Покаялся? Дай теперь Богу действовать.
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел" (Мф. 12:43-44).
Под словом "дом" понимай душу, ибо она бывает либо загрязнена страстями или очищена и исполнена добродетелей.
Всякий новоначальный христианин, только что пришедший из мира в Церковь, конечно, бывает обезображен много-численными грехами, которые от частого повторения сформировали в душе человека хронические заболевания, которые именуются страстями. Излечение человека от них бывает делом очень не простым и не быстрым. Но велика милость Божия к падшему созданию, Господь, видя немощные усилия человека, ниспосылает ему в помощь благодать Духа Святого, которая мощно и вышеестественно врачует наши немощи. И человек исцеляется. Храмина души его по действию благодати Божией мало-помалу очищается и становится похожей на дом или квартиру старательного человека, где все чисто, все убрано, все лежит на своем месте.
Но люди бывают неблагодарны Богу. Переоценив слишком свои усилия и недооценив милость Божию, некоторые впадают в леность и небрежение в молитве, посте, думая, что благодать Божия теперь уже никогда от них не отступит и будет теперь всегда надежно хранить их от всякого зла. Но так не происходит. А происходит совсем другое. У человека вследствие его нерадения начинают оживать прежние страсти. Они вновь властно берут в плен неблагодарного, нерадивого грешника., и он снова в впадает в прежние грехи, из которых едва выбрался. И в таком случае покаяться человеку бывает много труднее, чем прежде.
Нам же следует сделать для себя вывод: когда мы бываем в искушениях и пытаемся противоречить врагу, то по нашей просьбе Господь подает нам благодатную помощь, которая мощно врачует наши немощи вплоть до полного выздоровления. Чем же мы должны ответить на любовь Божию к нам? Понятно, что спасенный Богом должен от всей души благодарить Господа, и благодарность должна непременно сопровождаться самым глубоким и искренним покаянием, под которым мы понимаем решимость человека впредь не делать грехов, жить жизнью Церкви, любить часто причащаться, настойчиво молиться, не ослабевать в посте, быть милосердными ко всем, а главное, глубоко смиряться перед Богом и перед людьми.
Если человек это начнет делать с любовью, тогда он будет пребывать неуязвимым от врага. Но если, получив помощь от Бога, вознерадит в молитве, ослабит пост, начнет замедлять в причастии, перестанет откликаться на нужды ближних, тогда произойдет то, что написано в Евангелии:
Нечистый дух "говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12:44-45).
Для чего Господь попускает этому быть? Да для того, чтобы человек признал свою немощь и вместе с тем осознал, что победа над страстями не человеческими усилиями совершилась, но по действию благодати любящего нас Бога; чтобы, ощутив свободу от мучившего его духа, человек от всего сердца благодарил Бога.
Здесь уместно вспомнить притчу о неблагодарном должнике, которому Господин простил большой долг. После этого было бы естественно этому прощенному должнику и самому простить всех, кто был должен ему. Это милосердие к своим должникам и было бы благодарностью господину.
Ему было бы приятно услышать, что облагодетельствованный им человек по его примеру и сам простил долги всем, кто был ему должен. И есть люди, которые так и поступают. Мария Магдалина, исцеленная Господом, стала Его ученицей и с тех пор постоянно следовала за Ним, помогая Спасителю и ученикам Его от своих имений. В первохристианской общине, после Пятидесятницы, некоторые люди, получив дар Святого Духа, "продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян. 2:45).
Многие опытно знают, как опасно после причастия нарушить какую-либо заповедь Божию, например, с кем-то поссориться или кому грубое слово сказать или кого-нибудь обидеть. Тогда благодать Святаго Духа тотчас отходит от человека и он ощущает это как потерю чего-то драгоценного, что дороже собственной жизни. Эта утрата переживается очень болезненно, и как бы человек после этого ни каялся, как бы ни оплакивал сделанный грех, возвратить прежний мир и покой души до конца не удается. Вернуть Христа в свое сердце можно только вновь причастившись Святых Христовых Тайн. Не забывая это, будем же всемерно и неопустительно возделывать в себе молитвою и постом сокрушение сердца. И делать это надо со смирением и любовию, помня слова псалмопевца Давида: "Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс. 50:19).
"Смиренных возвышает Господь, а нечестивых уничижает до земли" (Пс. 146:6).
Протоиерей Владимир Антипин
Комментарии