Чучело

Евангельские мотивы в советском фильме Ролана Быкова.


Фильм "Чучело" стал чуть ли не единственным фильмом на закате СССР, в котором заявлял о себе религиозный подтекст. Даже те, кто не отличал Иисуса от Будды, каким-то шестым чувством, подсознанием уловили в "Чучеле" "запретные" темы: настоящее слово всегда говорит с душой, а не только с разумом.
 Будет ошибкой заявить, что Ролан Быков заранее задумал сделать из "Чучела" религиозную картину. Отнюдь нет. Он сам, как рассказывает вдова режиссера Елена Санаева, разглядел христианскую линию только в момент монтажа. Однажды он огорошил супругу: "Ты знаешь, Лена, что получается? Гонение, распятие и вознесение!"
Да, Быков не вкладывал в картину религиозные смыслы, они невероятным образом сами проявлялись в процессе работы.
  Устав от давления цензуры, режиссер решил взяться за этот проект. Режиссер увидел в "Чучеле" себя: его самого много травили. Также история "Чучела" позволяла нарисовать портрет современного советского общества, ведь дети – отражения взрослых. Если подростки эгоистичны, самовлюбленны, алчны, грубы и жестоки, то проблема не в них, а в их родителях… В этом плане школьный класс – идеальная возможность посмотреть на общество сквозь христианскую призму. В каждом классе (читай: обществе) есть свой Иуда, есть гонители и гонимые.
 Напомню сюжет. В одну провинциальную школу приходит новенькая. Она внучка известного, но не очень уважаемого человека – Николая Николаевича (роль исполняет Юрий Никулин). Недолюбливают его по одной причине – не такой, как все. Очень замкнут, да к тому же – непростительная дерзость – собирает картины, часто тратя на них все свои деньги. Ему даже не на что купить новое пальто, старое все в заплатах, за что его так и называют – "заплаточник". Бессольцев мечтает открыть картинную галереею и подарить ее городу. Он из тех, кто безкорыстно пытается облагородить мир. Его отец был в этом же городе земским врачом и построил больницу, его расстреляли фашисты – прятал раненых. То есть у Лены Бессольцевой перед глазами достаточно примеров жертвенности и служения людям. Чувство стыда, милосердие, любовь к ближнему – для нее не пустые слова.
 Неудивительно, что одноклассники видят в Леночке такую же "чудачку", как и ее дед, и потому относятся к ней с презрением, она для них из иного мира.
 В какой-то момент Бессольцева под влиянием окружения оступается – начинает стыдиться деда, но довольно скоро раскаивается: "Значит, если бы ты был настоящим нищим, голодным и оборванным, то я бы тебя бросила? Я предательница".
 Эти муки совести можно воспринять как одну из ступеней лестницы, ведущей Бессольцеву на ее личную голгофу. Девочка берет на себя чужой грех и становится изгоем.
 Класс долго работал, чтобы накопить денег на поездку в Москву, но когда до цели осталось всего ничего, школьники сбежали с урока в кино. Классной руководительнице "настучал" друг Лены Дима Сомов, до этого слывший любимчиком однокашников. Прогульщиков лишили заветного путешествия. Опасаясь, что теперь от Сомова его же дружки живого места не оставят, Бессольцева вдруг объявила стукачкой себя. Почему? В советское время ее поступок объясняли влюбленностью. Но это грубая трактовка. Зачем тогда в фильме подробно рассказывается история предков Лены? Почему в кадре постоянно появляется портрет ее прапрабабушки? Гены Бессольцевой просто обязывали ее спасать другого. Да и спасла она не столько Сомова, сколько весь класс, ведь, выискивая предателя, они бы все передрались.
 Бессольцевой объявляют бойкот, ее травят и несколько раз жестоко избивают. Она молчит. Сомов тоже молчит, напоминая Иуду.
  Все заканчивается "распятием Чучела". Платье героини сжигают на костре, предварительно "надев" его на скрепленные в форме креста ветки. При этом весь класс с ожесточением скандирует: "Чучело – предатель!" Разве не возни-кают здесь аллюзии на сцену казни Христа, когда толпа вокруг скандирова-ла: "Распни, распни Его!"?
 Чучело поджигает Сомов...
 Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову. "Кто за бойкот? (все поднимают руки). А ты?" - "А я – нет". - "Ты его простила? Неужели простила?" – "Я была на костре".
  Бессольцева не только прощает, но и находит в себе силы искренне пожалеть своих "друзей": "Честно говоря, жалко мне вас: бедные вы, бедные люди".
 Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: "Вот дурааааак".
  Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе.
В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу.  Он знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит класс и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице.
 В финале истории на классной доске появляется надпись: "Чучело, прости нас!" Этой деталью постановщик показал, что жертва героини не была напрасной, ее поступок изменил одноклассников, сделал их лучше, пробудил чувство справедливости, сострадания, совести. На глазах ребят появляются слезы. Герои одержали огромную нравственную победу.
 Цензуре не понравился фильм, грозились вырезать все "опасные" сцены. Быков объявил цензуре настоящую войну. Он всерьез пообещал, что убьет любого, кто зайдет в его монтажную. В конце концов сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией. Но ни сантиметра не вырезали, он отстоял даже сцену сожжения.
 А спустя некоторое время Ролан Быков крестился. Вот что рассказала вдова:
 "Он жил с Богом в душе. Крестился поздно. Ему предстояла вторая операция, когда позвонил человек из Загорска и сказал: не покреститесь – прокляну! Бред, конечно: как можно человека проклинать за то, крестится он или нет. И Ролан сказал: “Знаешь, Леночка, я это сделаю после операции. Не буду же я ставить условия: "Ты мне, Господи, даруешь годы жизни, а я за это покрещусь!” У него много размышлений о религии и Церкви, но он ненавидел сектантство, ханжество и не декларировал свою веру. Я считаю, что в его ролях и фильмах есть Божья благодать, есть свет".
         Максим Васюнов, Православие.ru

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить