Интердевочка

Фильм "Интердевочка" в перестройку просто шокировал.


Символом перестройки стал во многом один из первых перестроечных фильмов – «Интердевочка». Всё в нем «перестраивало» наше привычное сознание. Нам объяснили, что секс в СССР был. Что рядом с нами были путаны. Что в жизни есть много грязи. Уже первая сцена шокировала: хозяйка на грязной кухне гонит самогон. Настоящий реализм, правда не социалистический, а возвращение к критическому реализму, который так нахваливали в школах.
  Началось широкое шествие по стране «чернухи».
 В то время я преподавал в училище у мальчиков. Они мне все уши прожужжали про этот фильм. Что ж, решил я, раз мои ученики нахваливают, мой долг посмотреть, чем же живут мои подопечные. И я пошел в кинотеатр.
 Фильм в нашем городке шел уже неделю. Но, как ни странно, в зале мест не было. Мне по знакомству дали стул, и я пристроился сбоку.
 Да, конечно, удивлялся тому, что нам впервые показывали с экрана. Но в памяти осталось иное удивление, которое долго не давало мне покоя. Удивление от поведения моих учеников и других зрителей, в основном молодых. Они смирно дожидались постельной сцены (а в фильме впервые нам показали всё откровенно), а затем вставали и уходили из зала.
 Как мне хотелось после этого режиссеру фильма показать эту поразительную картину! Ведь наши художники объясняют, а лучше сказать, оправдывают включение подобных сцен в свои «произведения» высокой художественной задачей. Мол, для уяснения глубокой и важной идеи необходимо показать и это. Эта сцена в общем замысле имеет определенное значение. Это лишь средство для понимания гибельности и трагедийности… Посмотрев, люди ужаснутся, отвратятся, задумаются… И т.п.
 Это теоретические размышления всезнающих интеллигентов. А я живу в глубинке России, преподаю «философию» в сельскохозяйственном училище для будущих сварщиков, трактористов, крановщиков. И вижу не теорию, а реалии жизни. А они таковы: пришли, посмотрели невиданную картинку на экране, вкусили сладость запретного плода и пошли жить по этим принципам и желаниям. Им высокая и глубинная мысль автора – «до фонаря», «по фене». А вот снять педали с нравственных тормозов, получить легитимность своим тайным греховным желаниям – это и есть праздник «искусства». Спасибо, художник!
 Я бы рискнул так сказать: у человека в голове есть некий выключатель. Когда он слышит то, что любит, что ему по нутру, к чему прикипело его сердце, он сразу включает мысль, память, внимание, волю… А если предмет не совпадает с его пристрастиями – он выключает свое сознание!
 У меня постоянно на уроке так было: дремлет ученик, скучает на задней парте, не работает, но вдруг голову поднял, встрепенулся, встал в стойку, как мой кот при виде мыши, и громко и удивленно спрашивает: «Как, как вы сказали?». Я сначала не понимал причину резкого преображения и неожиданного внимания к моему рассказу. Потом догадался: речь пошла о Соне Мармеладовой, и он услышал интересные для него слова «пойти на панель», «торговать своим телом» и т.п. Сразу включатель щелкнул так, что вся группа услышала.
 Любой художник должен понимать эту особенность простого человека и чувствовать свою ответственность. Но он переходит эту грань ради сиюминутного успеха, пытаясь затем лукаво оправдать это обращение к низменному высокой художественной целью. Ложь и лукавство. Да еще и снобистское и высокомерное отношение к зрителю, который все схавает. Принцип «Не навреди» зря связали только с медицинскими работниками. Гораздо важнее он для людей искусства.
Ну а после того, как все тормоза были спущены, все плотины открыты, все запреты списаны в утиль, - художники ринулись делать деньги, славу и авторитет, не оглядываясь на реалии жизни простых работяг в глубинке, не обращая внимания на ужас в глазах матерей, голоса отдельных ретроградов и разбитые жизни молодых людей.
Кто остановит эту нечистую нечисть?
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить