Чтения по Достоевскому в Свято-Никольском монастыре Переславль-Залесского
Отец Владимир Мартышин, основатель известной Ивановской на Лехте школы и организатор Иринарховских чтений, пригласил меня на Всероссийские Чтения, посвященные 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского «Достоевский и православная традиция». Они задумывались как широкое массовое мероприятие в Доме Культуры Переславль-Залесского, но пандемия внесла коррективы, и они прошли в более узком кругу в Никольском женском монастыре. Принимала участников гостеприимная игуменья монастыря Евстолия (Афонина). Она же была инициатором мероприятия.
На конференцию съехались литературоведы, писатели, священники, университетские профессора и просто почитатели творчества Достоевского из разных уголков России: Москвы, Петрозаводска, Новгорода, Уфы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ярославля, Ростова. Чтения открылись литией у памятника Достоевскому, который незадолго до этого установили на площади перед Никольским монастырем. Идея установки мемориала принадлежит игуменье, автором стал скульптор Сергей Бычков, который присутствовал на Чтениях. По замыслу игуменьи Евстолии, памятник должен был показывать, «как через произведения Достоевского возрождается душа». Писатель идет по ступенькам в храм, бережно держа в руках горящую свечу. Постоянно задавались вопросы: почему памятник в Переславле, разве писатель там бывал? Да, вполне возможно, что Достоевским бывал в Переславле, так как там жили его родственники купцы Куманины. Но это не так важно для установки памятника, считают организаторы. Просто они чтят заслуги православного писателя, а это не так часто встретишь сегодня в нашей ушедшей от веры стране.
С этой мысли и начал Чтения отец Владимир. Общество наше больно, но нужен ли ему Достоевский? Хотя образы писателя гуляют среди нас. В связи с юбилеем проводится немало мероприятий, посвященных Достоевскому, но что-то не слышно, чтобы о нем рассуждали с православных позиций, отметил Мартышин. И то, что памятник установлен по инициативе Церкви, нечастое явление.
Сопредседатель Союза писателей Василий Дворцов заметил, что Достоевского терпеть не могут все те, кто разрушает православную Россию. Когда-то Набоков прочитал для западных слушателей лекцию о том, что чем православнее писатель, тем хуже. Хотя Достоевский всем своим творчеством доказывает обратное.
Доктор филологических наук, профессор В.Н. Захаров обратил внимание на то, что одна из лучших книг о Достоевском написана святым – преподобным Иустином (Поповичем). Владимир Николаевич рассказал о споре среди литературоведов о понятии «всечеловек», которое ввел Достоевский. Быть всечеловеком – это значит быть христианином. А современное западное понятие «общечеловек» означает космополита. Достоевский, отметил выступающий, прежде всего Апостол и апологет Православия.
Захаров отметил, что «Достоевский отрицательно относился к гуманизму, считал его «человеколюбием без Христа». Для Достоевского быть гуманистом мало, нужно быть христианином».
О том, что для Достоевского значит христианство Владимир Захаров рассказал так: «У Достоевского все слова стремятся к Богу. У него идеал всегда - Христос. Христос - мера всех вещей».
Небольшое слово взял епископ Феоктист. «Что такое Православие? – обратился он к слушателям. - Юрисдикция, традиция, сумма вероучений? Я думаю, что по своей сути, Православие - это единственно верный способ чтения Евангелия». Можно легко уклониться от верного понимания Слова Божия. Католики и протестанты всегда идут в сторону упрощения. Этот же путь предлагают философы. Но Достоевский не пошел на этот соблазн, он не упрощает, его понимание христианство глубоко и серьезно. А главное, он не дает готовых схем и ответов, хотя публика ждет именно этого зачастую.
«Исповедовать Православие бесконечно сложно, потому что мы все люди и нам нужны понятные, строгие, ясные схемы, а схем нет. Мы начинаем их выдумывать, но тогда мы уходим от Православия» - сказал епископ Феоктист. «Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы, исследуя творчество Достоевского, живя его образами, которые навсегда вошли в русскую культуру, мы помнили о его евангельской сложности, которую невозможно устранить», - такими словами епископ Феоктист завершил свое выступление.
Очень интересный доклад представила Борисова Валентина Васильевна, доктор филологических наук из Москвы. Она рассказала о семейных трудностях, связанных с наследством Куманиных, о том, как вел себя в этих непростых ситуациях Федор Михайлович.
Александр Васильевич Моторин, доктор филологических наук, профессор, Новгородского государственного университета рассказал о том, как Достоевский видел историческую роль русского народа: «Одна из основных идей Достоевского - мир спасается и будет спасаться через Россию и русский народ. В судьбе и характере русского народа проявилась удивительная способность уподобляться Христу в его жертвенном служении людям. Русский народ может жертвовать своим земным благополучием ради других народов, это повторяется вновь и вновь в кризисные эпохи», - подчеркнул Александр Моторин.
Священник Владимир Мартышин, старший преподаватель педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, рассказал о том, как в произведениях Достоевского отражается жизнь христианской семьи. «Жизнь семьи, описанная в его романах, полностью освящена во всех проявлениях. Для героев Достоевского очень важны нравственные устои православной семьи: честь, достоинство, репутация», - отметил отец Владимир.
Священник Евгений Ефремов, клирик Никольского женского монастыря, предложил рассматривать романы «Идиот» и «Братья Карамазовы» как дилогию, в которой главной темой служит образ святого, проповедующего детям.
Среди приехавших принять участие в Чтениях были представители СМИ из г. Москвы и Ярославля, в т.ч. с телеканала «Царьград» и радио «Вера». Видеосюжет о событии уже в сети. Я его поместил на своем сайте и ВКонтакте.
Комментарии