Крылов о либеральных идеях

Крылов как православный человек видел опасность либерализма.

Классики нашей литературы всегда современны и всегда немножко пророки. Причем, чем ближе они к Христовой Истине, тем современнее. Один из таких пророков – наш мудрый баснописец Иван Андреевич Крылов. Читая его, лучше понимаешь нашу повседневность.
Крылов, как православный русский человек, в своем творчестве защищал монархию и не жаловал дух французской либеральной свободы.
Даже простая временная проба этой лукавой лжи принесет человеку большие проблемы, - считал он. Стоит только попробовать распущенной греховной жизни, и потом понадобится много лет, чтобы выветрить ее дух из нашей жизни. Господь попустил России 25 лет пожить в либеральном похмелье, выбираться же из него мы будем теперь гораздо дольше. Об этом Крылов предупреждал нас в басне «Бочка».
Один человек попросил у своего приятеля бочку на три дня. Что ж, бочка не деньги, на три денька не жалко, - решил приятель и дал ему бочку. По возвращении в ней опять стали возить воду, квас, съестное, но «винный дух пошел от ней во всем».
Хозяин бился с ней близ году:
     То выпарит, то ей проветрится дает;
     Но чем ту бочку не нальет,
     А винный дух все вон нейдет,
     И с Бочкой, наконец, он принужден расстаться.
Так и нам придется все-таки расстаться с пахнущей гнильцой западной безбожной идеологией либерализма, помучившись изрядно в строительстве безбожного общества с человеческим лицом. Вот только непросто это будет сделать.
И никакие деньги и богатства не помогут нам наладить чистую и светлую жизнь, - об этом у Крылова в басне «Крестьянин и Лисица»:
     В ком есть и совесть, и закон,
     Тот не украдет, не обманет,
     В какой бы нужде ни был он,
     А вору дай хоть миллион –
     Он воровать не перестанет.
Нас заманивают картинами богатой и свободной жизни Запада. Но неплохо бы нашим западникам перечесть басню «Обезьяны», в которой ловец обезьян для их привлечения в расставленные им сети на лужайке кувыркается и катается, зная, что обезьянам это понравится и они будут подражать. Ловец уходит, стая обезьян устремляется на лужайку, чтобы подражать таким свободным и веселым учителям:
     Кричат, визжат – веселье хоть куда!
     Да вот беда,
     Когда пришло из сети выдираться!
Да, теперь из сетей гедонизма мы не скоро, видимо, выберемся. Басни Крылова нам не урок, - забыли, «кричат, визжат - веселье хоть куда!»
О многопартийной системе, с помощью которой хотят спасти демократы наше тонущее государство, Крылов отозвался четко и прямо в баснях «Лебедь, Рак и Щука», «Квартет» и других. Все их, надеюсь, помнят еще со школьной скамьи. Осталось лишь взглянуть на них уже другими – взрослыми – глазами.
Крылов прекрасно видел, что те, кто может преобразовывать жизнь, всегда не на виду, незаметны, а пустомели и болтуны гремят на всю улицу, как пустая бочка. Шуму от них много, но дел за ними не будет. Например, он рисует Механика, который наобещал перевезти дом к лучшему месту, много трезвонил об этом и приложил усилий,
     Однако ж дома он не перетащить не мог
     И только до того добился,
     Что дом его свалился.
Вот плоды тех, кто много обещает и говорит.
Те, кто собираются нас с вами осчастливить завтра и навсегда, похожи на Лису из басни «Лисица и Сурок». Лиса там много жалуется на несчастную судьбу:
     Ох, мой голубчик-куманек!
     Терплю напраслину и выслана за взятки.
     Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
     Утратила в делах здоровье и покой,
     В трудах куска не доедала,
     Ночей не досыпала,
     И я ж за то под гнев попала;
     А все по клеветам…
Все бы хорошо в ее речах, да одна незадача: Сурок часто видит, как у нее «рыльце в пуху».
Конечно, всегда можно найти черные пятна у Капитана, и этим безумно любят заниматься все либералы, но Крылов им отвечает так в басне «Орел и Куры»:
     Орлам случается и ниже кур спускаться;
     Но курам никогда до облак не подняться!
В басне «Воспитание Льва» Царь зверей стоит перед выбором: у кого должен учиться будущий наследник Львенок? У Лисы? Она «лгать великая охотница». У Крота? Он дальше своего носа не видит. Слон – «не умен и не учен».
     Барс политики не знает:
     Гражданских прав совсем не понимает.
Тут Льву предложил свою дружбу Царь соседнего царства – птичьего - Орел.
     У Льва как гору с плеч свалило.
     И подлинно: чего, казалось, лучше было
     Царевичу царя в учители сыскать?
Львенок три года учился у Орла. Птицы его, кстати, очень хвалили! Когда же Лев спросил его, чему он научился, то услышал в ответ:
     Я тотчас начну зверей учить
     Вить гнезды.
     Тут Лев-старик позднехонько спохватился,
     Что Львенок пустякам учился
     И не добро он говорит;
     Что пользы нет большой тому знать птичий быт,
     Кого зверьми владеть поставила природа,
     И что важнейшая наука для царей:
     Знать свойство своего народа
     И выгоды земли своей.
 Хочется надеяться, что всё больше русских людей поймут эту простую истину.
     Полезно ль просвещенье?
     Полезно, слова нет о том.
     Но просвещением зовем
     Мы часто роскоши прельщение
     И даже нравов разрушенье.
А вот свое родное нам кажется устаревшим, отжившим, непрогрессивным, нецивилизованным. Особенно христианское смирение на фоне победоносного шествия капитализма кажется слабостью. Но еще Крылов в басне «Лев и Волк» предупреждал всех не обольщаться смиренномудрием России.
     Лев убирал за завтраком ягненка;
     А собачонка,
     Вертясь вкруг царского стола,
     У Льва из-под когтей кусочек урвала;
     И Царь зверей то снес не огорчась нимало:
     Она глупа еще и молода была.
     Увидя то, на мысли Волку вспало,
     Что Лев, конечно, не силен,
     Коль так смирен:
     И лапу протянул к ягненку также он.
     Ан вышло с Волком худо:
     Он сам ко льву попал на блюдо.
Если смирен перед Богом и Его святыми заповедями – значит и силен!
Все знают антилиберальную басню «Кот и повар», в которой баснописец оставил совет нашим правителям (жаль, они его не услышали до сих пор):
     …Речей не тратить по-пустому,
     Где нужно власть употребить.
Словно для нашей современной выборной системы написана и басня «Лягушки, просящие Царя». Иван Андреевич уже тогда пророчил кваканье обитательниц болота, которым не нравился их правитель; предсказывал, что из этого получится и оставил единственно мудрый совет.
     Лягушкам стало не угодно
     Правление народно,
     И показалось им совсем не благородно…
 И стали они у богов Царя просить.
     Летит к ним с шумом Царь с небес…
     Степенен, молчалив и важен;
     Дородством, ростом великан,
     Ну, посмотреть, так это чудо!
     Одно в Царе лишь было худо:
     Царь этот был осиновый чурбан.
  «Ростом великан», да что толку! Сначала все боялись его, потом попривыкли, осмелели.
     Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
     Тот на него и вскочит.
     В три дня наскучило с таким Царем житье.
     Лягушки новое челобитье…
     Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
     Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:
     Не любит баловать народа своего;
     Он виноватых ест: а на суде его
     Нет правых никого…
     И всякого, кого не встретит он,
     Тотчас засудит – и проглотит.
     Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
     Чтоб им Юпитер снова
     Пожаловал Царя иного;
     Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
     Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
     Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
     Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
     «Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
     Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
     Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:
     Вы взбунтовались в вашей луже,
     Другой вам дан – так этот очень лих;
     Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»
В басне «Госпожа и две служанки» вновь эта же тема: девушки хотели сделать как лучше: убили петуха, который будил рано Старуху, заставлявшую их с раннего утра работать. Стало еще хуже! Барыня, боясь проспать, стала без петуха вставать еще раньше.
Крылов прекрасно понимал, что все дело в нас, в наших страстях и грехах, нашей слепоте и заблуждениях. В замечательной басне «Два мужика» автор рассказывает о том, как встретились два приятеля и жалуются на жизнь. Один в праздник
     Со свечой пошел дать корму лошадям;
      Признаться, в голове шумело…
Упал со свечой,
     Двор и все добро сгорело.
У другого мужика тоже жизнь не задалась. Он так же, как и его приятель, в праздник пошел во двор
     И тоже чересчур, признаться, я хлебнул
     С друзьями полугару;
     А чтоб в хмелю не сделать мне пожару,
     Так я свечу совсем задул…
Ну и впотьмах поломал ноги, остался калекой.
     Сказал им сват Степан: Коль молвить правду, я
     Совсем не чту за чудо,
     Что ты сожег свой двор, а ты на костылях:
     Для пьяного и со свечою худо;
     Да вряд, не хуже ль и впотьмах.
Если мы сами живем в угаре страстей, не признавая Божественных установлений, то хорошей жизни ждать не приходится.
И напрасно наши либералы посматривают на Запад в случае чего. В басне «Ворона и курица», посвященной нашествию Наполеона, все - «и малый, и большой» - «вон из стен московских поднялися», видя, как поступают с русскими западные «цивилизованные варвары». Но вот умная Ворона взялась рассуждать «здраво», опыт истории для нее ничего не значит:
     Ведь Ворон не жарят, не варят:
     Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
     А может быть, еще удастся поживиться…
Как это напоминает наших олигархов, пытающихся сегодня «ужиться да еще зацепиться» на родине Наполеона. Но Крылов предупреждает, что, вопреки логике мудрой Вороны, ее отправили в суп!
     Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
     За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
     А как на деле с ним сочтешься –
     Попался, как ворона в суп!
Теме свободы Крылов посвятил немало басен. В басне «Рыцарь» герой предлагает своему коню полную свободу скакать
     Куда глаза твои глядят.
Он наивно полагает, что конь повезет его «в храм славы», где будет либеральное «обилие во всем».
     Тут Рыцарь прыг в седло и бросил повода,
     А лошадь молодца, не ездя никуда,
     Прямехонько примчала в стойло.
Вот куда будет использовать свободу обыватель: хлеба и зрелищ! «Стойлом» называет Крылов либеральный рай свободы, в который нас сегодня зовут.
Хотелось бы, чтобы наши власти вслед за Крыловым поняли наконец, что либеральная свободу занесла нас не туда и что вина в этом лежит, между прочим, и на нем, нашем Всаднике. В басне «Конь и Всадник» у хозяина появился соблазн дать полную свободу Коню.
     Взял скоро волю Конь ретивой:
     Вскипела кровь его и разгорелся взор…
Конь сбросил Всадника и сам свалился в овраг! Всадник понял свою ошибку:
     «Мой бедный Конь, - сказал, - я стал виною
     Твоей беды!
     Когда б не снял я с тебя узды…
     И ты бы ни меня не сшиб,
     Ни смертью б сам столь жалкой не погиб!»
     Как ни приманчива свобода,
     Но для народа
     Не меньше гибельна она,
     Когда разумная ей мера не дана,
- делает прямой и честный вывод баснописец. Нам с вами осталось только внять разумным советам нашего мудрого дедушки Крылова и вернуться к устроению своей жизни на принципах евангельских истин. Все иное – гибель.
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить