Последний богатырь

"Последний богатырь" - сказка, но наизнанку.


  Сказка - это язык детства. Этот жанр народного творчества с древнейших времен является тем инструментом, который помогает развивать внутренний мир детей, учить их различать добро и зло. Именно победа добра во всех сказках и вера положительных героев в его силу играет первостепенную роль в процессе воспитания. Но что может произойти, если воплощенное зло в сказочном повествовании будет выполнять функции добра, а добро — зла? Разобраться в этом вопросе нас побудил фильм "Последний богатырь".
 Эта сказка стала самой кассовой российской кинокартиной 2017. Она была удостоена премии "The Hollywood Reporter" - ведущего американского журнала в области киноиндустрии. Подавляющему большинству она очень понравилась, но я, как и многие, увидел в этой кинокартине обман и подмену.
 Герои и атрибуты сказки "Последний богатырь" взяты из наших сказок: это и Кащей Бессмертный, и Баба-Яга, и Царевна-лягушка, и Змей Горыныч, и Водяной, и богатыри, и Чудо-Юдо (больше похожий на тролля), а также меч-кладенец, молодильные яблоки, живая вода. Главный герой - Иван.
 По сюжету фильма Иванушка, победитель телешоу про магов и экстрасенсов (уже одно это настораживает), известный под псевдонимом "белый маг Светозар" и промышляющий "снятием сглаза" и "чисткой кармы", попадает из современного мира во "вселенную русских сказок". По замыслу создателей фильма, ему предстоит пройти путь от своего меркантильного, гедонистического "эго" до "любви к ближнему". Но вот кто окажется его ближним?
 Зритель узнаёт, что на самом деле Иван - сын Ильи Муромца, спрятанный в нашем мире, дабы его не убили в сказке. А еще он - последний богатырь. Всех же остальных богатырей одолела при помощи темной магии Варвара (вероятно, Краса - длинная коса), жена богатыря Добрыни Никитича.
 Попавший в Белогорье шоумен из будущего захотел сразу же выбраться оттуда. Но сделать это можно только с помощью меча-кладенца. Чтобы его раздобыть, герою придется вступить в сговор с представителями темной силы: Кащеем Бессмертным, Бабой-Ягой, заколдованной каратисткой Василисой-лягушкой и Водяным. Причем их чисто коммерческие отношения переросли в грандиозную дружбу, а с Василисой в итоге - в любовь.
 Блуждания по Белогорью сопровождаются в кадре совершенно нетипичной для русских сказок западной музыкой.
 Не нужно обладать особыми знаниями, чтобы увидеть, как размываются в этом фильме понятия о добре и зле и до боли известные нам (но не нашим детям!) герои приобретают новый облик: к примеру, Добрыня Никитич, страдающий комплексом неполноценности, завидует Илье Муромцу. Кстати, Добрыня весь фильм, как казалось, был в полном неведении, что его супруга - злая колдунья. Но неожиданно для всех он вдруг сам стал злейшим существом. Добро оказалось злом. Более того, выясняется, что на стороне зла находятся все жители сказочной страны. Все, за исключением злых сил - вернее, в фильме "добрых".
 "О ужас! - хочется воскликнуть на финальных титрах. - Добрыня Никитич - один из трех всадников с известной картины Васнецова - враг всего доброго и светлого! А нечисть спасает сказочную страну от этого “злостного” богатыря!".
 Но это еще не всё. В фильме отчетливо прорисована тема подлинной любви к ближнему - той, о которой говорят нам евангельские слова: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15:13). И эту заповедь реализуют, то есть жертвуют собой ради других, такие персонажи, как Водяной и Кащей. Это уже не просто перевернутая сказка - можно сказать, что это глумление над христианским пониманием добра и зла.
 К слову, компанией "Disney" уже предпринималась попытка переиначить русских народных персонажей в фильме "Книга мастеров": и того же Иванушку Дурачка, который там больше смахивает на царевича, и Бабу-Ягу, и Кащея с Русалкой, которые показаны очень пошлыми. В ней откуда-то появляется "тридцать четвертый" богатырь-неудачник, а русский мужик показан как вечно пьющий алкоголик. Но тем не менее в ней понятно, где зло, а где добро. Увы, здесь нет никаких защитников Святой Руси, нет церквей, нет русского человека. Нет русского духа. Тут Русью не пахнет...
 Можно с уверенностью назвать кино-картину не просто вредной, особенно для детей. К сожалению, в ней явно целенаправленно собрано всё, что может способствовать разложению души и искажению русского менталитета. Это и пропаганда глупости, и представление зла добром, и показ сделки со злом как чего-то совершенно безобидного, и создание ложных примеров для подражания. Мне пришлось долго объяснять своему 8-летнему сыну, что эта популярная среди его сверстников сказка - на самом деле антисказка, "сказка наизнанку". А между тем многие мальчишки уже хотят подражать Кащею. Вот как попали в цель профессиональные манипуляторы сознанием!
 Фильм, без всякого сомнения, является продуктом чувственной культуры. Известный культуролог Питирим Сорокин высказал мысль о том, что подобная культура стремится освободиться от всего святого. Это "искусство голливудского шоу", оно аморально, асоциально и антирелигиозно. Чувственное искусство, пишет он, создается как товар - "ради потребительства, развлечения и удовольствия… Оно игнорирует почти все высокое и благородное в самом человеке, в его социальной жизни, культуре, садистски заостряя внимание на всем посредственном и в особенности негативном, патологическом… антисоциальном и получеловеческом". В общем, цель данного искусства - эпатировать, потрясать, ошарашивать, а еще высмеивать и унижать всё и вся - от Бога до сатаны. Оно паразитирует на настоящем искусстве, низводя абсолютные ценности до уровня производства ценностей товарных. Вот и сказочные герои стали очередным коммерческим проектом, рассчитанным на массовый рынок развлечений.
 Этот фильм представляет опасность для русского человека. Ведь презрение к прошлому, к традициям и, следовательно, к истории своего народа порождает в человеке рабскую психологию. И не сказка, по слову философа Ивана Ильина, отжила свой век, если мы разучились глубоко воспринимать ее, "а мы исказили свой душевно-духовный уклад, и мы выветриваемся и отмираем, если мы потеряли доступ к нашей народной сказке".
 Газета "Православная вера"

Комментарии  

0 #1 Guest 19.08.2019 15:21
Этот фильм снят Дисней компани. Замечательный мультсериал Смешарики, после покупки его студией Диснея, превратился из тонкого философского произведения объяснявшего сложные нравственные проблемы на доступном для детей языке в рупор постмодернизма. Если раньше мораль Смешариков хотя и не была до конца православной, но всё же основанной на христианских нравственных принципах, то теперь враг использует их для насаждения морали вседозволенности, бессмысленности и относительности добра и зла.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить