За духовностью в СССР

Работники культуры ищут духовность в СССР.


 По всей стране прошли Рождественские чтения, были они и в нашем городке. Я побывал на секции краеведов, разговор на которой, как и должно быть, навел на раздумья, заставил еще раз оглянуться на то, что происходит у нас сегодня в воспитании, во внеклассной работе.
  Снова и снова удивляюсь, как все-таки мы инертны. С одной стороны, наши дорогие помощники школы - музейные работники, краеведы, общественники - очень активны, любознательны, изобретательны, трудолюбивы, внимательны... Молодцы! Сколько разных форм работы находят, с каким энтузиазмом стряхивают пыль с времен, раскапывая жизнь и быт своих земляков, раскрывая судьбы достойных предков, отдавая дань уважения героям войны и труда...
 Всё правильно, всё верно, всё нужно, всё полезно. Но...
 Но как бы вот за всем этим внешним блеском достижений наших предков увидеть главное - их любовь, самопожертвование, бескорыстие, нестяжание, верность, скромность, воздержание, верность традициям и вере своих предков.
 Ведь такие добродетели, как, например, трудолюбие, сами по себе нравственно нейтральны, второстепенны. Важна мотивация, ради чего человек так напрягался. Трудолюбие мы встретим и в буржуазной среде, и у нацистов, и в преступном мире...
 Достижения на службе - могут на деле оказаться проявлением страсти карьеризма. Трудолюбие - стяжательства. Даже у героизма, согласитесь, мотивом может служить желание выделиться, получить награды, что мы с вами в школе рассматривали на примере некоторых героев романа "Войны и мир". И так любимый сегодняшней школой патриотизм, вернее, предложенный властями сверху за неимением пока единой идеологии в государстве, тоже может иметь разную мотивацию и приводить к разным результатам. Что мы видим у наших соседей, где суперпатриотичный лозунг "Слава Украине!" ну никак не вызывает у нас восторга.
 Поэтому за каждым музейным экспонатом необходимо видеть глубинную, скрытую в нем суть, иначе зачем нам в наших музеях веники, утюги, примусы, самовары, лапти... Что стоит за всеми этими устаревшими предметами?
 С.Есенин в статье "Ключи Марии" писал о вещах старины весьма поучительные для нас вещи: "Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на белье и полотенцах носят не простой характер узоречья, это великая значная эпопея назначению человека". Он понимал, что не просто так в вещах зашифровывали наши предки символы, все они имеют глубинное, серьезное, воспитательное, мировоззренческое значение. Разгадать его и передать дальше - главная задача музейных работников. То есть за рутинной работой должна всегда стоять великая цель определения миропонимания наших предков, их ценностных ориентиров и святынь.
 Поэтому надо двигаться дальше, а вернее, глубже. Искать в нашей истории и предлагать в качестве образца для подражания молодым тех наших предков, кто действительно сочетал достижения с чистотой помыслов, нравственных побуждений, высоких устремлений, и тех событий, в которых отражались эти высокие устремления.
 А у нас все еще по старинке восхищаются декабристами, "огнеопальным Аввакумом", революционерами... Стало модным возносить на пьедестал пионерию. Всё чаще проводятся мероприятия под лозунгом "Назад в СССР!" Весьма выигрышна ко многому не обязывающая и всегда популярная тема экологии. Никак не различают частенько наши работники культуры христианство и язычество, христианство и суеверия. Для них всё - религиозность, всё нравственно, высокодуховно и полезно.
 Наши читатели, думаю, заметили, что лысковские краеведы много пишут о новомучениках. Новомученики - те, кто своей кровью доказали преданность вере. Их нравственный стержень оказался настолько крепким и основательным, что вылился в мученичество за Христа. Прекрасный пример для подражания нам! Конечно, эти люди часто не так внешне эффектны, но плоды их жизни однозначно поразительны. Увы, на чтениях мы почти не услышали от краеведов исследований на эту тему. Пионеры - пожалуйста, а вот новомученики - незнакомо, неинтересно, чуждо... И нам с поражающей наивностью и серьезной убежденностью предлагают искать духовность... в СССР.
 Пришлось напомнить уважаемым коллегам, что Церковь для того и предлагает собираться на Рождественских чтениях, чтобы сделать этот важный, хотя и непростой поворот из "СССР" к истинным подвижникам традиционной Руси. Мы же по старинке упорно пытаемся переиначить предложенную Церковью тему "духовно-нравственного" воспитания на тему "патриотически-трудового-экологического" и любого иного воспитания. Всё что угодно, только до истинного духа - Духа Святаго - никак не доберемся, ведь это требует от нас усилий воли, отрешения от общепринятого и новомодного, покаяния и изменения жизни.
 Как человек, потерявший дорогу, бросается то вправо, то влево, так и школа сегодня не знает, куда и с кем идти и что нести детям. Библиотеки и музеи всё чаще отдают свои площади и возможности для игр, для развлекаловки, для отдыха. И при этом гордятся тем, что они нашли способ привлечь молодежь.
 И к Православию отношение интересное: пусть будет в том числе и христианство как одна из форм духовности рядом с другими формами. Опасная тенденция, приводящая к размыванию понятий добра и зла, традиции и модерна, религии и оккультизма и т.п. А это есть, как недавно отметил Патриарх, самая главная опасность для мира. Не хотелось бы, уважаемые коллеги, пусть и невольно и несознательно, стать соучастником ее.
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить