполнять душевно-телесные потребности в первую очередь, пренебрегая тем, что повелевает Бог. Со дня выселения Адама на землю человек стал рабом греха.
Сын Божий сошел с неба на землю, чтобы освободить человека от рабства греху. Бог Отец творит брак Сыну Своему, послав Его в мир на проповедь Евангелия. И Господь Иисус Христос призывает нас: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15). Люди же по-разному отзываются на Его призыв.
Господь говорит богатому юноше: продай имение свое, деньги раздай нищим и приходи, и следуй за Мной, взяв крест. Юноша отошел смущенный. Он не захотел расстаться с богатством. Проходя близ моря Галлилейского, "Он увидел и Иакова Заведеева и Иоанна, брата его... и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Заведея в лодке с работниками, последовали за Ним" (Мк. 1:19-20).
Одного человека Господь призывает следовать за Ним. Он же просит: "Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8:21-22). Человек отвергает волю Божию, чтобы исполнить свою. Господь воскрешает четверодневного Лазаря. И "тогда многие из Иудеев... уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус" (Ин. 11:45-46).
Звонят колокола, возвещают начало богослужения под большой праздник. Мимо храма идет человек. Ему говорят: заходи в храм, начинается праздник. А он отвечает: нет, мне нужно баню топить.
Господь призывает всех на пир веры. И вот ты откликнулся и ходишь в храм. И это хорошо. Но ты теперь будь достоин Призвавшего тебя. Ты участвуй усердно: учись молиться, полюби пост, научись смирению, возлюби послушание, выучи главу Евангелия наизусть, кафизму, псалтыри, искорени из себя все страсти, вот тогда ты станешь полноценным участником пира веры, который сотворил Господь.
Господь сотворил пир веры. Мы знаем, что на пирах пьют вино. А на пире Божием какое пьют вино? Здесь пьют вино, которое есть любовь Христова. Пей, христианин, это вино. За это тебя никто не осудит. Насладись им в полную меру. Это вино обладает свойством: чем больше его пьешь, тем больше его жаждешь. Им нельзя насытиться, потому что любовь эта есть Сам Бог, как сказал Иоанн Богослов: Бог есть любовь. Но вкушая это вино, человек, не забывай других людей. Распространи на них твою любовь. Помолись за них, так чтобы и в них затеплилась любовь Христова. Не осуждай брата за то, что он не исполняет буквы закона. Господь сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. А где Он его исполнил? Он его исполнил на кресте. Вот и ты прежде сам люби брата, как Христос любит людей. Вот тогда и не осудишь никого. А тогда и сам не будешь судим.
Мы есть те люди, которых собрали слуги царя в трущобах, на дорогах, на распутьях. И какое великое счастье для нас, что нас допустили до участия на пиру веры. Только бы нам не оказаться в небрачной одежде, то есть без покаяния. А к сожалению, это есть. Какое же покаяние и какая любовь у того, кто осуждает? Осуждение – это ржавчина, которая уничтожит любую вещь.
Будем же молиться: Господи, если Ты допустил нас до Своего праздника, сотвори, чтобы из этого земного преддверия Неба, то есть из Церкви, мы все взошли в настоящее Небо, где пиршествуешь Ты Сам, Ангелы, Святые и Твоя Пречистая Матерь, где уже нет зла, где все вечно, где воистину царствует только Твоя любовь, божественная, непреходящая, вечно живая. Расположи же сердца наши желать этого, чтобы сердце стремилось к Тебе, искало Тебя, а найдя, уже не отходило бы от Тебя и прилепилось бы к Тебе так, что даже смерть не могла бы разлучить нас с Тобою. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин