В чем благодарность Богу?
Десять прокаженных взывают: "Иисус Наставник, помилуй нас". Господь отвечает им: "Пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились" (Лк. 17:13-14).
По закону Моисея наличие проказы у человека или исцеление от нее удостоверяли священники. Поэтому Господь посылает прокаженных к ним. Те послушливо идут, а на пути обнаруживают, что они здоровы. И вот тут совершается следующее: один из них, видя, что он исцелен, спешит назад ко Спасителю и, упав ему в ноги, благодарит. Господь же спрашивает: "Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?".
Господь исцелял всех приходящих к Нему с верою. Он исцелял в то время, когда ходил по земле, исцеляет и сейчас Сам или через Своих угодников. Среди нас нет прокаженных телесно, но как много (если не все) являются прокаженными духовно. "От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и несмягченные елеем" (Ис. 1:6), - говорит Господь о грешнике.
Такими мы пришли в Церковь, а сейчас по благодати изобилуем духовными благами. Откуда они у нас? Не дар ли это Божий нам за малую крупицу веры нашей? Да, так! Это щедрый дар нам от Бога, подобный тому дару, который Господь дал прокаженным. Слушая Евангелие, мы осуждаем тех девять, которые не поблагодарили Бога. Но сами мы поступаем так же. Получая дар благодати каждое Воскресение, когда мы все причащаемся Святых Христовых Тайн, достойно ли мы благодарим любящего нас Господа? Может быть, кто спросит: а как благодарить? Ответ простой: благодарим ответной любовью. "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое…" (Ин. 14:23), - говорит Господь. "Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих…" (Ин. 14:24).
Нам трудно любить Бога, Которого не видим. Святые Отцы нашей Церкви говорят нам, что путь к Богу лежит через ближнего. Нам доступно и свойственно любить ближнего, в котором образ Божий.
Следующим образом возлюби ближнего, учит нас Святой Игнатий Брянчанинов:
не гневайся на него;
не памятозлобствуй на него;
не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов;
смиряйся пред ним;
не льсти ему ни прямо, ни косвенно;
во всем, в чем можно уступить ему, уступай;
отучись от пререкания и спора, отвергнись их, как знамение гордыни и самолюбия;
говори хорошо о злословящих тебя;
плати добром за зло;
молись за тех, кто устраивает тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения;
никого не осуждай;
даже не суди ни о ком: хорош ли он или плох, имея перед глазами того единого худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом – себя;
поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтобы было поступлено с тобою.
Если начнем все это делать, то это будет лучшая благодарность Богу за Его бесчисленные благодеяния нам. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин