Сценарий "Пушкин: возвращение к Православию"

Литературно-музыкальная композиция «Пушкин: возвращение к Православию»


Голос за сценой (ведущий):
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей…»

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

  ПЕНИЕ: «БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ ГОСПОДА…»
Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин. Гордость русской нации. Любимец всех читателей. Простой и мудрый, он доступен любому возрасту: начинающим говорить малышам:
(участники выходят по одному)
1. - Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
Ведущий: Любознательным отрокам:
2. - У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…
Ведущий: Светлой юности:
3. - Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим…
Ведущий: Умудренным сединами старцам:
4. - Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Ведущий: Время, в которое начал жить Пушкин, было временем моды на французское безбожие и европейские пороки.
1. - говорили и мыслили по-французски.
2. - рисовали и пели по-итальянски.
3. - обедали и отдыхали по-английски.
4. - учились военному делу и наукам по-германски.
5. - Татьяна по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном.
Ведущий:  С детства Пушкин было отравлен ядом праздности, разврата, кощунства, цинизма. Привычку сквернословить, например, он изживал потом всю жизнь. Неудивительно, что начал Пушкин с легкомысленных стихов, с пирушек, с масонства. Вступил в общество «Зеленая лампа», которое только усилило его нравственное падение. Источником его искушений, по признанию самого поэта, был гордый дух – «Демон», начавший навещать его в юные годы. «Печальны были наши встречи…», - признается потом с сожалением поэт.
1. - Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд…

2. - Я вижу в праздности в неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, в бедности, в чужих степях
Мои утраченные годы.
3. - Юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты
Опомнимся, но поздно
Пора! Пора! Душевных тайных мук
Не стоит мир: оставим заблужденья.
Мне стыдно идолов моих
К чему, несчастный я стремился?
4. - Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты,
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
5. - И свет, и дружбу, и любовь
В их наготе отныне вижу –
Но все прошло, остыла в сердце кровь,
Ужасный опыт ненавижу.
1. - И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

                          ПЕНИЕ: «НЕ ИМАМЫ ИНЫЯ ПОМОЩИ»
Ведущий: 18 сентября 1826 года Пушкин имел разговор с Царем в Чудовом монастыре.

СЦЕНКА:
Царь: Если бы вы были 25 декабря в Петербурге, вы были бы на Сенатской площади?
Пушкин: Непременно, государь, я был бы среди мятежников. И слава Богу, что меня не было тогда в столице.
Царь: Как же вы имели дружбу с бунтовщиками?
Пушкин: Молодость, молодость… Она ведет к великой глупости. Да, я считался революционером, врагом самодержавия. Таков я был… Свобода, ничего не признающая ни на земле, ни на небе. Гордыня, не считавшаяся с обычаями. Отрицание веры в загробную жизнь души, всех религиозных обрядов – все это наполнило мою голову. Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть – насилие, Царь –  угнетатель. Я не помнил себя от радости, когда мне запретили въезд в столицы. Я воображал, что стал великим и напугал правительство.
Царь: Знакомое искушение юности! А теперь?
Пушкин: Теперь ребяческое слетело. Когда я осмотрелся кругом – я понял, что казавшееся доныне правдой – было ложью, что любил – заблуждением, а цели – грозили падением, позором!
Царь: Поняли ли вы теперь, чем грозит такая свобода?
Пушкин: Я понял, что свобода не ограниченная Божеским законом, о котором краснобайствуют молокососы или сумасшедшие, - гибельна для личности и для общества.
Царь: «Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…»?
Пушкин: Государь, вы самый внимательный и  благодарный мой читатель…
Царь: Надеюсь, вам больше не придется оправдываться за свои слова и поступки?
Пушкин: Я обещаю вам, Государь. И прошу меня простить…
Царь: Бог простит. И я прощаю…

Ведущий: Декабристы были друзьями Пушкина. Но единомышленниками – нет. Несмотря на молодость, Пушкин отошел от увлечения революцией.
1. - В Пестеле он увидел слепого фанатика.
2. - «Думы» Рылеева называл дрянью и шутил, что их название от немецкого «думм» - дурак. «Русского  в них нет ничего, кроме имен», - писал он Рылееву.
3. - Вдохнув, оставил заблужденья
Врагов моих предал проклятью забвенья,
И сети разорвал, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушая тишину.
4. - И исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
Ведущий: Великий поэт покидал тот ложный путь, по которому 125 лет шло русское образованное общество со времен Петра I. И.С. Тургенев писал об этом так:
5. - «Несмотря на свое французское воспитание, Пушкин был не только самым талантливым, но и самым русским человеком того времени».
Ведущий: Русским человеком он стал в Михайловском, именно там, в русской деревне, освободившись от иностранщины.
1. - Но здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел утешитель,
Спасла меня. И я воскрес душой…
2. - В Михайловском Пушкин слышал вокруг чистую русскую речь, старинные песни, там соблюдали старинные обряды, молились по православному, свято чтили традиции предков… Словно кто-то повернул колесо истории лет на 200 назад.
 
      ПЕНИЕ ПОД ГИТАРУ.

Ведущий: Пушкин душой прилепился к девушкам, с которыми он пел и плясал, к слепым певцам на ярмарке, к
игумену Ионе. Все они помогли стать Пушкину русским национальным поэтом. Так же Пушкин полюбил и русские сказки
1. «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания», -
пишет он брату.
2. - О, прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвиге Бовы…
Ведущий: Святогорский монастырь, богомольцы, калики, игумен, чтение Библии и святых отцов – все просветляло душу поэта.
3. - После Михайловского он не написал ни одной богохульной строчки!
4. - Пушкин много читает Жития святых, стараясь понять
источник их сил. Участвует анонимно в составлении
«Словаря святых».
5. - Пушкин с «умилением и невольной завистью» читал книгу А.Н. Муравьева «Путешествие по святым местам», в которой, кстати, говорилось о нашем городе Лыскове. О том, как князь Грузинский хранил в Лыскове величайшие святыни: крест равноапостольной Нины, кусок животворящего Креста Господня.
Ведущий: В Михайловском Пушкин впервые вошел в более тесное общение с Церковью через монахов Святогорского монастыря. Искренне полюбил он и священника из соседнего села. Рассказывает дочь этого священника: «Подъедет это верхом к дому и стучит плетью в окошко».

СЦЕНКА:
Пушкин: А скажи-ка милая, поп у себя?
Дочь: Барин, тятеньки нет дома.
Пушкин: Скажи красавица, чтобы беспременно ко мне наведался, как придет. Мне кой о чем потолковать с ним надо.
Дочь: Тятенька только завтра ко всенощной приедет.
Пушкин: Я с ним уже три дня не виделся! Экая досада!

Ведущий: Пушкин вспоминает:
1. - «Я как-то ездил в монастырь Святые Горы, чтобы отслужить панихиду по Петру Великому. Монах попросил подождать меня в келье. На столе лежала открытая Библия, и я прочел отрывок.
2. -  Он меня внезапно поразил, преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение «Пророк»
3. - Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим,
На перепутье мне явился…
Ведущий: Чтобы писать о монашестве, надо понять его суть. Монах Пимен из «Бориса Годунова» - поистине русский старец-подвижник.

СЦЕНКА:
Молодой: Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Пимен: Младая кровь играет.
Смиряй себя молитвой и постом,
И сны твои видений легких будут исполнены.
Молодой: Как весело провел свою ты младость!
Успел бы я, как ты, на старость лет
В обитель тихо затвориться…
Пимен: Не сетуй, брат, что рано
Грешный свет покинул ты,
Что мало искушений
Послал тебе Всевышний.
Верь ты мне: Нас издали пленяет
Слава, роскошь и женская лукавая любовь.
Я долго жил, и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел…
(молодой уходит)
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих Царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Ведущий: Вот так! За темные деянья не революции надо устраивать, а молиться! Такое мог написать только Пушкин!
Все чаще Пушкин обращается к Библии. Настоящий гимн в честь Евангелия заключен в отзыве Пушкина.
4. - «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли,
применено ко всевозможным обстоятельствам жизни: из коей нельзя повторить ни единого
выражения, которого не знали бы все наизусть; она не заключает уже для нас ничего неизвестного, но книга сия называется Евангелием, и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».
Ведущий: Известен разговор Пушкина с Хомяковым:

СЦЕНКА:
Хомяков: Ты часто читаешь Библию?
Пушкин: Причем от корки до корки! И детей буду приучать, заметьте.
Хомяков: Да, но в Библии есть вещи неприличные и бесполезные для детей…
Пушкин: Что?! Какое заблужденье! Для чистых все чисто. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике.
Хомяков: По-славянски?
Пушкин: По-славянски! Я сам их обучу ему.

Ведущий: Из воспоминаний Вересаева:
5. - В роде Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она обязательно передается старшему сыну, и он обязан 10 июля служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать, а затем вручить ее старшему сыну. Взяв и с него обещание…

Ведущий: Интересна история поэтической полемики Пушкина с Митрополитом Московским Филаретом. Два великих современника – Филарет и Пушкин, как две вершины, не могли не заметить друг друга. В 1828 году Пушкин опубликовал мрачное стихотворение, где жаловался на слепую судьбу. Он написал его в день своего рождения:

СЦЕНКА (выходят по разные стороны сцены Пушкин и один из участников).
Пушкин. «Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум».
Ведущий: Митрополит Филарет решил не оставлять такого
стихотворения без ответа. И ответил Пушкину.
ответил стихами:
1. «Не напрасно, не случайно
Жизнь от Господа дана.
Не без цели Его тайной
На тоску осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из бездн земных воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забытый мною, -
Просияй сквозь сумрак дум, -
И созиждется тобою
Сердце чисто, светлый ум!»
Ведущий: Пушкин на это ответил таким стихотворением:
Пушкин. (Митрополиту Московскому Филарету)
«В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт».
Ведущий: Пушкин не боялся всенародной исповеди в своих заблуждениях, не устыдился признать себя побежденным, смог усмирить в себе бурные порывы сердца и ощутил снова радость. Трогательно его преклонение пред духовной высотою служителя Церкви.

                     ПЕНИЕ: «РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША…»
Ведущий: Сердцу Пушкина были близки православные молитвы. Читаем у Вяземского: «В последние годы Пушкин имел сильное религиозное чувство: читал и любил Евангелие. Был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их». Знаменитую молитву «Отче наш» он воплотил в стихах:
2. - Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами!
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в Небесах, так на земли!
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою,
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщения
Избави нас…
Ведущий: Что же Пушкина привлекало больше всего из круга церковных праздников? Пасха? Троица?  Как ни удивительно. Великий пост – время  покаяния и воздержания. Именно посту посвящено его знаменитое поэтическое переложение великопостной молитвы
Ефрема Сирина. Молитву эту знает каждый православный, ее читает священник во время Великого поста.
3. - «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и
любви даруй мне, рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй
мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь».
4. - Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которою священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой.
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей –
На дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Ведущий: Как известно, памятование о смерти – признак мудрости и веры. Пушкин много думал и писал о смерти, особенно после смерти матери.
5. - «Со времени кончины моей матери я много думаю о
смерти и уже в первой молодости много думал о
ней», - писал он Смирновой.
1. - Брожу ли я вдоль улиц шумных.
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провожать,
Грядущей смерти годовщину
Меж них стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствиях, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
Ведущий: Именно мысль о смерти приносит чувства смирения и покаяния, ведет к вере. Какой только смерти не встретишь в стихах Пушкина! В поэме «Полтава» узник готовится к смертной казни, ждет священника, готовый примирится с убийцами:
2. - Вот на пути моем кровавом
Мой вождь под знаменем креста
Грехов могущий разрешитель,
Духовный скорби врач, служитель
За нас распятого Христа,
Его святую Кровь и Тело
Принесший мне, да укреплюсь.
Да приступлю ко смерти смело
И жизни вечной приобщусь!
Ведущий: А вот смерть, которая не внушает страха и ужаса поэту –  отлетает душа невинного младенца.
3. - В сиянии и в радостном покое,
У трона вечного Творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.
Ведущий: Оказавшись перед тайной смерти, человек тайну эту разрешает только верой:
4. - Ужасно чувствовать слезы последней муку,
И с миром начинать безвестную разлуку!
Тогда, беседуя с отвязанной душой,
О, вера, ты стоишь у двери гробовой,
Ты ночь могильную ей тихо освещаешь
И, ободренную, с надеждой отпускаешь…
Ведущий: Это строки из стихотворения «Безверье». В нем Пушкин показывает, как воспринимает смерть умный, но неверующий безбожник, и как ее созерцает юная, но верующая девушка:
5. - А он (слепой мудрец!) при гробе стонет он,
(неверующий!)
С усладой бытия несчастный разлучен,
Надежды сладкого не внемлет он привета,
Подходит к гробу он, взывает… нет ответа!
Стенанья изредка глухие раздаются,
Он плачет – но не те потоки слез льются,
Которы сладостны для страждущих очей
И сердцу дороги свободою своей;
Но слез отчаянья, но слез ожесточения.
В молчанье ужаса, в безумстве исступленья
Дрожит,
1. - И между тем под сенью темных ив,
У гроба матери колена приклонив,
Там дева юная в печали безмятежной
Возводит к небу взор болезненный и нежный –
Одна, туманною луной озарена,
Как ангел горести является она;
Вздыхает медленно, могилу обнимает…
Ведущий: Что может быть разительнее такого контраста отношения к смерти неверия и веры?
Пушкина страшит сама атеистическая мысль об уничтожении человека после смерти, он гонит эту мысль как призрак:
2. - … Веселье жизни разлюбя,
Счастливых дней не знав от века,
Душой не верую в тебя.
Ты чужда мыслям человека!
Конечно, дух бессмертен мой!
Ведущий: Как глубоко и ярко нарисовал поэт легкомысленное отношение к смерти в знаменитом «Пире во время чумы», словно предвидя сегодняшнее безумие. Ведь недаром наркотики и СПИД назвали чумой XX века.
…Средневековый город. Чума косит людей. По улицам едут телеги, наполненные мертвыми телами. А посреди улицы за богато накрытым столом молодежь устроила пир…

СЦЕНКА
- Я спою вам гимн в честь чумы!
- Гимн в честь чумы?! Прекрасно! Браво! Браво!
 - Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льется жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой.
Что делать нам? И чем помочь?
Как от проказницы зимы,
Запремся также от чумы,
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы,
И, закатив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы!
Итак, хвала тебе, Чума!
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье.
Бокалы пеним дружно мы,
И девы-розы пьем дыханье, -
Быть может… полное Чумы.
Священник. Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругайтесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов – и землю
Над мертвыми телами потрясают.
 - Он мастерски об аде говорит!
 - Ступай, старик! Ступай своей дорогой!
Священник. Я заклинаю вас святою Кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желайте вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.
Ступайте по своим домам!
-Дома у нас печальны…
- А юность любит радость.
Священник. Ты ль это, Вальсингам? Ты ль самый тот,
Кто три тому недели на коленях
Труп матери, рыдая, обнимал,
И с воплем бился над ее могилой?
Иль думаешь, она теперь не плачет,
Не плачет горько в самых небесах,
Взирая на пирующего сына,
В пиру разврата слыша голос твой,
Поющий бешеные песни…
 - Тень матери не вызовет меня
Отселе – поздно, слышу голос твой,
Меня зовущий, - признаю усилия
Меня спасти… Старик, иди же с миром…
Священник. Матильды чистый дух тебя зовет!
 - Матильда! Меня когда-то
Она считала чистым, гордым, вольным –
И знала рай в объятиях моих.
Где я? Святое чадо света! Вижу
Тебя я там, куда мой падший дух
Не досягает уже…
- Он сумасшедший, -
- Он бредит о жене похороненной!
Священник. Пойдем, пойдем..
- Отец мой, ради Бога, оставь меня!
Священник. Спаси тебя Господь.
Прости, мой сын.
Ведущий. Прикоснувшись к тайне смерти, Пушкин предчувствовал свою собственную смерть:
3. Чудный сон мне Бог послал:
С длинной белой бородою,
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял,
И меня благословлял.
Он сказал мне: «Будь покоен…
Скоро странствию земному
Твоему придет конец…»
Казни вечныя страшуся ,
Милосердия надеюсь –
Успокой меня, Творец!
Но Твоя да будет воля,
Не моя…
ПЕСНЯ: «СОН МНЕ ПРИСНИЛСЯ…» (иеромонаха Романа)
Ведущий: Поняв, что Пушкин ушел от свободолюбивых идей и уже не будет на  стороне низвергателей, что в нем они приобретают опасного врага, вольнодумцы и масоны прибегают к своему излюбленному приему – клевете. Сначала пускают сплетни о том, что Пушкин купил
Николая I подхалимством и шпионажем. Гуляла такая эпиграмма на него.
4. Я прежде вольность проповедал,
Царей с народом звал на суд,
Но только царских щей отведал,
И стал придворный лизоблюд.
5. - В письме Вяземскому Пушкин сообщает: «Полторацкий сболтнул в Твери, что я шпион,
получаю за то 2.500 в месяц».
Ведущий: Но гнусная клевета на отношения поэта с Царем не достигла результата. Тогда они ударили с другой стороны – с  семейной. Здесь и пригодился Дантес –  француз, ловелас, авантюрист, масон.
4 ноября 1836 г. Пушкин получил анонимку – «Диплом рогоносца»:
1. - «Кавалеры и рыцари Ордена Рогоносцев единогласно
избрали господина Пушкина заместителем великого
Магистра Ордена Рогоносцев…»
Ведущий: Здесь они добились своего – дуэль состоялась.
Итак, Пушкин понял, в чем ложь и в чем Истина. Понять-то понял, но увы, весьма часто вновь возвращался к страстям и предрассудкам и закончил жизнь ужасными преступлениями – дуэлью, которою сам назвал «нелепым заблуждение слепого и греховного самолюбия».
Господь дал Пушкину три дня для покаяния. И поэт пожелал исповедаться пред смертью и причаститься. Послали за священником. Из рассказа Карамзиной:
2. - «Пушкин исполнил долг христианский с таким благоговением и с таким глубоким чувством. Что даже престарелый священник был тронут:
3. - «Я стар мне не долго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, но я скажу, что для самого себя желаю такого конца, какой имел».
4. - Данзас спросил, не поручить ли, отомстить убийце, и Пушкин ответил: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть. Прощаю ему и хочу умереть христианином».
5. - Врач сказал: «Еду к Государю. Не прикажите, что сказать?» «Скажите, - отвечал умирающий, - что умираю, и прошу у него прощения».
1. - Уже в полночь вернулся врач с ответом Царя: «Если Бог не велит нам более увидеться, посылаю тебе мое прощение и вместе мой совет: исполнить долг  христианина».
2. - Ночью Пушкин потребовал детей. Их привели полусонных. Он каждому клал на голову руку, крестил. Пред смертью лицо Пушкина прояснилось. «Жизнь кончена», - сказал он внятно. И осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи Иисусе Христе…» Умер Пушкин так тихо, что доктор не уловил последнего вздоха.
3. - Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один поэт.
4. - И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью живой стихов я был полезен,
И милость к падшим призывал.
    ПЕНИЕ: «СПАСИ, ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВОЯ…»

(Все участники на сцене - финал)
1. - Здравствуй, племя, младое, незнакомое!
2. - Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво
Все то чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны, -
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду…
3. - Молитеся молитвами души
Пред утренней зарей, в полунощной тиши.
Молитвами любви, смирения и мира,
Молитвами святых, угодных Небу дев.
В уединении умерших уж для мира,
Живых для Господа.
4. - Храни, храни святую чистоту невинности
И гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслаждениях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет…
5. - Творцу молитесь; Он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень…
Ведущий: Пушкин навсегда стал для нас русским национальным поэтом, вернувшимся к исконной, Православной Руси, за что и был убит. И война за эту Русь продолжается до сих пор.
1. - Но в искушеньях долгой кары,
Претерпев судеб удары,
Окрепла Русь!
2. - Сильна ли Русь? Война и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали –
Смотрите ж: все стоит она!

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь