Семья

Семья - вечная тема. Давайте и поглядим на нее с позиции вечных истин.

Мы не уразумеем, что такое семья, пока не обратимся к Священному Писанию и не исследуем, что в Нем написано об Адаме и Еве. Так мы тотчас обнаружим, что семья - это создание Божие. В создании первой семьи Адам не принимал участия. Все творил Господь. «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2,18). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 21-24).
Поэтому не всякая женщина, которая понравится человеку, может быть его женою, но только та, которую приведет к нему Бог. Со всякой другой будет блуд или гражданский брак. Бог строит семью через мужа. Поэтому глава семьи - муж. И Апостол об этом говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос есть глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефес. 5, 22-24).
Следует обратить внимание на то, что заповедь о запрещении вкушать от древа познания добра и зла Бог дал Адаму. «И заповедал Господь Бог человеку; говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2, 16-17). Ева же узнала об этом от Адама, но не послушала слов мужа. Она даже забыла, что Бог поставил ее быть помощницей Адаму. Если бы она по-настоящему понимала и знала свое место, то она даже разговаривать со змеем не стала бы. Она вполне могла бы смекнуть: почему змей подошел разговаривать с ней, а не с мужем. И как было бы хорошо и правильно, если бы она, даже не разговаривая со змеем, пошла бы к мужу и сказала ему: змей что-то спрашивает - иди, разберись с ним. Но нет. Она заговорила со змеем и даже решилась на поступок, который грозил смертью не только ей, но и мужу. Это верх своеволия.
Отсюда нужно сделать определенный вывод, что всё в семье должно делаться с благословения мужа.    
Всё внимание мужа на то, что скажет ему Бог. Всё внимание жены на то, что скажет ей муж. Это не значит, что жена не должна молиться. Молиться она должна, но всё, что она услышит в ответ на свою молитву, она должна сказать мужу. А он определит, что от Бога, а что от лукавого. Даже говорить ей в семье ничего не следует от себя, но только то, что скажет ей муж или то, что она согласует с ним. Апостол учит: «Жены наши в церкви да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14,34-35). И еще Апостол говорит: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2,12). Семья же - малая церковь. Поэтому всё, сказанное Апостолом, должно быть безоговорочно исполнено в семье. Как премудро устрояет Господь: муж молится, и Бог говорит ему, а потом муж говорит жене, а жена говорит детям. Как же жене не помогать своему мужу «если отвечать пред Богом за семью будет он, а не она?
Она - исполнительница воли мужа, имеющая право на совет, предложение, на проект решения. Но окончательное слово должно быть обязательно за мужем. Он отвечает! За каждое событие в семье он даст ответ. Если даже муж ошибается, но не нарушает заповеди Божии, жена не может настаивать на своем решении сделать так, как ей кажется правильным. Если жена мужа не слушает, муж все равно будет отвечать. Если жена считает себя “умной” и командует - порядка не будет. Весь ум жены в том, чтобы не противоречить мужу. В этом ее красота.    
В этом ее достоинство, в этом ее мудрость, в этом ее святость. За это ее на небе похвалят и наградят. Счастлив ребенок, живущий духом такой матери. Блаженна жена, которая подчинилась мужу. Ее молитва всегда будет услышана. Она будет молиться, а Бог будет говорить мужу. Это принесет добрые плоды. За такую жену Господь и мужа помилует, то есть даст ему разум - как управлять семьей.
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-нибудь подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Ефес. 5,25-29).
Господь сказал жене про мужа, что «он будет господствовать над тобою» (Быт. 3,16). Здесь, конечно, надо сразу разъяснить, что значит «господствовать». Власть господствовать дается Богом любящему. Кто не любит - у того эта власть отнимается. Только тот, кто любит Бога, а потому может любить и жену, такому дается свыше по благодати право быть строителем семьи, быть руководителем над всеми членами семьи. Любящий муж строит семью не по своему разуму, но по откровению свыше, по дару Духа Святаго. Если муж так господствует и так пользуется своей властию, то жена будет охотно подчиняться ему. Действительно, если муж любит жену так, как учит нас Господь Иисус Христос: «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15, 13); если так самоотверженно муж будет любить жену свою, так неужели она не откликнется на такую любовь своей ответною любовью? Конечно откликнется!
«Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Ефес. 5,33).
В муже сияет Образ Божий. Как жене не бояться мужа, если он любит ее и молится за нее? И еще жена должна помнить заповедь Божию: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40). Это значит, что всё, что жена сделала мужу, она сделала самому Христу. Поэтому она должна прежде всего бояться Бога, а боящаяся Бога будет бояться и мужа, потому что в нем  Образ Божий.
Если жена не послушалась мужа, значит, она не послушалась Бога. Если жена грубо ответила мужу, значит, она грубо сказала это Христу. Если жена осудила мужа, значит, она осудила Иисуса Христа. Если она посмеялась над мужем, значит, она посмеялась над Христом. Жена должна бояться в лице мужа сделать зло Христу. Поэтому не случайно говорит Апостол: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу...» (Ефес. 5,22).
Неплохо женам помнить, как Ева искусила мужа своего, ввела его в грех и за это проклята была земля. Памятование об этом есть смирение. А смирение есть спасительная добродетель. Быть в безмолвии - это настоящая красота жены. И еще Апостол говорит: «Да будут украшением вашим не внешнее плетение волос... или опрятность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сара повиновалась Аврааму, называя его Господином. Вы дети ее...» (1 Пет. 3,3-6).
Но часто бывает по-другому. Жена уверена, что муж поступает неправильно. Например, муж хочет купить сыну пальто, а жена уверена, что сейчас важнее купить дочери сапоги. И она настаивает на своем и говорит мужу: ты меня не любишь. А дело здесь не в том, правильно или неправильно поступает муж. Под видом правильности поступка дьявол вводит в грех обоих. Это он через помысл внушает жене, что вот так будет правильно. Прельщенная кажущейся правильностью жена, нарушает главное: она не подчиняется мужу и в этом исполняет волю дьявола.
Еще раз поясняем: проблему создает лукавый дух, и через помыслы он влагает мужу один способ решения этой проблемы, а жене - другой. Жена, обольщенная дьяволом и уверенная, что она мыслит более правильно, чем муж, решительно настаивает на своем, скандалит и, наконец, добивается своего, а муж уступает. Жена торжествует. А в действительности она нарушила фундаментальный закон, на котором стоит семья: ее глава муж. Он решает. Такова воля Божия. И дело все в духе, в каком делается дело: Святой дух или дьявольский. Святой дух говорил жене: уступи. Но она не послушалась.
Когда жена настаивает на своем и ей кажется, что она права, она горячится, скандалит и, наконец, добивается своего.    
И дело, из-за которого возникло разногласие, улаживается. Так начинает повторяться часто, и приходит время, когда жена во всем начинает первенствовать.
Создается кажущееся благополучие. Однако в действительности происходит иное: в семье начинает замечаться разлад. Нестроение семьи первым обнаружат дети.
Они перестают слушаться родителей, начинают настойчиво требовать своего. И удивляться нечего: своевольной стала мать, своевольными стали и дети. Мать передала детям своеволие от духа своего. И детей невозможно исправить, пока не покается мать. Теперь дисциплину можно создавать только палкой. А делать этого не надо. Нужно привести жену к покаянию, чтобы она из любви ко Христу подчинилась мужу. Если это произойдет, тогда и дети исправятся.
Другое дело, если муж хочет нарушить заповедь Божию, то жена должна об этом свидетельствовать, но без осуждения, без гнева и без раздражительности - она не должна участвовать в нарушении заповеди.
Здесь она опять должна показать себя помощницей мужу: с молитвой остановить его и не дать ему согрешить. Помоги, Господи, нам делать такие дела с Твоей любовию и со смирением. И если жене удастся убедить мужа не делать грех, то блаженна жена та. И это не значит, что она верховодит, нет, но она исполняет данное ей свыше благословение быть помощницей мужу в исполнении заповедей Божиих. Сколько же мудрости должна иметь жена, чтобы не навязчиво, но с любовью благотворно влиять на мужа, чтобы он исполнял заповеди Божии. Здесь ее ум, здесь ее красота, здесь она бывает свята.
Своим смирением и повиновением мужу жена может вкладывать в создание семьи больше, чем муж с его правом быть главою семьи. Здесь можно сказать, что действительным строителем семьи бывает тот, у кого больше смирения. Ибо смирением привлекается благодать. Апостол Иаков говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,6).
А где благодать  - там «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5,22-23).
  На этих добродетелях и строится семья. Разумеется, что все эти блага укореняются там, где любят таинства покаяния и причащения Плоти и Крови Христовой.
  В том и руководство мужа, чтобы привести семью в Воскресение в Храм. Здесь жена ему во всем помощница. Совместное причащение всех членов семьи каждое воскресение есть гарантия целостности семьи. Такая семья неразрушима.
Протоиерей Владимир Антипин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить