Не читают: кто виноват и что делать?

В стране у нас в области культуры полная катастрофа, но решительных мер никто не предлагает.

То, что у нас разваливается образование, знает каждый. Но кто виноват и что делать? И вот тут начинается самое интересное. Как на эти два главных вопроса ответил нам Владыка Тихон (Шевкунов)?
 "Множество причин, - пишет он в своей статье на сайте, - от влияния интернета, непрофессионализма и нерадения чиновников-реформаторов до козней либералов и происков Запада". Про либералов, заметим, с иронией: это не главное. Главное - плохо выполняют свои обязанности учителя и чиновники. Вот раньше были учителя - личности и профессионалы! Улучшить, повысить, поднять уровень, призвать к сознательности... Ничего вам не напоминают такие лозунги?
Раньше студенты на практику ходили на последнем курсе, а сейчас - с первого. "Учителя в ужасе от этой системы", - делается вывод.
 Или вот еще причина. "Сегодня школы не подчиняются Министерству образования. Их начальство - региональные и муниципальные органы". Кроме того, что учителя не те, чиновники тоже не те.
  Мешает глубокому изучению литературы и альтернативный список произведений.
  Вот такие причины кризиса...
  Теперь: что делать?
 Воплощать классику в сериалах? "Молодые люди такие фильмы попросту не увидят". Лекции? Не ходят.
  "Мы предложили подумать, возможно ли современным исполнителям, собирающим громадные молодежные аудитории, объединиться для проведения особых концертов по лучшим произведениям отечественной поэзии и музыки. Такие исполнители как никто другой в нашей ситуации могли бы помочь общему делу". То есть рок- и поп-исполнители исправят нашу систему образования!
Вот такие причины смерти нашего образования и такие "припарки" его мертвому телу, которыми планируется "вылечить" сего мертвеца, слышим мы из уст очень уважаемого всеми нами владыки.
 А дальше начинается самое интересное - комментарии, которых под статьей более ста. И только двое из всех откликнувшихся поддержали инициативы Владыки Тихона! Остальные рассуждали совершенно в ином ключе. Впрочем, послушаем голос простого народа.
- Это беда всей России. Это результат ТВ. Это государственная проблема. Вот что надо обсуждать. А от Васильевой и Мединского ничего не зависит.
 - То же самое в Сербии. За последние 20 лет различные реформы разрушили образование. Эти реформы создали новый тип населения (homo consumer), чувствительных только для маркетинговых сообщений.
 - Я учительница. Надо учить как-то принципиально иначе...
 - Вот до чего доводят непродуманные, пафосные реформы образования. Но зато мы к Западу подстраиваемся с ЕГЭ и ему подобным.
  - А "блогерам" и так уделяют столько внимания, что они вполне заслуживают на звание "альтернативной власти" в стране при абсолютном отсутствии контроля за содержанием (а не "контентом") их иногда весьма пространных писаний. Если отдать им ещё и образование, тогда детей будут обучать не сами блогеры, а их закулисные хозяева. И это будет окончательная катастрофа нашей цивилизации.
 - Современная школа дает поверхностные знания, они не долговечны. Надо учить детей добывать знания, а не зазубривать для тестов.
 - Детям нужен внятный ответ на вопрос: "зачем мне образование". И ответ честный. Дети впитывают тот ответ, который дала жизнь последнего двадцатилетия. Очень жесткий и совершенно однозначный.
 - Столь разрушительные реформы сродни бесовским переворотам 1917 года. Причем заказчиком, как всегда, являлись и являются профессионалы с Запада. Причем "одебиливание" нашей молодежи имеет еще и экономическую подоплеку. Ведь если у людей оставить только рефлексы "собаки Павлова", то таким народом легче управлять.
 - По сути: чему детей научили, то и получили. Каковы учителя, таковы и ученики. Надежда на глубинку - там это несколько иное.
 - Сейчас педагоги оказывают образовательные услуги. По государственной программе. То, что сейчас делается на Украине, с Россией проделали в 90-х. Бандеровцы чётко знают, что делают. Как и наши чубайсы-гайдары в своё время. Бедными полуголодными неучами легко управлять: "На дурака не нужен нож: ему с три короба наврёшь - и делай с ним что хошь!" Госзаказ.
- Спросите у молодежи о западных популярных актерах, так без запиночки всех назовут. Виноваты все, и конечно же, государственная власть.
 - Жертвы ЕГЭ.
- Посмотрите ТВ: склоки, травля одних другими, сериалы с кровавыми мордобоями - все худшее и низменное, на что способно человечество. Диву даешься, узнав ЧТО снимается "при поддержке Министерства культуры". ТВ и радио раньше были частью образовательного пространства (литература, искусство, научно-популярные программы, детские специализированные) и поднимали планку "культурного человека". А теперь на что тратится мощнейший потенциал этих ресурсов? Говорят-говорят об этом, а воз и ныне там. В "случайности" уже не верится.
 - Большая часть людей - адекватны, умны, рассуждают здраво и ратуют за хорошее. Но кто тогда эти мифические люди, вбрасывающие законодательно в нашу жизнь заведомо нелепые и абсурдные, вредные законы, указы? Внедряющие суррогат искусства вместо оригинала, разваливающие систему образования. Словно они в другом мире, из которого пытаются управлять нашим. Если нам не нужны вредные и деструктивные законы, то почему они принимаются?
 - Рыночная экономика пожирает наших детей. Целью жизни для молодых стало выживание. Никто не гарантирует ни стабильной работы, ни своего жилья. При этом наши школы успешно прививают детям идеологию "лидерства", готовят настоящих бойцов: чтобы "добиться успеха", нужно быть первым! А если в первые хотят сразу все? Правильно - победит сильнейший! На войне как на войне. И если "продвинутые" учителя к тому же внушают подросткам, что жизнь заканчивается крышкой гроба, а всякие поповские проповеди - лишь немодные пережитки прошлого, нетрудно догадаться, какой может быть "оптимальный набор" действий в борьбе за успех. Стишки настоящим лидерам не в кассу!
 - Мой коллега, к.т.н. 27 лет, мне на это отвечает: зачем это знать, если это тебе в жизни никак не помогает!
 - Многого лучше и не знать. От всех книг богохульника Толстого и нытика Чехова я давно избавился. Кто такие были передвижники - подрыватели устоев царской власти и Православия, такие как Репин.
 - Давайте спросим себя: а помогают ли эти знания спасаться? И ответим, что нет, не помогают. Отец Тихон, может лучше начнем ужасаться от того, что не ходят в храм, не знают христианства! Неужели вас, христиан, еще умиляет читать Толстого?? Что там? Страсти! Безбожие! Не я сказал: "Знание надмевает, а любовь назидает" (1 Кор. 8:1).
 - Результаты опроса были предсказуемы, незачем было тратить время.
 - Если человек не имеет истинных ценностей, то он не имеет и правильных ориентиров, а в худшем случае и ничего святого.
 - Если духовные ценности возобладают, то все исправимо.
 - Это задача на стратегическом уровне.
 - Если ничего не изменится, Россия просто исчезнет.
 - Как поменять уже приобретенную шкалу ценностей? Идея с блогерами интересна, но мало вероятна. Звезды медиапространства говорят, что негатив более популярен, рады выставить что-нибудь достойное, но это не продержится и пяти минут.
 - На мой взгляд, главная беда молодого поколения – это замена мозгов. Ценности, которые они проповедуют, значительно отличаются от  традиционных, которых придерживаемся мы. Но виноватым назначим учителя? И это свойственно людям, называющим себя православными?!
  Итак, заметьте, ничего из того, что приведено в этих многочисленных комментариях простых людей, не сказал владыка Тихон! И это, согласитесь, настораживает. Мы все ждем от наших духовных авторитетов верного анализа происходящего и предложения оптимальных путей выхода из глубокого кризиса, но вместо этого слышим призывы спеть песенки на стихи классиков.
 В "Ведомостях Нижегородской митрополии" прочитал, как на заседании в Сарове научный руководитель НИИСИ РАН академик Владимир Бетелин рассуждает: "В нашем официально деидеологиозированном обществе на самом деле идеология есть, хотя она не заявляется открыто. Это идеология либерализма. И если мы не откажемся от нее, ничего не изменится".
 Вот это анализ! Четкий, вразумительный, краткий, честный, верный, точный, глубокий! Не про песенки. Но почему мы это слышим от светского человека, а наши уважаемые иерархи ничего подобного не говорят?  
 Почему простой народ лучше понимает причины наших бед, чем наши иерархи? Согласитесь, тревожный симптом. Так быть не должно. Без духовного водительства куда же и с кем нам идти?
 Подобную ситуацию мы уже наблюдали перед революцией, когда лишь одинокий голос праведного Иоанна Кронштадтского смело обличал современные ему социальные пороки, в том числе богохульника Л.Толстого. Именно это "одиночество" и позволяет таким сегодняшним авторам, как Басинский, писать книги "Святой против Льва" (а не наоборот, заметьте, - Толстой против святого!). Ведь подавляющее большинство на стороне Льва Толстого, и нет авторитетных голосов, продолжающих линию кронштадтского батюшки. А раз так...
  Перед революцией о надвигающейся катастрофе говорили все, и среди них голос Церкви был, увы, самым слабым. А ведь больше всех от Февраля могла пострадать именно Церковь, так как благодаря либеральной революции до огромных масштабов выросла обновленческая церковь, готовая подмять каноническую. И лишь промыслом Божиим приход к власти большевиков прекратил этот процесс.
  Русский народ всегда шел за Церковью, а не она за народом, как в Европе. Вспомним приезд Дмитрия Донского к прп. Сергию, Пожарского к прп. Иринарху, воззвания епископа Гермогена, Крестные хода при монголо-татарах... Мы все сегодня знаем и почитаем наших духоносных старцев ХIХ века: прп. Серафима Саровского, Оптинских старцев... Но заметьте, все они не в столицах подвизались, а в затворах монастырей и лесов. Это сегодня они стали светочами, а тогда к ним шел вереницей простой народ, но в общем информационном пространстве великой державы их голоса в свое время не звучали. Не это ли одна из причин трагедий ХХ века?
 Революции, потрясения, трагедии всегда есть результат запущенной болезни общества. Ролик и статья Владыки Тихона ярко демонстрирует протекание болезни. Болезнь честно и откровенно признана - это уже замечательно. Но этим народ в глубинке не удивишь: всё это мы ощущаем на собственной шкуре. От интеллигенции, чиновников, от столицы, от власть имущих, и тем более от духовных лидеров мы ждем глубокого и точного анализа происходящего и обсуждения путей выхода. Ждем смелости сказать главное: мы выбрали не ту идеологию, не тот путь. Культ денег и успеха разрушает все воспитательные, образовательные, культурные начинания. И главный вывод: эти проблемы невозможно решить в рамках либерального проекта! Если мы хотим вернуться на путь приоритета традиционных нравственных ценностей, нам придется менять на нашем корабле не обои в каюте, но сам курс корабля. И это должны понимать прежде всего капитаны, народ здесь уговаривать не надо, что видно по комментариям читателей.
Н.Лобастов

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь