Око твоего сердца

Следи, куда смотрит око твоего сердца.


  В Священном Писании говорится: "И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7).
 Коснулось души человека Дыхание Божие, и ощутил человек присутствие Божества. Человек услышал слово Божие. На эту любовь Бога к людям человек откликнулся тоже любовью: исполнением услышанного им слова. Исполняя со смирением волю Божию, человек предназначен был жить вечно.
Грех лишил наших прародителей райского блаженства. С этого дня человек мог по любви к Богу исполнять Его волю, а по зависимости от дьявола делать грехи. Произошло трагическое: произволение человека раздвоилось. В Раю он хотел только того, что хотел Бог, а теперь он стал желать и того, что предлагал враг. То есть на земле человеку обозначились две дороги. Одна дорога – богоугождение. Вторая – гибель во грехах. В Раю лица Адама и Евы были светлыми, а на земле грех наложил на лица их свой отпечаток тьмы.
 Об этом говорит Господь: "Светильник телу есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно" (Мф. 6:22-23).
 Будучи ничем не принуждаем насильно, человек вынужден был решать сам: кому отдать предпочтение: потребностям души и тела, или призыву свыше. С того дня и до ныне око сердца человека видит и то и другое. И на чем остановится взгляд сердца, то есть что полюбит человек, это и определит судьбу его.
 Человек смотрит на то, что любит. Полюбил человек земное, приковал свой взгляд к земным вещам, - и становится весь земной, подобно животным, птицам и рыбам, которых не коснулось Дыхание Божие.
 Человек же, одаренный Дыханием Божиим, стал носителем Его образа. Исполняя повеленное Богом, он уподобляется своему Творцу. Но исполнять то, что сказал Бог, человек будет только тогда, когда он этого захочет, когда при созерцании земного и небесного он изберет Небо. Если око сердца человека залюбуется Небом и сердце полюбит своего Творца, тогда весь человек делается свет. Поэтому каждый человек, исполняющий заповеди Божии, по мере исполнения их, очищает свое сердце. И эта внутренняя чистота его не может не выявиться вовне на его лице. Оно неизбежно будет светлым.
 И наоборот, лицо грешника, нарушающего заповеди Божии, покажет своею мрачностью его внутреннюю нечистоту. Не могло быть светлым лицо Иуды предателя, но низость его поступка изобразится на лице его темнотою.
 Поэтому каждый христианин помни, что все внутреннее твое доброе или греховное неизбежно скажется на лице твоем и будет видимо во взгляде твоем. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что если человек исполняет заповеди Божии, то в лице его сияет образ Божий, а если он грешит, то в лице его вырисовывается образ дьявола.
 "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Святые, чьи сердца постом и молитвою были очищены от страстей, могли видеть Бога.
 Моисей сорок дней говорил с Богом на горе Синай. "Когда Моисей сходил с горы Синай, и две скрижали откровения были в руке у Моисея, то Моисей не знал, что лицо Его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним" (Исх. 34:29).
  Моисей сорок дней видел Бога и славу Его, и потому вся его природа озарилась тою же славою.
  Когда Архидиакона Стефана иудеи побивали камнями, он видел "Славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога" (Деян. 7:55). Не удивительно, что лицо его видели, "как лицо Ангела".
  И если созерцание славы Божией Моисеем  и Стефаном так очищало человека, что лица их начинали сиять, как солнце, то нам, грешным, неплохо для подражания вспомнить, как молился Богу царь Давид: "Яви нам свет лица Твоего!" (Пс. 4:7). "Не скрой от меня лица Твоего" (Пс. 26:9). "Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю" (Пс. 68:18).
 «Сердце мое говорит от Тебя: Ищите лица Моего; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс. 26:8).
 "Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от меня" (Пс. 50:13). "Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим" (Пс. 118:135).
  Вспомним историю Закхея мытаря. Он, будучи сборщиком податей, то есть человеком безжалостным, корыстолюбивым, однажды захотел увидеть Христа. И для этого не постеснялся залезть на дерево, чтобы оттуда увидеть проходившего мимо Иисуса Христа. Закхей захотел видеть Иисуса. Для этого он на время отложил свои занятия, бросил работу, может быть, даже упустил возможность у кого-то что-то отнять. И чем все кончилось? Господь не пренебрег его желанием. Господь оценил хотение Закхея как положительное, как доброе, спасительное. Он посетил его жилище. Сердце Закхея было потрясено. Он прозрел. Он увидел, насколько безумной была его прежняя жизнь. Он испугался Божиего Суда и раскаялся: "Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19:8). В дальнейшем он стал Апостолом. А с чего началось? Началось все с того, что он обратил свой взор на Христа. И это самое главное: он один раз посмотрел на Спасителя, и больше уже своего взора от Него не отводил. С этого дня око сердца его навсегда остановилось на Иисусе Христе. Сердце его прилепилось к Нему навсегда.
 Протоиерей Михаил Труханов молился так: "Душа моя томится и тоскует по Тебе, ищет Тебя постоянно: напряженно всматривается, чтобы видеть и вслушивается, чтобы слышать Тебя. Сосредоточен я, я – весь в внимании, чтоб узнать Твою волю о мне…"
  Да разве может быть темным лицо человека, так молящегося? Если все мысли и все сердце его устремлено ко Христу с желанием узнать Его волю, то он будет весь свет, он будет весь сияние, потому то он весь объят любовию к Богу и готов отдать Ему всего себя без остатка. И любящий Его Господь неизбежно отличит его от беззаконников даже внешностью.
  Когда сорок мучеников Севастийских всю ночь терпели в холодном озере, то под утро один из стражников увидел, что над головой каждого мученика возвышается прекрасный венец, сияющий небесной славой. Как видим, и здесь Господь отличил любящих Его.
  Сподоби, Господи, и нам, всегда отвергая все нечестивое, искать только лица Твоего, чтобы узнав Твою волю о нас, потом с великим смирением исполнить ее и жить так с Тобою под покровом Твоей благодати. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить