Кто возвышает себя, тот унижен будет

Здесь первый - Там последний.


Господь говорит: "То, что высоко у людей, то мерзко перед Богом" (Лк. 1:15). Он же говорит: "А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим" (Ис. 66:2).
  Великою ли славою венчается Господь Иисус Христос на земле? Пророк Исайя рисует Его портрет: "Он был презрен и умален перед людьми, Муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставим Его... но Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:3,5). Таким видели Господа нашего Иисуса Христа современники.
  Царь же Ирод был велик среди людей. Его величали, превозносили, боялись. Он устроил пир в честь своего дня рождения, и все торопились его поздравить, и на все лады славословили. А в это время в этом же дворце в темнице находился тот, о котором Господь сказал, что "из рожденных женщинами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11:11). И вот этот человек, лучший из людей, сейчас унижен. А великий среди людей царь в угоду плясунье повелевает отсечь ему голову. И вот пострадавший на земле Иоанн снисходит в ад и там проповедует всем пришествие в мир Спасителя, а Ирод, изъеденный червями, наследует муку вечную.
  Велик был царь Навуходоносор, но когда он стал хвалиться, что он создал величественный Вавилон силою своею и во славу своего величия, тогда тотчас сказано было ему с неба: "Царство твое отошло от тебя". И отлучен он был от людей, и ел траву, как вол, и волосы у него выросли, как у льва, и ногти, как у птицы. И когда через несколько лет разум возвратился к нему, он сказал: "Ныне я Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного" (Дан. 4:27-34).
  Когда ученики Спасителя стали спорить между собой: кто из них больший, Господь сказал им: "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями нарицаются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий... И поставляет Себя в пример ученикам и говорит: ...Кто больший: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди Вас, как служащий" (Лк. 22:24-27).
 "Больший из вас да будет вам слуга" (Мф. 23:11).
 Господь не только учил так поступать, но и Сам так делал. Не Он ли на Тайной Вечери умыл ноги ученикам, показав образец смирения.
 Поэтому, чтобы заслужить похвалу не от людей, но от Бога, надо искать смирения.
 "Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф. 23:12).
  А нам стоит ли величаться друг перед другом? Если ты считаешь себя умным, то покажи незлобие, ни во что поставь обиду, нанесенную тебе, научись носить тяготы ближнего, воспитай в себе сострадание ко всем, будь милостив к любому. Если будет все это у тебя как  плод смирения, тогда в очах Божиих ты не будешь унижен.
 А если ты будешь себя возвеличивать и говорить людям: "Не лезь в мои дела", - или: "тебе чего тут надо?" - или: "перестань командовать, без тебя разберемся, не твое дело", - то ты сможешь добиться только того, что люди будут тебя побаиваться, но похвалы от Бога не дождешься.
  Превозносящийся отец и с ребенком станет говорить горделиво: "Ты все время балуешься! Когда ты начнешь слушаться? Я тебя накажу! Сколько раз тебе надо говорить?" И вот через несколько лет Господь унизит такого отца, и он увидит своего ребенка непослушным, он будет плохо учиться и станет вольно вести себя.
  А если к делу подходить с любовью, то все будет по-другому. Ребенок расшалился, но отец не ругает его, не грозит наказанием, но спокойно говорит: "Сын, так нельзя, подойдем к иконам и скажем сто раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного". Как дорога и многоценна совместная молитва отца и сына. Если воспитывать ребенка со смирением, то через несколько лет Господь возвысит такого отца и люди увидят его сына послушливым, трудолюбивым, услужливым, готовым всем помочь.
  Лучше уж в этом мире потерпеть от людей со смирением обиды, оскорбления, невнимание, холодность, клевету, научиться носить тяготы ближнего: его раздражительность, невнимание, себялюбие, эгоизм, медлительность, неисполнительность. А самое главное: во всем этом научимся обвинять самих себя! Тогда неизбежно поток благодати с неба обрушится на тебя, человек. А благодать соделает то, что ты сам никогда не сможешь сделать: она выжжет у тебя все страсти и даст победу в борьбе с миром и дьяволом.
 Помолимся же, чтобы в этой жизни Господь помог нам избежать похвалы и наград, но лучше наградил бы Он нас видеть нашу немощь и надеяться только на Его милосердие. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить