Север области

Поездки по северу Нижегородской области.


 В январе 2017 меня пригласили приехать презентовать 5-ую часть книги на родной север Нижегородской области, откуда я сам родом и куда всегда с удовольствием возвращаюсь: Шахунья, Урень, Шаранга, Тоншаево.


  В основном по две встречи - с учениками и учителями, но в одном из районов в день пришлось провести аж 6 встреч! Что ж, замечательно, когда нет возможности для праздного проведения драгоценного времени жизни.
 Вновь и вновь подтвердился проверенный опытом факт: чем дальше от больших городов, тем искреннее и внимательнее принимают нестандартный, далекий от общепринятого взгляд на жизнь и литературу. Старшеклассники слушают так, что их глаза вдохновляют на полную самоотдачу. А вот их учителя такого внимания, мягко выражаясь, не проявляют. Ученики вопросы нередко задают очень глубокие и умные. Например, одну из встреч я посвятил теме идеализма и назвал так: "Вредно ли мечтать?" Девица после встречи, когда несколько старшеклассников остались поговорить, признается: "А вот вокруг меня жизнь тяжелая и трудная, и я все чаще пытаюсь уходить от нее в мир иной - музыки, отдыха, видео... Разве это плохо?" Вот на такие их сомнения и нужен опыт нас, старших. Мы все это прошли. Важно, чтобы они искренне хотели услышать нас.
 "Ставить цель и мечтать - одно и то же?" - звучит следующий вопрос. И опять непростая, но жизненно необходимая тема.
 В одном из классов совершенно для меня неожиданно произошло то, что в моей практике поездок было только однажды лет 15 назад. После первых моих слов посыпались шквалом вопросы - напористо, активно, уверенно, дружно... Обычно бывает другая проблема: говоришь час, потом спрашиваешь, есть ли вопросы, и минут пять слушаешь нависшую тишину... А тут!
  Но вопросы-то уж очень старые. Я почему и растерялся, что отвык от таких вопросов, которые 20 лет назад будоражили умы всех, но сегодня давно отошли на задний план. Это так любимая некоторыми тема дарвинской обезьяны... Пол-урока я пытался проследить нашу родословную, но потом понял, что дело не в ответе, который никто на веру принимать не собирался, а в проблеме доверия источникам информации. Именно это прежде всего задело моих слушателей. И это оказалось для меня полезным: посмотреть, как действуют на сознание наших учеников средства массовой обработки сознания, прежде всего, конечно, интернет. Интересно было наблюдать, как подростки яростно защищали систему информационного поля, в которой они существуют. Это верно, потому что общепринято и поддержано подавляющим большинством насельников всемирной паутины. Это и истина, и наука, и авторитет, и аргумент... Девочка с удивлением восклицает: "Но разве у каждого поколения не свои новые правила жизни?"
 Остается только диву даваться и вновь и вновь ужасаться результатам того, как школа отказалась от смыслов и идей, научает лишь средствам и формам, оставив знание фундаментальных понятий интернету и ТВ. А те неплохо справляются: знания у наших детей есть - твердые и определенные, вот только они фальшивые и примитивные, бесконечно далекие от наших традиционных.
 Думаю, эта бурная дискуссия пошла на пользу и мне, и ученикам. Я увидел, чем и как живут сегодняшние юные, а ученики почувствовали, что не все на шумной и многолюдной улице Интернета желают дружно хвалить новое платье короля. Это дорогого стоит. Может быть, и у них когда-то откроются глаза...
 В другом районе зашел разговор с коллегами о современном состоянии и школы, и общества, и семьи. Но что получается? Мы уверенно критикуем и рассуждаем о том, что от нас совершенно не зависит - меня с некоторых пор такая позиция всегда задевает. Какой смысл говорить о том, что ты не способен ни на йоту изменить? Тогда я в сердцах предложил: "А давайте поставим целью такую программу-максимум - Шаранга без телевизора! Это-то в наших силах?" Увы, не восприняли...
 Еще один спор с коллегами: может ли ученик высказать свое мнение в сочинении на экзамене? Ну, например, что "Ася" Тургенева  - попытка автора сломать представление о семье. Что самоубийства у Куприна - результат воспевания страстей. Что "После бала" Толстым написано для насмешки над государством и т.п. При этом соблюсти все требуемые нормы для сочинения: вступление, тезис, аргументы, цитаты и т.п. Но мысль - необщепринятая, нестандартная, хотя легко доказуемая, т.к. истинная. Мнения разошлись, но участники проверки сочинений утверждали, что так и должно быть. Если так, тогда всё зависит от вас, уважаемые коллеги, и нет нам с вами причины сваливать на обстоятельства. Мы живем в свободное время, время широких возможностей.
 Я благодарен организаторам всех четырех районов за такие прекрасные встречи в замечательных залах.

Думаю, и сами организаторы, и учителя вновь почувствовали живой и неподдельный интерес наших подростков к разговору на жизненные темы, поиск ответов на вечные вопросы бытия, которые всегда будоражили русского человека, наших предков, наших великих классиков и до сих пор остаются в крови юного поколения, просыпаясь при первом соприкосновении. Дело за нами, учителями...
Н.Лобастов

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь