Блаженны не видевшие и уверовавшие

 Вера - уверенность в невидимом.


  Господь является ученикам Своим "дверями затворенными" (Ин. 20:19). Такое явление Спасителя было для них неожиданностью. Некоторые из них подумали, что это явилась им душа скончавшегося Учителя. Господь же хочет открыть им, что не душа Его явилась им, но Он Сам во Плоти сейчас предстоит перед ними. Для этого Господь показывает ученикам Свои раны на руках, на ногах и на груди. Мало того, что Господь показывает раны, Он предлагает ученикам прикоснуться к ним и уразуметь, что Учитель явился к ним с душой и телом. Кроме того, в доказательство этого Господь спрашивает учеников: "Есть ли у вас какая пища?" Они дали Ему рыбы и мед. И Господь ел это перед их глазами (Лк. 24:43). Кроме этого, Он отверз им ум к разумению Священного Писания. То есть Господь указал им те места Св. Писания, где есть о Нем пророчество. Ученики слышали про это в синагогах, но не понимали значения. Но теперь Господь разъясняет им значение каждого слова.
 Пророк Исайя говорит: "Се дева во чреве примет и родит Сына и нарекут Ему имя: Еммануил" (Ис. 7:14). Никто не мог изъяснить: как может Дева родить? Но пришло время, и Ангел Господень явился Деве Марии и сказал Ей: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1:35).
 У пророка Захарии сказано: "Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9:9). О том, что здесь говорится об Иисусе Христе, поня-ли уже после Сошествия Духа Святого.
 Пророк Михей говорит: "Тростию будут бить по ланитам судью Израилева" (Мих. 5:1). До пришествия Христа Спасителя никто не знал, о Ком  это говорится. Но это сбылось во дворе Анны первосвященника, когда один из слуг "ударил Иисуса по щеке" (Ин. 18:22).
  Так же сказано пророком Давидом: "Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий" (Пс. 21:19). Пока это не сбылось, не понимали о Ком написано. А Пророк Захария говорит: "Воззрят на Того, Которого пронзили и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12:10).
  Непонятны были эти слова, пока на Голгофе "один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19:34).
  Итак, Господь открыл ученикам все пророческие слова о Нем так, чтобы они могли убедиться, что действительно их Учитель есть обещанный Богом Спаситель мира. Все это Господь делает для того, чтобы люди уверовали в Него. Ученики все это видели, слышали и уверовали в Него. Но Господь говорит: "Блаженны не видевшие, но уверовавшие" (Ин. 20:27). Что значат эти слова? Апостолы уверовали. Но чтобы они уверовали, потребовалось, чтобы они прежде увидели множество великих знамений и чудес: умножение хлебов, небывалый улов рыб, воскрешение сына вдовы наинской и дочери Наира, воскрешение Лазаря, исцеление расслабленного у купели, исцеление слепорожденного, исцеление кровоточивой.
  Апостолы   слышали   все   слова   Спасителя   своими ушами. Они видели своими глазами Его подвиги и Крест. Они видели воскресшего Господа, созерцали Вознесение Его на Небо и, больше того, на них сошел Дух Святой в день Пятидесятницы.
 Мы же ничего подобного своими глазами не видели, ничего своими ушами от Самого Спасителя не слышали и, тем не менее, храм наш наполнен теми, кто признает Иисуса Христа за Бога.
 И таких Христос называет блаженными.
 Впрочем, да не подумает кто-либо, что этого блаженства достигли мы сами. "Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас, что бы вы шли и приносили плод" (Ин. 15:16), - говорит Господь. А это значит, что вера, которая у нас, не наше достижение, но следствие промыслительного  о нас действия любящего нас Бога. Как же Господь каждого из нас научил веровать Ему? Откуда у нас знание о Боге? А эта следствие тайного или явного действия Духа Святого.
  Господь говорит: "Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11:27). Подобно можно сказать: никто не знает Сына, только Дух Святой и кому Дух Святой хочет открыть. О Духе, Святом еще сказано: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15:26).
 В самом деле, все знают: любой человек, приходящий в Храм поставить свечу, ничего не знающий о Христе, никогда не уходит из Храма таким, каким он пришел. А уходя, он уносит в сердце надежду. Почему так? Да потому что в наших храмах обитает Дух Святой. И вот Дух Святой проникает в сердца всех переступающих порог храма. А прикосновение Духа Святого есть прикосновение любви Божественной.  А это  прикосновение животворящее. Следует сказать, что "Бог наш есть огонь поядающий" (Евр.12:29). И это так и есть. Да, Он есть огонь поедающий грехи. И приходящий в Храм ощущает, как от него отходит все нечистое, все лживое, живущее в нем, а благодать Святого Духа касается его сердца, входит в него, и он ликует от неизреченной радости. Он кается в грехах и полагает на сердце не грешить.
Мы веруем Духом Святым.    
 "Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14:26).  Дух Святый научает нас жить по заповедям Божиим и всегда будет напоминать о том, что говорит Господь.
  Апостолы уверовали Духом Святым, который сошел на них в день Пятидесятницы. И на их проповеди люди веровали, потому что их проповедь была сильна Духом Святым. Об этом говорит Апостол Павел: "И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор. 2:4).
 И нам, чтобы веровать, не надо видеть Иисуса Христа телесными очами, нам не надо слышать Его своими ушами, нам не надо прикасаться к Его ранам, потому что мы живем не видением, не слышанием, ни осязанием, мы живем верою. Мы веруем Священному Преданию, веруем Священному Писанию, веруем в то, что написано в Символе Веры, веруем тому, что говорит нам Дух Святой. "По вере вашей да будет вам" (Мф. 9:29), - говорит Господь. По вере нашей Господь посылает нам благодать Святого Духа, которая укрепляет наше немощное произволение, и мы с ее помощью уже твердо веруем и не нуждаемся в видениях.
 Переживая на себе действие благодати Духа Святого и от избытка и полноты радости благодарим Бога за то, что Духом Святым даровано нам блаженство веровать в Бога во Плоти, Господа нашего Иисуса Христа, искупителя нашего и великого Ходатая за нас перед Отцом Небесным.
 Благодарим Бога за промыслительное Его о нас действие в Духе Святом, чему мы обязаны своим пребыванием во Святой Апостольской Церкви.  Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить