Вызовы современности и духовный выбор

           «Вызовы современности и духовный выбор человека»

      Доклад на Рождественских чтениях в Астрахани 22.11.2022

У каждого человека свои болячки, у каждого времени свои вызовы. Главный сегодня – новая идеология, захлестнувшая весь западный мир и настойчиво рвущаяся в наши двери. Либерализм.

В Конституции сказано, что у нас нет идеологии. Это неправда. Идеологии нет только у моей кошки Мурки. Человека, как и общества, без определенного взгляда на жизнь в природе просто не существует. Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Вот я заглядываю в Википедию и читаю: «Либерализм провозглашает права и свободы высшей ценностью». Банально из Википедии взяли определение, кроме названия.

Дальше по логике должно было бы идти разъяснение понятия «свобода», т.к. ее понимают все по-разному: коммунисты видят в ней свободу от эксплуатации, националисты – от других наций, для православных свобода от греха и т.д. Что имеет в виду либеральная свобода? В Википедии разъяснение есть: «Либерализм – стремление к свободе от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством». В Конституции закрепили стремление освободиться от веры, на которой строится вся наша культура; от традиции, в основном семейной; и государственности.

Читаем дальше: «Либерализм – противополагается ортодоксальности, отвергает догмы религии и отстаивает свободу против духа авторитета». Еще три врага. Что объединяет эти три понятия? Все они предполагают наличие Абсолютного, неизменного. Против этого и направлен либерализм. Но что же он предлагает взамен?

«Либерализм – непоколебимость прав и свобод». Отвергнув абсолютную истину, хранимую тысячелетиями христианством, либерализм предлагает свои догмы: возводит в абсолют свободу и права.

Но свобода – не самоцель, а лишь необходимое условие высшей цели – любви. Нельзя заставить любить!

 Свобода и любовь понимаются только в связке, причем связке иерархической: любовь – цель (т.е. выше, важнее), свобода - условие. Без любви она не нужна. Для любви она необходима.

В.В. Розанов замечательно писал о свободе. Спросите у извозщика: «Ты свободен?» Тот отвечает: «Да». – «Ну так кричи: Да здравствует свобода!» Спросите у уволенного работника: «Ты свободен? Радуйся!» У одинокой женщины…

Зачем же либералам свобода?

Как только иерархия «любовь – свобода» нарушается, и свобода начинает занимать высшее место, любовь (перевернутая) сразу становится НЕЛЮБОВЬЮ. Оставить извозчика, работника, одинокую женщину в такой свободе есть проявление нелюбви.

Либеральная свобода при кажущейся заботе о правах человека на самом деле обнаруживает в себе принцип ненависти, презрения, отрицания.

Я говорил своим ученикам: каждый человек – это кусок золота, заваленный грязью и мусором. Что мы видим? Мусор. Но верим, что под ним обязательно и неизменно присутствует золото (образ Божий).

Встретил у Розанова подобное рассуждение: «Отчего так много чугуна в людях? Преобладающий металл. Отчего он не сотворен из золота? "Золото для Ангелов". Но золотые нити прорезывают чугун. И какой вслед им восторг».

Мы любим в человеке "золото" и ненавидим в нем "чугун" и налипшую грязь. Разве это не любовь? Либерализм же делает их равноценными!

Предоставляя полную свободу человеку в выборе грязи, потакая всем заблуждениям, либерализм лицемерно говорит о любви, но на деле это самый худший вид ненависти к ближнему.

Настоящая любовь состоит в том, чтобы вылечить заблуждающихся словом истины, избавить ближнего от его заблуждений, подать утопающему в грехах человеку руку, показать путь, напомнить о "золоте", а не потакать его низким желаниям, не поощрять его блуждания, не оставлять наедине с падшей природой.

Предоставить свободу утопающему – обречь его на гибель.

Демократия обещает всем равную свободу... у кого есть деньги.

Эту хитрость демократической свободы раскусил еще Достоевский: мы можем хоть завтра в Париж поехать. Поедем? Нет! Почему? Денег нет! «Дает свобода каждому денег на реализацию его свободы? Нет! Где же свобода?»

Итак, либерализм предлагает освободиться от любви. Потому что истинная любовь – это жизнь как несение Креста ради любви к ближнему. Любовь выше моего собственного комфорта, и я жертвую комфортом ради любви. Либеральное миропонимание – в центре сам человек, его права, благополучие, успешность (кстати, главное слово в нашем образовательном гос. стандарте!) Что такое успешность? Это – "Боливар двоих не вынесет!"

Что получаем?

Свобода от родителей – детдом. Свобода от брака – дом престарелых. Свобода от государства – анархия. Свобода от религии – сатанизм.  Гендерная свобода – промолчу..!

И в итоге свобода от жизни – смерть. Либерализм ведет к самоубийству.

"Ницшеанская свобода" – называл Розанов либеральную свободу и объяснял: «На улице кто-то заехал мне в рыло и, когда я хотел позвать городового, спьяну закричал: "Ты не знаешь новой морали, по которой давать ближнему в ухо не только не порочно, но даже добродетельно". Я понимаю, что это так, если я даю. Но когда мне дают?». Точное замечание.

Свобода замечательна, когда ты «имеешь» кого-то. А когда тебя….

Когда я в исправительной колонии пытался выступать против вседозволенности и разврата, осужденные мне в ответ говорили: вы не представляете, как это сладко – вино, девочки… На что я предлагал им представить ту же саму ситуацию с их женами и сестрами. В ответ звучало горячее восточное: «Да я его разорву на части!» Вся свобода сразу заканчивалась… Свобода - это когда "ты", но когда "тебя"...

«Только оканчивая жизнь, - пишет Розанов, - видишь, что все не так... И рад был, чтобы кто-нибудь "наказал", "оставил без обеда". Но никто не накажет. Ты – вообще никому не нужен». Как видим, философ радуется принуждению и страдает от свободы как источника одиночества и ненужности.

Итог свободы – ты никому не нужен.

Свобода, оказывается, приводит к равнодушию, одиночеству, ненависти, эгоизму, приводит в жизненный тупик...

Вот зачем либералы возвели в главную ценность свободу. Чтобы нас всех поиметь. Наши ресурсы, наши мозги, нашу культуру, наши карманы, наших детей, наши души…

Сегодня многие почувствовали вкус безграничной свободы: комфорта, отдыха, карьеры, славы, свободы не рожать детей, свободы не ухаживать за своим престарелыми родителями, свободы определять свою сексуальную ориентацию и даже менять пол… Какие возможности дает свобода! Только адекватного этой огромной свободе счастья при этом – нет и быть не может! Люди из всех сил делают вид, что они счастливы. Бедные люди! Они не знают истинного блаженства: блаженства отказа от этой свободы. Когда тебе наливают – а ты не пьешь! Когда красавицы соблазняют – а ты не раб. Когда над тобой смеются - а ты их жалеешь. Когда тебя не замечают – а ты Царь своей истинной свободы, свободы от греха. Когда тебя убивают – а ты молишься за своих распинателей,  как это делала преподобномученица Елизавета Феодоровна.

Как же нам вернуться к истинному пониманию жизни?

Во-первых, четко определиться в своих ценностях.

Почему Запад на нас так ополчился? Лучше Достоевского не скажешь: «Всякий в Европе держит у себя за пазухой давно уже припасенный на нас камень... Всему одна причина: идею мы несем вовсе не ту, чем они в человечество — вот причина!».

Итак, мы несем противоположное перечисленным выше либеральным ценностям, за что нас и ненавидят. То есть наши «оппоненты» сами подсказывают нашу идеологию. Вера, традиции (семья), государственность. Вот вам триада не хуже Уваровской.

Мы должны защищать ортодокс (Православие) и догмы (неизменное).

В «Декларации принципов толерантности» Запад признается еще откровеннее: «Толерантность – отказ от абсолютизации Истины». Вот оно, главное слово! Они за отказ. Мы, соответственно, – защита и сохранение.

Либерализм – это отказ от Абсолюта. Наш ответ может быть только один – признание Абсолюта. Это и есть наша идеология.

Как было в законодательстве до революции? «Император есть защитник и хранитель догматов господствующей веры». Ясно, четко и определенно. И все народности жили в дружбе в империи с такими законами.

Отказавшись от Абсолюта, что предложил нам Запад? Толерантность, плюрализм, нейтральность, вариативность, свободу мнений, право на грех...

Всё это вошло в законы, документы, в искусство, в план работы воспитательных учреждений, в учебники.

Учебник Сахарова по литературе: «Подлинная и главная ценность любой системы – права человека». И так всюду.

«У каждого своя правда», - слышу я постоянно от учеников. Они крепко усвоили современную школьную программу!

Учебник светской этики 4 класса: «Человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло».

Началась эта борьба со смыслами еще с эпохи Просвещения и Французской революции. Тургенев много говорит о любви, но в его произведениях никто не качает ребенка. Странная, однако, любовь. Островский взялся создавать национальный русский театр, но все его купцы – самодуры. Это русский национальный взгляд? А кто же строил великую Россию? У Л.Толстого Пьер и Андрей ищут смысл жизни посреди православной империи и, вы не поверите, не приходят ни ко Христу, ни к Церкви! Среди художников Серебряного века нет ни одного неверующего – внимание: и ни одного православного. Толерантность, однако…

И мы с вами не почувствовали подвоха, а что говорить о детях! Дети обязательно должны знать норму! Не вариативность, а норму. А отойти от нормы они смогут и без нас.

Но вот без четких и конкретных координат остаться в норме невозможно.

Поэтому прежде всего необходимо озвучить норму! Сначала должно быть слово.

Кстати, сам Запад о своих высших ценностях говорит откровенно и ясно.

Ницше: «Истины не существует». Фрейд: «Все абсолюты не только напрасны, но и вредны».

Трамп: «Россия бросает вызов нашим ценностям». Байден: «У нас идет схватка между демократиями и автократиями». Министр обороны Эстонии: «Россия не желает сама жить в мире и демократии и не дает этого другим».

Премьер Польши: «Русская идеология представляет смертельную угрозу для всей Европы. Мы должны полностью искоренить русскую идеологию».

Министр Норвегии: «Демократия, права человека – это основные нормы, ценности. Украина отстаивает жизнями эти ценности». Шольц: спецоперация России является частью «более широкого крестового похода против либеральной демократии». Открыто и прямо. Все говорят.

Конгрессмен США Раскин: «Россия — это православная страна, исповедующая традиционные ценности. Именно поэтому она должна быть уничтожена». Любой ценой. Куда уж откровеннее.

Так и мы ничего не изменим, не выпутаемся и даже можем проиграеть, если во всеуслышание не объявим о лживости навязанной нам идеологии либерализма, не откажемся от нее точно так же, как от коммунизма в 91-м и не сформулируем четко и конкретно свои ценности.

А пока мы даже в «Стратегии национальной безопасности» 2021 года опять угодливо указывает якобы «свои» ценности: «Жизнь, достоинство, права, свобода».

Если главная ценность «жизнь», тогда бегущие от мобилизации правы!

Права – ценность? Но когда ваш ребенок вдруг заговорит о своих правах? Только тогда, когда желает выйти за рамки нормы и дозволенного.

Права – возможность выхода за рамки нормы. Это синоним слова «ПРЕ-ступление». Пере-ступить за рамки нормы.

Раскольник как раз об этом рассуждал. «Разрешение крови по совести – это страшнее, чем официальное, законное».

Право по умолчанию отменяет абсолютный закон.

Русский, оглядывающийся только на совесть, на вечные нормы, на традицию, охраняемую Церковью, вдруг получил «право» убивать в абортах, делать деньги любым незапрещенным законом способом, быть успешным, сдавать родителей в дома престарелых, рожать детей за деньги и т.д.

Права человека – самое мощное оружие массового поражения. Не верите? Пожалуйста, вам факты.

Стоило Временному правительству выпустить приказ № 1 о праве выбирать комитеты в армии – и это «право» разрушило величайшую в мире армию без всяких пушек!

Стоило дать право дворянам не служить (1762 г.), как это разрушило сословную систему империи, и она рухнула.

Права женщин - феминизм – развалило семью.

В 1991 дали право делать все, что не запрещено законом – и страну разграбили похлеще Наполеона!

Когда дадут права детям не слушаться родителей – рухнут государства…

А у нас до сих пор и в «Стратегии..», и в «Указе о сохранении духовно-нравстственных ценностей» на первом месте эта «ценность» - права!

Мы так ничего и не поняли.

С.Н. Булгаков в статье "На пиру богов" в 1918 году писал:

 "Генерал: Уж очень отвратительна одна эта мысль об окадеченной (сегодня читай – либеральной – Н.Л.), "конституционно-демократической" России. Уж лучше большевики! А вот из мертвой хватки господ кадетов России живою не выбраться бы! …Пусть Россия подпадет лучше временно под иноземное иго, нежели гниет от благополучия кадетской власти, с европейским парламентаризмом. Кадеты и суть главные развратители России, с европейской своей лощеностью…

Народ не любит ни свобод, ни "ценностей" этих. "Правовое государство" - на эту удочку народ наш не подцепишь».

Увы, нас с вами подцепили….

Ну уж теперь-то, когда весь либеральный мир на нас ополчился, мы ясно видим, что разговоры об отсутствии идеологии им нужны были с одной целью – навязать свою идеологию, чтобы самим властвовать. Утверждения, что нет высшего смысла, нужны, чтобы оставить власть плотских страстей, которые сделают из человека лишь потребителя. Потребитель становится рабом тела, похоти, плоти, земли. Отсюда превращение этой либеральной идеологии прав и свобод в самую настоящую тиранию, похлеще тоталитарных режимов прошлого. Либеральная свобода оборачивается настоящим рабством – рабством низменного – худшей из всех зависимостей.

Выход у нас один: открыто провозгласить наконец свои ценности.

Признать наличие неизменных, вечных, абсолютных принципов в сфере нравственности. И закрепить это в своих документах, как сделано на Западе. Изгнать понятия «свободы и прав» с первых рядов и посадить их на свои законные места – на галерку.

Честно и открыто сказать, что либерализм – такая же лживая, созданная человеческим разумом и человеческими измышлениями идеология, как коммунизм. И если мы нашли в себе силы отказаться от коммунистического угара, то же должны сделать с либерализмом. Объявить Западу, что подобно тому, как они боролись 70 лет с коммунистической идеологией, теперь мы намерены также вступить в непримиримую борьбу с не менее опасной для человечества либеральной идеологией, с ее тоталитарным характером.

«У государства есть только одна беда – его слабость», - указывал В.В. Розанов. Пора применить власть и силу.

Хватит уже мямлить про «добро и справедливость» – абстрактные понятия, ни к чему не обязывающие! Добра хотят все, только понимают его все по-разному. Вот наше понимание и надо озвучить.

Учебник «Обществознание» 9 класс: «Во многих обществах считается ходить по улицам обнаженным, оскорблять старших, обижать слабого, издеваться над инвалидом и т.п.».

Путин: «Мы ничего не имеем против людей нетрадиционной ориентации. Пусть живут, как считают нужным. Но некоторые вещи для нас кажутся избыточными».

Вот где ошибка! Не «считается» и «кажутся», а являются!

Достоевский умел говорить прямо: нет нравственности без религии. Сегодня боятся этой формулы, как огня. Нигде ее не услышишь.

Мы всё больше начинаем понимать, против чего мы воюем, но четкой позиции, ЗА ЧТО – не слышно. Мало того, внутри повсюду встречаем то же, против чего боремся на фронте. Абсурд!

Никак не решаемся открыто заявить: Истина одна, она – неизменна, хранит ее Православная Церковь, нравственность зиждется на понимании бессмертия человека.

Смысл – в любви. Нет человека без любви.

Нет любви без нравственности.

Нет нравственности без религии.

И не надо дожидаться сверху указа, как нам жить и во что верить. Здесь и сейчас каждый из нас может и должен вернуться к традиционному пониманию высших ценностей. Директор – не пуская хэлуин в школу. Работник детсад – игрушки в стиле Барби закрыть в шкафу. Библиотекарь – спрятать развратные книги под полку. Студент – открой Розанова, хватит сидеть в помойке Интернета.

Закончить хочу цитатой из «Братьев Карамазовых». Дмитрий Карамазов говорит Алеше: «Что такое добродетель? У меня одна, а у китайца другая – вещь, значит, относительная. Или нет? Я удивляюсь теперь только тому, как люди живут и об этом ничего не думают».

Вот и я тоже удивляюсь именно этому! Не решив эти вопросы, мы просто проиграем и исчезнем. И в этом будет и наша с вами вина...  

Не приведи Господь нам с вами такой участи….

Н.Лобастов

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь