О посте и благодати

Благодать получает трудящийся.


  "И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни" (Мк. 2:19-20).
 Пришедший в мир Бог во Плоти Господь Иисус Христос в притче о женихе говорит о том, как должен поститься любящий Его человек. Если совершается свадьба и присутствуют жених и невеста, то в это время не постятся. Но когда торжество заканчивается, тогда можно поститься. Пребывая среди людей, Господь не налагал на учеников большого поста. Но Он неоднократно говорил, что "Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мк. 8:31).
  Господь ясно говорил, что придет день разлуки, когда Он отойдет от земли к Своему Отцу, и вот тогда-то и настанет для всех время поста. Когда Пасха и Господь с нами, тогда поста в Церкви нет. Но когда приходит Великая Пятница и Господь страдает, тогда мы постимся. Постимся по этой же причине, за редким исключением, каждую среду и пятницу, когда вспоминаем предательство Иуды и страдания Спасителя на Кресте. Поститься не просто, но когда нас посещает благодать, тогда поститься легко, тогда мы трудолюбивы, сообразительны, исполнены воздержания, мира и любви.
  Но вот когда по промыслу Божиему благодать от нас отходит, тогда пост становится необходим. В это время нам бывает трудно: страсти поднимают головы, подступают уныние и отчаяние. В этот период дьявольских искушений полезно вспомнить слова Спасителя: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк. 9:29). А это значит, что на дьявольское посягательство следует отвечать молитвою и постом. И чем наглее действует враг, тем серьезнее нужно обуздывать себя постом и усилить молитву со смирением. Практика показывает, что если в это время проявить терпение и неутомимость, то враг отступает. Господь милостив. Видя наши труды, Он возвращает благодать.
Благодатные посещения и временное лишение благодати сопровождают всю жизнь христианина.
  Для чего же любящий нас Господь попускает этому быть? Радуя нас благодатью, Господь как бы несет нас на руках и тогда у нас всё удается: и молитва, и пост, и даже из брани с дьяволом мы выходим победителями.
  Но бывает, что Господь на время отходит от нас с воспитательной целью, предлагая нам теперь сразиться с врагом в одиночку. И тут мы тотчас замечаем, как это трудно и побеждать искусителя становится практически невозможно. И если бы любящий нас Господь невидимо не поддерживал бы нас, то ни один человек не смог бы устоять в искушениях.
  Но, удивительное дело, именно в эти трудные периоды мы, люди, как раз и научаемся по-настоящему поститься и со смирением молиться. При кажущейся лишенности помощи свыше, нам приходится мобилизовать все свои силы на борьбу с врагом, нам приходится с большим упорством сражаться с ним, чаще в немощи своей со смирением обращаться к Богу за помощью и так, наконец, научаемся бороться с врагом до крови. А как нам это полезно! Как это нам необходимо! Какой богатый опыт выносим мы из таких злоключений. А, главное, приобретаем драгоценное сокровище -смирение.
  Однажды за великие подвиги старца Иосифа Афонского пришла к нему Матерь Божия и поцеловала его. Ученики потом спросили его: "Старче, каким деланием ты достиг такой степени, что Пречистая Богородица тебя поцеловала?"
  И он ответил, что более всего остального принял к сердцу и изо всех сил пытался постичь и исполнить заповедь "познай самого себя". Что ты такое есть? Ничто. Ты даже не червяк, ты - ничто. Когда благодать приходит к человеку, она его делает подобным Богу. Когда благодать покидает человека, тогда он готов принять любую ересь, совершить любое преступление, тогда он готов для ада. Всё зависит от благодати Божией.
  Но и благодать требует от человека выполнения определенных условий, чтобы прийти к нему и поселиться в нем. Человек движется извне, он не самодвижим. Если движет благодать, то он становится подобным Ангелу. Если человек согрешил и благодать ушла, он становится подобным демону. Старец говорил: "Если меня оставит благодать Божия, я совершу самые худшие преступления, потому что в нас есть все семена, и хорошие, и плохие. То, что в человеке возобладает, то им и овладеет". Сколько людей вначале изгоняли бесов, а затем пали.
  Далее хочется сказать, что мы не лишены благодати. Мы получаем её преизобильно. Это происходит в Таинстве Причащения Плоти и Крови Христовой. Мы причащаемся часто, но святых среди нас нет. Почему? Потому что, получив благодать, не можем удержать ее в себе. Чем же она удерживается?
 Она удерживается смирением. А если человек, получив благодать, видит грехи людей и осуждает их или говорит начальствующим: я это не хочу, я это не буду, мне это не нравится... Кому лень молиться, кто позволяет излишне много и впустую разговаривать, тот может быстро лишиться благодати. А возвращение её к себе потребует от нас очень много времени и сил.
  Помолимся: сподоби, Господи, нас жить во все дни жизни нашей в благодатном общении с Тобою. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь