Итоговая конференция по разработке концепции преподавания литературы.
15 мая 2014 в Общественной Палате прошла конференция "Концепция преподавания литературы в контексте отечественной культуры", организованная комиссией по культуре и сохранению историко-культурного наследия под председательством Павла Анатольевича Пожигайло.
Конференция стала итогом годовой деятельности рабочей группы по созданию новой концепции преподавания литературы, организованной Комитетом по культуре Общественной палаты. В эту группу входил и преподаватель литературы Н.А. Лобастов.
Вел конференцию Павел Анатольевич Пожигайло. В президиуме собрания - первый заместитель Министра образования и науки Н.В. Третьяк, президент Международного форума "Золотой витязь" Н.П. Бурляев, писатель В.Н. Крупин, ректор Литературного института им. А.М. Горького "Б.Н. Тарасов.
Пожигайло рассказал о том, как уже два года в Общественной палате велась работа по созданию новой концепции преподавания литературы, о востребованности новых подходов, о воспитательной роли литературы как единственного предмета в школе, на котором формируются нравственные ценности.
Н.П. Бурляев заметил, что подобная работа назрела уже давно. Наше образование находится в тупике, а инновации в этой области неприемлемы. Наоборот, требуется бережное сохранение традиций.
Николай Петрович поведал присутствующим об истории стихотворения Лермонтова "Прощай, немытая Россия". В те далекие времена, когда об авторских правах в судах не вели дел, но жили по совести, нашелся "странный" человек, который принес в редакцию стихотворение, выдав его за лермонтовское. Но автографа автора на нем не было! До сих пор стихотворение осталось под именем Лермонтова, хотя у самого поэта его нет.
В.Н. Крупин, как всегда, выступил эмоционально и убежденно. Потому наша классическая русская литература лучшая в мире, что она выросла на основе православного миросозерцания, отметил он. Вера, смирение, покаянное чувство - все это были для русского человека высшие и непреложные ценности, поэтому мы и побеждали. Трагедийность в "Капитанской дочке", заметил Владимир Николаевич, преодолевается автором именно обращением к промыслу Божию, молитвой. Тогда смерть не властвует над человеком, не пугает его, не заставляет стать предателем. Нет у нас сегодня другого пути, как постепенно возвращаться к тому крепкому фундаменту, на котором стояла великая Россия, так как обезбоженный Запад все увереннее и ощутимее сдает свои христианские позиции, пасует перед грехом, отказывается от нравственной основы.
Писатель напомнил призыв Гоголя не вводить никаких изменений без благословения Церкви, ведь именно она осталась хранительницей основ жизни. "Удар по литературе - это удар в сердце Отечества", - заявил выступающий. Он признался, что когда услышал рассуждения П.А. Пожигайло о том, что нам пора ограничивать преподавание английского в наших школах, очень обрадовался. Когда турки завоевали Византию и вошли в Константинополь, они услышали на его улицах турецкую речь. Все было подготовлено ранее, шло к этому. Так и у нас может получиться с английским языком.
Павел Анатольевич Пожигайло напомнил историю с его выступлением по поводу преподавания английского языка.
Выступал он на радио в прямом эфире и, желая привлечь внимание к этой проблеме, пошел на некоторую провокацию, заявив, что надо убрать английский язык из школ. Раздался возмущенный звонок из Англии, слушатель спросил Павла Анатольевича: "Вы что, англофоб?" "Нет, - ответил, не раздумывая, Пожигайло, - я русофил". И спросил в свою очередь англичанина: "Что будет у вас в Англии, если в школах будут преподавать русский язык шесть уроков в неделю?" - "Как что? Революция будет!" - "А у нас в России 6 часов английского и четыре - русского языка". - "Да? Тогда я на вашей стороне", - признался удивленный англичанин.
Профессор В.И. Аннушкин, зав кафедрой русской словесности института русского языка им. Пушкина, жаловался на своих студентов, которые разучиваются говорить, рассуждать, общаться, перенеся диалог в виртуальное пространство. Они общаются через планшеты, информацию воруют из интернете, знания получают строго профильтрованные чужим дядей. Любовь исчезает, понимание теряется, человечность обесценивается...
Профессор Л.И. Петриева, зав. кафедрой литературы Ульяновского педагогического университета, настаивала на том, что пора пересматривать закон, в котором образование объявляется "сферой услуг". Должен быть государственный заказ! После упора на воспитание в советские времена мы, к сожалению, последние 20 лет сделали упор на эстетическую составляющую, нарушили баланс, отказались от содержания. В законе мы умудрились закрепить и принцип множественности программ, что позволяет проникать чуждым нравственным ценностям, вносит разброд в единение нации. Необходим прежде всего минимум для всех, а дальше - простор для творчества, для углубления знаний.
Стремление включить в школьную программу современные произведения тоже не принесет пользы. Важно научить на уроках литературы основам, а современную литературу при желании наши ученики прочитают потом самостоятельно, и разберутся в ней в том случае, если получат на примере классики аллергию на все лживое.
Проблему чтения решить также нетрудно, заявила гость из Ульяновска, для этого необходимо вернуть экзамен по литературе. Она рассказал историю из своей педагогической практики.
Лежит на диване старшеклассница. Родители ей говорят: почему ты не идешь на улицу, где такая прекрасная погода. Та отвечает: "Да ну ее!" - "Кого ее?" - "Да нашу учительницу! Заставила нас читать "Войну и мир", а мне понравилось..."
Без стимула заставить читать не получится, сначала пусть будет некий "страх" перед обязательностью, а затем проснется и собственный интерес. А все инновации, технологии, алгоритмы - не для литературы. Подходы к ее изучению обязательно должны быть пересмотрены. Вопрос об образовании сегодня - вопрос жизни и смерти, - заявила Лариса Игоревна.
Доктор филологических наук А.В. Федоров считает, что литература - сосредоточие наших болевых точек. Расхищали у нас не только нефть и богатства, но и образование. Разнузданный плюрализм, материалистическая позиция в истолковании произведений, эстетизм - все это уничтожало преподавание так же, как и другие национальные богатства.
Либеральные чиновники предложили школе рассматривать произведения вне авторской позиции. Отсюда вытекает чисто протестантский принцип: сколько голов - столько и умов. Каждый учитель и ученик может прочесть по-своему, понять, как ему удобно и выгодно. Повсюду мы видим серьезные подмены. Нельзя "обучить" любви, милосердию, взаимопониманию. Литература - это один из компонентов сохранения единства нации.
Участники конференции получили информацию и об отношении к литературе за границей. Кандидат филологических наук С.А. Небельсин поделился своим опытом преподавания литературы японцам. Японцы не читают привычную нам классику, они предпочитают читать из русской литературы Гроссмана, Солженицына, Ерофеева, Сорокина и т.п. писателей, которые с неприязнью изображают действительность.
Гость из Австралии, председатель литературного общества В. Солоухина из Мельбурна, О.К. Шонина рассказала, как учатся в Австралийских школах ее дети и внуки. В первом классе там, например, нет привычного нам букваря, дети учатся читать по ужасным книжкам с уродливыми картинками. В старших классах предмета литературы совсем нет! Литературу проходят только те, кто выбирает это направление, остальным она просто не нужна в том обществе, где всё продается и покупается. Когда она приехала 20 лет назад в Австрию и хотела устроиться преподавателем литературы в университет, то ей отказали по той причине, что совсем убрали факультет литературы. Почему? Да потому что в России началась перестройка, то есть, по мнению Запада, Россия заканчивалась, зачем же нужно изучать ее литературу? Вот такой подход на Западе.
Наш земляк отец Алексей Червяков, секретарь Городецкой епархии, заметил, что война продолжается, только это война нового типа: кто сколько родит и, главное, как воспитает. Роль преподавания литературы в этом противостоянии трудно переоценить. Надо понимать, что литература не несет духовного преображения личности, она все-таки явление душевное, а не духовное, она воспитывает в поле нравственном, а затем уже происходит встреча подготовленного человека с Богом. Нельзя замалчивать, что вся русская литература выросла на фундаменте Православия, именно в ней школа может найти сегодня неповрежденное представление о нравственных ценностях. Современная литература ориентирована на другое - на убийство времени и воли человека. Этот процесс государству необходимо контролировать.
Н.А. Лобастов подготовил доклад на тему «Роль литературы в укреплении Российской государственности», в котором обратил внимание присутствующих на то, что все либеральные силы в истории России лишь разрушали государство, а консервативные – собирали, укрепляли, строили. Ядовитое замечание "Служить бы рад, прислуживаться тошно" осмеивало великое дело служения, которым созидалась великая Российская держава.
Все русские писатели, возвращаясь к традиционным, консервативным ценностям, непременно возвращались и к государственности. И наоборот: все, заразившиеся западным либерализмом, тут же вставали на путь разрушения собственного общежития.
«Пора нам отказаться от либерального подхода в изучении литературы, - закончил Лобастов свое выступление. - Перед современными вызовами самоубийственно разрушительной либеральной идеологии у нас нет другого выхода, как воспитать будущих охранителей и защитников того художественного наследия, что оставили нам Крылов, Пушкин, Гоголь, Достоевский и тысячи наших великих и мудрых предков. Горький опыт Украины заставляет нас понять: если наше государство не будет заниматься вопросами формирования общественного сознания своих граждан, не будет вкладывать в это серьезные средства и силы, это сделают за него другие - оппоненты и враги, и тогда не останется самого государства, и будет уже не до искусства и литературы... Пока огонь из Украины не перенесся к нам, необходимо срочно взяться за такие важнейшие участки формирования мировоззрения, как преподавание литературы в школе. Ответственность за будущую судьбу страны лежит сегодня на нас..».
В конце конференции редактор журнала "Литература в школе "Надежда Леонидовна Крупина поблагодарила П.А. Пожигайло за работу над созданием концепции преподавания литературы, которая написана ясным, а не чугунным бюрократическим языком и восстанавливает приоритет нравственности в образовании.