О блудном сыне

 Проповедь на притчу о блудном сыне.


  История о блудном сыне всем хорошо известна и всем предельно понятна. Молодой человек может уйти из родительского дома, не пожелав жить так, как воспитывал его отец.
 Другой юноша может уйти из-под водительства Церкви, решив, что исполнять заповеди Божии для него слишком обременительно. Но в этом и другом случае человек уходит из-под власти Бога, чтобы жить во вседозволенности, то есть грешить без каких-либо к этому препятствий.
 Человек грешит. Его сознание рушится. Он становится другим и уже не помнит, каким он был. В таких случаях говорят: у него помрачился рассудок. Такой человек начинает видеть черное белым, а светлое ему кажется тьмой. Один человек в частной беседе говорил, что жить без греха настолько неинтересно, что и родиться не стоит. Такого человека образумить словами невозможно. Он не захочет слушать.
 Но любящий Господь спасает и таких. Он создает для них спецусловия, в которых к ним начинает возвращаться сознание и со временем окончательно восстанавливается. Этими спецусловиями являются скорби. Господь обкладывает грешника скорбями, как дерево – удобрениями. "Стрелы свои делает палящими" (Пс. 7:14) - говорит псалмопевец Давид. Господь бросает в грешника стрелы многоразличных скорбей. Они вонзаются в грешника и приносят ему невыносимые страдания. И происходит чудо: страдания исцеляют грешника. Оказывается: "страдающий телом перестает грешить" (1 Пет. 4:1).
 Скорби оказываются спасительными. Спецусловия, в которые Господь поместил грешника, возвратили ему трезвость мысли. Он начинает правильно рассуждать.
  Здесь полезно вспомнить Каина. Он убил брата, а потом говорит Богу: "Что я, сторож брату моему?" Мы видим, что сознание его померкло.
 Тогда продолжающий любить его Господь создает ему такие условия, в которых здравое сознание к нему неизбежно возвратится. Господь говорит ему: "Проклят ты от земли. Когда ты будешь возделывать ее, она не станет более давать силы своей для тебя. Ты будешь изгнанником и  скитальцем на земле".  Обезумевший Каин говорит: "Наказание Твое больше, нежели снести можно" (Быт. 4:10-13). Он уверен, что Бог его наказывает. Но Господь не наказывает, но спасает. Он предлагает Каину лекарство, создает для него специальные условия бытия, пережив которые, он стал бы нравственно выздоравливать. Все и произошло так, как хотел Господь. Каин покаялся.
 То же самое происходит с Евангельским неразумным сыном. Господь создает для него такие условия жизни, в которых он начинает правильно соображать. Его спасли скорби. Окруженный ими, он приходит в себя. У него прояснилось сознание. Он начал правильно мыслить. Он вспомнил отца и жизнь в отеческом доме. В этой дальней стране, лишенный средств к существованию, голодный, которому даже запрещено есть корм для свиней, вспоминает, что у отца наемники едят хлеб досыта. Жизнь у отца стала казаться ему Раем. Он понял главное, что отец его любит. И он поспешил к отцу. В сердце его сложились на редкость правильные слова: "Отче, я согрешил на Небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим. Прими меня в число наемников Твоих" (Лк. 15:18-19).
 Эти слова доказывают, что сознание его действительно прояснилось. Вот результат действия посылаемых Богом скорбей.
 Все, находящиеся здесь, за исключением детей, первую половину жизни прожили не без грехов. Мы, подобно Евангельскому юноше, тоже выходцы из "страны далече", то есть из состояния неведения Бога или своеволия или бездны грехов. Некоторые возвратились к Богу быстро, другие медленно, третьи еще до сих пор никак еще не могут выйти из-под власти греха.
 Покидая страну вседозволенности, то есть то место, где я согрешил, надо положить себе на сердце никогда туда не возвращаться и не жалеть ничего из того, что оставляешь там.
 Вспомним бегство Лота из Содома. Ангелы говорили беглецам: "Не оборачивайтесь". Жена же Лота обернулась и стала соляным столпом. Господь попустил это, чтобы мы знали, как опасно жалеть что-либо из того, что мы оставляем там, где грешили. С грехом надо расставаться решительно и не оставлять ему никакого места в нашем сердце. Ни богатство, ни родственные связи не должны нас задерживать в стране греха. И даже расположение ко греху нельзя оставлять в своем сердце.
 Пока все хорошо. Встреча состоялась. Отец сына принял. Сын каялся. Все сродники празднуют возвращение сына. Но на этом нельзя успокаиваться. Страсти, погашенные скорбями, могли до конца не погаснуть. Они могут тлеть. И благополучная и сытая жизнь у отца может вновь воспламенить их. И было бы крайне легкомысленно думать, что кратковременные скорби могут искоренить их из сердца до конца. Страсти, разожженные в период беспутной жизни, не так-то легко выжигаются из сердца. Они могут на время затаиться в глубине уже развращенной души и возникнуть вновь в самое неожиданное время.
 Веселье, посвященное встрече, длится недолго. За ним начинаются  трудовые будни. И здесь в душе кающегося сына должно родиться стремление к непримиримой борьбе с прежними вожделениями, греховными похотениями. Что дальше бывает - каждый из нас хорошо знает. Дальше начинается каждодневная многолетняя жестокая борьба со страстями.
 Мы, все здесь находящиеся, пребываем в доме любящего нас Отца – Бога. И должны помнить, что все мы, укоренившиеся в Церкви, приняты были каждый в свое время именно так, как сказано в притче. Господь всех нас принял в Свою Церковь. И это есть  победа Божией любви. Это плоды Его Креста. Мы здесь, потому что Бог прежде возлюбил нас и пролил за нас Свою Кровь. Этого нельзя нам забывать. Согрешающий после того, как Господь принял его в Свою Церковь и простил грехи, вдвойне согрешает: во-первых, согрешает фактом конкретного греха, который сделал, а во-вторых, неблагодарностью Богу за бесчисленные прежние Его благодеяния, сделанные Им этому человеку.
 Мы все каемся в своих грехах. Но надо помнить, что покаяние у всех различное. Дай Бог нам достойно отблагодарить Отца Небесного за Его любовь к нам. В этом смысле приближающийся пост и есть время, в которое должна особенно проявиться в нас к Нему благодарность. Радуемся, что Святая Церковь помогает нам в этом.
 Она предлагает нам для слышания прекрасные покаянные тексты, которые составлены великими песнописцами, талантливыми православными поэтами: Иоанном Дамаскиным, Романом сладкопевцем, Иосифом песнописцем. Эти тексты научают нас, что такое покаяние в разуме Церкви, что мы должны переживать, если истинно каемся, какие искушения постигают кающегося. Самое же главное, что если будем внимательны, то заметим недостаточность нашего покаяния и даже увидим его ложь. Тогда у нас будет время опомниться и исправиться.
 Неделя о Закхее научает нас делать дела, противоположные греху, неделя о мытаре и фарисее научает мытареву смирению. Неделя о блудном сыне учит нас благодарить Бога и  припасть к водительству Церкви. Следующая неделя о Страшном суде научит нас пред лицом судящего нас Бога  очистить сердце от всякой лжи.
 Неделя изгнания Адамова из Рая поможет нам осознать, что мы на земле и что войдем ли мы в Рай по окончании земной жизни - неизвестно.
 К сожалению, есть среди нас такие, которые думают, что лучше всего - жить на земле,  и нет ничего лучше. Поэтому предлежит нам пост, чтобы прояснилось наше сознание, чтобы мы отрезвели, очистили свое сердце и стали бы правильно обо всем судить.
 Рай можно сравнить с Пасхой. Но если за пост человек покаялся довольно, то Пасха будет, действительно, похожа на Рай. А если каяться будем плохо, то радость ощутим только от разговения и позволения есть, что хотим и сколько хотим. Да не будет этого с нами. Убоимся этого.
 Итак, будем к посту готовиться как к еще одной возможности, для кого-то и последней, отойти от греха и приблизиться к Богу.
 Эту возможность дает нам Господь для нашего спасения. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь