Катерина из "Грозы": луч тьмы

Катерина из «Грозы» всегда смущала учеников. Но всё гораздо опаснее, чем мы предполагали…


У Катерины есть знание о грехе, говорит она о нем неплохо. Над верой не смеется, не игнорирует ее, не лицемерит, не имеет привычных для других героев грехов. Положительный герой – да и только!
. Говорит наша Катерина все правильно. «А вот что сделаю: …куплю холста да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолятся». Хорошо говорит!
Но вспомним фарисеев – благочестивых законников, живущих строго в рамках вероисповедания. Вера – это не слова и не соблюдение внешних правил, а сама жизнь. Быть верующим – жить по заповедям. «Кто любит Меня, - говорит Господь, - тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Вспомним, как в притче один сын сказал отцу: «Пойду» - и не пошел. Точно так же и Катерина.
Вера – образ жизни, построенный на любви к заповедям Божиим; такой любви, когда все свои желания удовольствий меркнут перед опасностью оскорбить Того, Кого ты любишь. Одна моя ученица написала в сочинении: «Изменить мужу – значит отойти от Бога». Просто и верно. Верна мужу – вот вам и вера, без всяких слов. Убежала к любовнику – значит, веры нет, какие красивые слова ни говори.
Поэтому о религиозности Катерины надо говорить с учениками не по ее репликам, а по ее делам! Смирение не в словах, а в делах.
На словах она не гордится, но поступки ее говорят о величайшей гордости.
На словах она смиряется – но в поведении смирения нет.
На словах она боится Бога – а свои темные дела делает сознательно и уверенно.
«Если бы были дети!» – опять слова и оправдания. Есть муж, требующий заботы не меньше детей, Варвара, которую некому поставить на путь истинный,  Кабанова, основательно запутавшаяся, – есть где приложить свое умение и любовь. Это «бы» - очень лукавое. Кто хочет, тот находит; кто не хочет, тот находит оправдание.
«Для воспитания души человеческой нужно принимать жизнь такой, какой Бог дает ее нам, а не такой, какой бы нам хотелось, - писал митрополит Макарий (Невский) (1835-1926) одной из таких Катерин. - Окружающая нас среда может казаться нам неприятною. Она наносит нашему сердцу удары, обиды, унижения, что вызывает в нас гнев, слезы, возмущение, уязвляет наше самолюбие, нашу гордость. Но может быть, все это недаром и не без причины? Душа должна бороться, должна преодолевать препятствия, чтобы сделаться сильной! Лежа на пуховой перине, не укрепить своих мускулов. Если мы будем разливаться в жалобах на своих близких, на свое село, на своих родных, свою семью, свое положение, это будет бесполезной и бесцельной тратой жизненных сил. Лучше скажем себе: Бог поставил меня именно в эту обстановку, среди этих лиц и этих обязанностей. Стало быть, это и есть именно то место, в котором Он желает меня видеть делающим то дело, которое я способен выполнить» .
Обратим внимание, всюду у Катерины высокие, чистые, правильные слова моментально, через минуту (!) переходят в самые противоположные, страшные, греховные, гибельные.
1.    Сны: райские сады – греховные объятия.
2.    Ключ: «погибель, соблазн, бросить» - «ни за что на свете!»
3.    О ключе: «еще этот грех-то на меня» - «Видно, сама судьба того хочет!»
4.    С Борисом: «Поди прочь!» - «Прогнать? Где уж!»
5.    «Лучше б мне вас не видеть!» - «С первого же раза… я бы и пошла за тобой».
Катерина верит в судьбу, верит снам («Что во сне увидишь, скажи» (3:2:5)), накликает смерть («Ты ее кличешь, а она не приходит» (5:2)), оправдывает самоубийство («Все равно, что смерть придет, что сама…»(5:4)) и т.п.
«Обманывать не умею…» - знаменитые слова Катерины, за которые ее хвалят все учебники. В пьесе она стоит перед выбором: или соблюдать заповедь «Не лги», т.е. идти к святости, или принять правила грешного мира. Катерина к святости точно не желает идти! Но и открыто к злу не пойдет. Ей хочется и выглядеть благочестивой, и жить по своей воле. Хочется получить «благословение» свыше на самоволие! Впрочем, подобного будут искать и Базаров, и Раскольников…
Вспомним известный диалог.
Катерина: Обманывать-то я не умею…
Варвара: …Без этого нельзя. …У нас весь дом на обмане держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.
Кажется, все ясно: Катерина права, Варвара грешна. Но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Поясним на простом примере.
Нецензурную лексику употребляют с незапамятных времен. Но если раньше это делали за углом, тайком, оглядываясь, - то с некоторых пор это вылезло из темных углов на светлые экраны. (Кстати, тут же случился настоящий обвал: даже младшие школьники повально бросились ругаться матом). Поэтому дело не в реальном факте наличия нецензурной лексики в нашей жизни, как нас хотят убедить ее защитники, а в положении ее в таблице ценностей в нашем сознании: ниже нормы или норма.
Варвара грешит, но она знает, что это ненормально, что этого делать нельзя, что она – преступница, преступает норму. Это и приводит ее ко лжи. Она лжет, но правды не трогает, оставляет ее за норму, которую не ей менять. Получается, что ее ложь говорит о ее признании Абсолютной Правды, которую лично она может переступить, но которую обществу не положено менять. «Наша неправда, - говорит Апостол Павел, - открывает правду Божию» (Рим. 3:5).
Катерина же лгать не желает. Но почему? По какой причине? Да потому, что она хочет сделать грех – нормой! Она не желает скрываться, прятаться, привычно «обманывать», ощущать себя преступницей. Ей это не надо. Она – не преступница! Это закон – неправильный! И это уже ваши, законники, проблемы.
Она – не Варвара. Она хочет, гуляя, выглядеть героиней, а не преступницей. Она желает узаконить грех, вывести его из задворок на свет Божий, сделать его нормой. Этакая моральная (вернее, аморальная) революционерка. (Сегодня похожая ситуация с гомосексуализмом). Очень хотелось бы изменить закон, убрать его, ведь он мешает гулять, «потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15).
Вспомним, вскоре Достоевский будет решать эту же проблему, когда Раскольников задумает не просто убивать, но разрешить убийство по совести! Что страшнее официального разрешения на убийство, как читаем мы в романе. Катерина – предшественница Раскольникова.
Поэтому вранье Варвары по сравнению с нежеланием этого делать Катерины – цветики. Желание Катерины не обманывать, но сделать грех нормой для всех в сто раз опаснее для общества. «Пусть все знают, - кричит она при свидании с любовником, - пусть все видят, что я делаю!» Варвара так не кричит, да и не может подобного сделать, заметим. Ведь предлагая гулять с любовником, пока муж в отъезде, Варвара не предполагает иных вариантов, кроме тайных свиданий. «Что ты сделаешь?... Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена», - удивляется она Катерине. Но та уверенно отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру» (2:2). Именно это революционное посягательство на нравственные основы христианской жизни так привлекло и зрителей, и Добролюбова («сильный характер»), и большевиков, а сегодня либералов. Островский, заметим, не стал строить пьесу на грехах гулящей Варвары, или пьяницы Тихона, или ругателя Дикого; он показал зрителю, как падает человек, любящий храм и молитву. Он знал, что любит грешник падение праведного, что падение всей системы праведности привлекательно для обывателя, открывает дорогу для вседозволенности, для раскрепощения прихотей, похотей и страстей (что мы наблюдаем сегодня).
Катерина свои грехи любит. Есть интересный эпизод из жития оптинского старца Нектария, который, прочтя длинную письменную исповедь Чулкова в грехах, сказал  просто и точно: «С удовольствием писал» . Вот и наша Катерина «кается» с удовольствием!
Варвара выносит за скобки свое ненормативное поведение, оставляя норму неприкосновенной. Катерина выносит за скобки саму норму, оставляя в центре свое собственное желание! Мое желание свято, и если норма мешает моему желанию, то тем хуже для нормы и ее придется подвинуть! Все это мы наблюдаем сегодня в нашем обществе.

Комментарии  

0 #3 veropleXg 16.11.2022 16:51
And, by monitoring with RODEO MRI annually, anything growing will be caught early what is in clomid Axitinib Inlyta
0 #2 OccurcefeHV 16.11.2022 06:00
iv lasix side effects com 20 E2 AD 90 20A 20Road 20To 20Viagra 20Web 20Series 20 20Khasiat 20Obat 20Perangsang 20Viagra 20Cair a road to viagra web series The MPs said they also remained to be convinced that the coalition s alternative approach in which Г‚ 84m is being spent to improve 22 control rooms and encourage greater collaboration between different authorities was working
0 #1 Evaptinnatt 13.11.2022 06:36
5 para que es If you have strangers walking in the halls of your apartment building, don t you want somebody to stop and say Who are you aromasin vs nolvadex You can do three types of cycles with Ostarine, those being

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь