Ноябрьск-2017

27 ноября 2017 в Ноябрьске прошли Рождественские чтения.


В Ноябрьск я попал по приглашению епископа Салехардского и Новоуренгойского Николая, который еще три года назад прочитал мои книги и уже тогда хотел пригласить меня на Рождественские чтения, но настороженное отношение департамента образования останавливало владыку. Но потихоньку всё меняется, теплеют отношения чиновников к работе Церкви по воспитанию молодежи. Все понимают: наше образование всё более заносит не туда, а поэтому начинают оглядываться, задумываться, искать пути выхода, всё чаще обращаясь к традиционным ценностям, о которых так много говорили с высокой трибуны и на этот раз.
 Тем более что Ямал потрясло последнее событие, связанное с выступлением в Берлине Коли из Нового Уренгоя. В народе сложилась мудрая поговорка: в доме покойника не говорят о веревке. Вот и на чтениях, словно сговорившись, никто с трибуны об этом случае не упомянул ни разу, но в кулуарах эта тема возникала постоянно. В воздухе ощущалось не только напряжение от этого инцидента, ославившего Ямал на всю страну, но и некая подвижка в сознании, которая заставила работников образования смелее говорить о наших наболевших проблемах, с ещё большим уважением и надеждой обращаясь за поддержкой и помощью к Церкви.
 Естественно, никому не пришелся по нраву и метод столичной борьбы с вышедшей наружу проблемой: в Уренгой направились многочисленные комиссии и проверки. Копают, проверяют, трясут, ищут - а общероссийский воз образования и ныне там, где был.
 Директор департамента образования уверенно говорила о том, что духовным воспитанием надо заниматься не только на уроках ОПК, но и на всех уроках гуманитарного цикла. Нет у нас иного пути, как воспитание нравственного стержня, фундамента, на котором только и можно построить ответственную личность.


 Выступая на пленарном заседании, я подхватил тему "фундамента", заметив вначале, что "именно об этой части нашего общего дома я и хочу поговорить". И хотя мой доклад назывался "Либерализм в литературе", речь в нем шла, конечно же, о нас, о нашем времени, о тех ценностях, на которых мы сегодня пытаемся выстроить систему образования, не замечая в них опасности.
Приведу вкратце это выступление.
 «Белинский когда-то заявил: "Нравственность в сочинении должна состоять в совершенном отсутствии притязаний со стороны автора на нравственную цель". Узнаете сегодняшний принцип образования? А вот замечание Розанова о Пушкине: "Слова его никогда не остаются без отношения к действительности. Пушкин дает норму для правильного отношения к действительности". Узнаете сегодняшний запрет в образовании Пушкинского принципа?"
 А.Тарковский писал: "Настоящий художник не ищет, он обнаруживает". А вот слова Горького: "Художник не ищет истины – он ее создает". Кому же верить?.
 Мнений в истории, как видим, всегда было много, и они часто звучали как прямо противоположные, но что же выберем мы с вами?
 Наши предки сделали свой выбор, теперь дело за нами. Им было непросто, впрочем, как всем и всегда. В истории меняются только виды искушений, а сам принцип "Царство Небесное силою нудится" (Мф. 11:12) остается верным на все времена. Сегодня искушение - новое, невиданное ранее, незнакомое; и мы должны преодолеть его своим собственным опытом, не пользуясь готовыми наработками и шаблонами. Это искушение вседозволенностью, безграничной свободой, информационным потоком, расслабленностью, комфортом, невиданными возможностями реализации себя и т.п.
  В год 100-летия трагедии все задаются вопросом, почему же Господь попускает России такие испытания?
 Послушаем умницу С.Л. Франка. "Когда теперь мы, русские, материально и духовно обнищавшие, ищем поучения у вождей европейской мысли, с изумлением узнаем, что учиться нам нечему и что даже, наученные более горьким опытом наших несчастий, мы, пожалуй, сами можем научить кое-чему полезному человечество. Мы по крайней мере уже тем опередили его, что у нас меньше осталось иллюзий".
 Мы видим в истории, как за свои иллюзии они были наказаны; не будем повторять их ошибок, научимся трезвиться и делать правильные выводы, руководствуясь вечными ценностями. Хочется верить, - закончил я свое выступление, - что мы с вами найдем в себе силы освободиться от еще одной иллюзии – веры в свободное либеральное общество гражданских прав и свобод. И вернемся к неизменным, вечным, абсолютным, изначальным, проверенным тысячелетним опытом наших предков нравственным ценностям – Евангельским. Только на таком каменном фундаменте и можно построить богатое и красивое здание нашего родного общего дома – России».
 Должен отметить, что многие простые слушатели, не обремененные властными полномочиями, с радостью и надеждой воспринимают услышанную позицию, поддерживают, интересуются, просят книги, делятся своими ощущениями. Но вот я просмотрел официальные репортажи с чтений, и обнаружил, что в них не только не озвучиваются идеи выступления, но даже название доклада "Либерализм" скромно не указывается - все-таки еще пока режет слух... Одно дело – кулуары, другое – официальные СМИ.


 Вечером в здании музыкальной школы состоялась публичная лекция "Самая красивая книга – человеческая жизнь", на которую добровольно собралось около 150 слушателей Ноябрьска – такое я видел впервые. И вновь пришлось удивляться вниманию северян к смелым мыслям о литературе и истории. Книг, увы, всем желающим не хватило...
 Север, надо сказать, приятно удивил своей жизнью - более размеренной, чистой, трудовой, серьезной, чем здесь, "на земле" (так они называют средне-европейскую часть). Уже проезжая по Ноябрьску, я заметил, что там намного меньше рекламы. А затем пришлось удивляться и северному гостеприимству. Все очень внимательны, заботливы, неспешны, ответственны, искренны... Сам владыка Николай весьма прост в обращении, и то, как он собственноручно постоянно стремился подлить чаю гостю, выглядело несколько непривычно, мягко говоря. Самым внимательным и знающим собеседником в области литературы оказался сам владыка.
 Ветра соблазнов развлекаловки, сплетен, легкой жизни, расслабляющего отдыха, желания посмеяться над ближним, бесконечной смены удовольствий здесь, на севере, дуют не так сильно и часто. Люди работают.
  Север удивил весьма теплым приемом. Уезжал с надеждой на возрождение православной России. Да и как не теплиться надежде на лучшее, если в наше лукавое и приглаженное красивыми словами время за тысячи километров приглашают сельского учителя, лишь бы услышать новое слово о культуре, сверенное с позицией Церкви и выстраданное опытом работы у доски. Как заметил владыка Николай: "Если семя брошено - будут и всходы..."
Н.Лобастов

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь