Болдино и другие


На встречах с читателями всё больше единомышленников.


  Прошли встречи с читателями на приходе Карповской церкви и церкви во имя Святой Троицы автозавода в Нижнем Новгороде, в воскресной школе при Казанском храме г. Лысково, в научно-культурном центре Большого Болдина и в библиотеке Пильны. Интересно, что отношение к идеям, высказанным в моей книге, заметно меняется. Если после написания первой книги я в глубине души даже сомневался, напечатают ли её, ведь это полностью противоречило официальному взгляду, то теперь я наблюдаю, как книгу принимают на любом уровне.
 В Москве уже дважды прошла встреча с протоиереем Андреем Ткачевым, который поддержал позицию, высказанную в моих книгах, и даже предложил по материалам книги вести передачу на телеканале "Царь-град". В Издательском Совете Московской Патриархии пытаются еще раз подать заявку на президентский грант, теперь уже 5-томника. Правда, при смене руководства Администрацией Президента это сделать не удалось. Недавно в газете "Культура" корреспондент Татьяна Медведева, пусть и с трудом, но "пробила" интервью о моей книге. После интервью газета поместила мнение оппонента "Толстого нельзя упрощать". Публикуем его полностью.
 "Ряд достаточно спорных суждений сельского учителя литературы мы попросили прокомментировать известного поэта и критика Юрия Кублановского.
 "Не секрет, что сегодня педагогика находится в кризисе. Несколько поколений учителей сами воспитывались в атеизме и тому же учили школьников. Хорошо, если в наши дни постепенно начнет возрождаться религиозное понимание творчества, появятся новые, с глубоким смыслом учебники.
  Я понимаю русскую литературу так, как ее понимал Ф.М. Достоевский в своей прославленной Пушкинской речи или как ее осмысляли наши философы - Семен Франк, Николай Бердяев, Николай Лосский и другие. Отечественная литература неотделима от религиозного смысла жизни. Это чувствуется, конечно, и у такого неоднозначного литературного титана, как Лев Толстой. Его "Война и мир" - наша национальная христианская эпопея. А образ княжны Марьи наряду с Татьяной Лариной и Лизой Калитиной - один из высочайших образцов христианского  миропонимания....
 Правда, потом Толстой начал проповедовать собственное вероучение и порвал с церковной традицией. Сам порвал. А не Церковь его отлучила.
 Но и у позднего Толстого встречается высокий религиозный накал, апология самопожертвования. Я имею в виду, к примеру, его малоизвестный рассказ "Хозяин и работник", который хотелось бы видеть в школьной программе.
 Непрост для преподавания Серебряный век. С ним напрямую связано такое понятие, как декадентство. По сравнению с 80-ми или 90-ми годами XIX в. Серебряный век - это ослепительная вспышка русской литературы, с положительным в целом религиозным знаком. Хотя было много и искушений, и эстетизма, и ересей. Самочинное богоискательство и даже "радения" в салоне Вячеслава Иванова.
 Что ж, Россия стояла на пороге революционной катастрофы. И наш Серебряный век - это пир во время чумы. По-другому его не определишь.
 При советской власти, несмотря на "атеистический намордник", преподавание русской литературы было на очень высоком уровне. То, что последовало за этим в 90-е, - катастрофический упадок.
 Удалили из преподавания идеологизм, но вместе с водой выплеснули и ребенка - высокие смыслы русской литературы. Многое хотелось бы пересмотреть. Например, кажется, всем уже надоели "Отцы и дети", которых бесконечно изучают в школе с этим известным изречением Базарова, что, мол, умру, "а из меня лопух расти будет". Вместе с тем такой гениальный рассказ того же Тургенева, как "Живые мощи", мало кто знает. А это концентрация христианского понимания бытия. И хорошо бы школьнику прочитать и помнить  бессмертный этот рассказ...»
  Как видим, известный искусствовед во многом выражает те же взгляды, что и в моей книге. Как обычно, всех больше вопросов по Л.Толстому и Серебряному веку. И главное - вопрос понимания христианства. Но это уже проблема веры человека...
 Все-таки лучше всего идеи книги воспринимают простые люди, особенно прихожане храмов. На приход храма Святой Троицы меня пригласили уже второй раз. Одна слушательница задала вопрос: "Да, дети не читают. Но, может быть, потому и не читают, что не понимают, зачем? Не видят смысла. Может быть, потому и не хотят читать, что интуитивно чувствуют пропаганду страстей, которые пытались передать писатели нередко?" Во многом верное замечание. И на таких встречах задают главный вопрос: что делать?
 Всё чаще я встречаю единомышленников. В Болдино - зав отделом культуры, которая еще несколько лет назад познакомилась с моей книгой. В Пильне - зам. директора библиотеки, которая ведет православный клуб, собирающий до 70 человек. Они и были слушателями моей лекции о литературе. Благодарными, внимательными, заинтересованными и болеющими всем сердцем за наше отечество, за наших детей, за нашу великую традиционную культуру.
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить