Что значит молиться в келье?
Мы читаем в Евангелии слово Божие о молитве: "Когда молишься, то войди в келию твою и затвори двери и помолись Отцу твоему тайно. И Отец твой, видя это, воздаст тебе явно" (Мф. 6:6).
Действительно, хорошо молиться в своей комнате, но об этом ли говорит Господь? Так ли важно для Него, где мы молимся: в отдельной комнате или среди многолюдной толпы? Господь не о вещественной комнате говорит. Комнатой, где скрывается молящийся, Он называет сердце человеческое. Оказывается, сердце есть такое место, куда должен входить молящийся и оттуда взывать к Богу. Словом, человек должен молиться сердечно. Из слов Спасителя становится понятным, что молитва может быть сердечной, а может и не быть сердечной, но только лишь словесной. Когда мы произносим слова молитвы, делаем поклоны, воздыхаем, бием себя в грудь, воздеваем руки к Небу, наносим на себя крестное знамение, - то все эти действия бывают хороши, когда являются следствием сердечной молитвы, но часто бывает так, что человек все это делает, а сердце его далеко отстоит от Бога. На себе мы можем лично это заметить. Например: если ты произносишь слова молитвы, а умом отвлекаешься на всевозможные посторонние темы. Если это так, то молитва твоя есть внешняя, словесная. От такой молитвы мало толку. О таких людях Господь говорит: "Приближаются ко Мне люди, устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Мф. 15:8). Потому, если мы начинаем молиться, крестимся, кланяемся и прочее, то эти внешние действия должны непременно коснуться сердца, расшевелить его, обеспокоить его, встревожить его, сокрушить его, вызвать в нем плач и слезы. Вот тогда, если это произойдет, молитву можно назвать сердечной. Господь ждет от нас именно такой молитвы. На такую молитву Он тотчас откликается. Так молящемуся Господь ниспосылает благодатное утешение.
В сердце христианина всегда мерцает искра благодати Божией. Она запала туда от участия в Таинствах. Цель внешних действий при молитве заключается в том, чтобы раздуть эту искру до пламени. Поэтому не пренебрегай, человек, внешними действиями, но и не останавливайся на них. Именно с их помощью достигаем сердечной молитвы. В сердце разгорается искра благодати Божией. Здесь она может превратиться в пламя. Дай, Господи, чтобы мы пламенно молились. Пламенно любили Тебя.
Как к этому прийти? Первый шаг здесь заключается в том, чтобы сокрушить сердце. "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50:19). Хорошо ночью, уединенно начать говорить: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости мне грехи мои." А сам вспомни грехи свои обзорно, без деталей. Потом укори себя за них, скажи: "Господи, Ты дал мне жизнь, прекрасное тело и душу, ввел меня в чудесный мир, а я так дерзко оскорбил Тебя грехами. Сколько зла я сделал, себя разрушил, людей оскорбил. Горе мне! "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей.." (Пс. 50:1).
Вот, Господи, прошло время, а я нисколько не стал лучше. "Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего; несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего..." (Пс. 37:4-6).
Из других псалмов скажи себе: "Приклони ухо Твое к молению моему, яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися" (Пс. 87:3-4). "Господи, да не яростию Твоею обличиши мене... Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко сметошася кости моя. И душа моя смятеся зело... Избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея... Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу" (Пс. 6:1-7).
Дай мне, Господи, слез за грехи мои. Да ими погашу пламень страстей моих. Дай, Господи, хоть одну слезинку!" И проси, чередуя с молитвой Иисусовой, пока не покажутся слезы. А когда покажутся - благодари, говоря: "Господи, благодарю Тебя, сердечно благодарю, как хорошо мне!"
Здесь, конечно, нужна настойчивость и неутомимость в прошении. Не сразу сердце отзывается. Это зависит от того, как день провел. Если много пустословил, то сердечной молитвы может и не быть, сколько ни проси. Не осуждай никого, не гневайся ни на кого. Если сердце твое весь день услаждалось нечистыми предложениями демонов и к вечеру ты не расторг этот союз, то слезной молитвы также может не быть.
Но и здесь не унывай. Сами просьбы такого рода Господу угодны, и ты не без пользы для себя потрудишься.
Для того, чтобы молитва стала сердечной, человек должен быть остро обеспокоен своей способностью часто впадать в грехи, предрасположением ко греху, греховной одержимостью. Человек должен быть в тревоге о том, что его духовное состояние не угодно Богу по причине того, что сердце его постоянно услаждается нечистыми предложениями врага. Человек должен быть в страхе от того, что если ему случится сегодня отойти от этого мира, то он без сомнения не будет допущен до Царства Небесного.
И еще следует жестко утеснить тело свое многочисленными поклонами с настойчивой просьбой дать хотя бы одну слезу за грехи. Тогда бывает Духом Святым осознание, кто ты на самом деле. Какой-то грех неожиданно вспомнится и придет осознание своего крайнего недостоинства, своей подлости, наглости, бесстыдства... И тогда начнется навертываться слеза. Это любящий тебя Господь дал тебе этот бесценный подарок: слезинку. Но как тяжело ее хранить! Не торопись, человек, вставать от молитвы. Береги это состояние, как драгоценность. Дороже оно всего мира!
Протоиерей Владимир Антипин
Комментарии