Кто больше?

Кто больше на земле? Кто в славе. А на Небе?


Господь говорит ученикам Своим: "Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычники, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет". (Мк. 10:33-34).
  Господь говорит о приближающемся дне Его страданий, а Иаков и Иоанн просят Его дозволения сесть им по правую и левую строну во время Его славы.
  Ученики негодуют на Иакова и Иоанна. Им показалось несправедливым их желание так превознести себя, а их оттеснить на второй план.
 Все ученики старались Учителю служить, они всегда терпеливо переносили тяготы апостольского служения, все одинаково постились, вместе терпели бури на море.
 Да и Сам Господь редко выделял кого-либо из них, как, например, Петра, Иакова и Иоанна, когда взял их с собой на гору Фавор и на молитву в Гефсиманский сад. Если же Он давал им имена, назвав Иакова и Иоанна "сынами грома", то, что это значит, ученикам было пока не ясно. Таковыми они станут позже.
  И вот сейчас Апостолы негодуют. Они возмущены и недовольны. Но почему они негодуют? Если бы ученики понимали, что значит сесть одесную Спасителя в день Страшного Суда, в день явления Его во Славе, то вызвало ли бы это в них негодование или зависть? Конечно, нет. Разве мог быть кто-либо недоволен тем, что в Царстве Небесном одесную Сына Божия всегда бывает Его Матерь, а слева - Иоанн Креститель. Так и в церкви на иконостасах рисуют. И кто дерзнул бы им позавидовать? Наоборот, сердца наши только радуются, если мы узнаем, что кто-то приблизился к Богу. Недовольство учеников проистекает от того, что Спасителя в период Его земного служения все почитали за простого человека. А близкие к Нему, да и из людей многие хотели, чтобы Он стал земным царем в Израиле. А если все мыслят так, то естественно всем желать быть рядом с Ним, когда это осуществится.
  Поэтому мать Иакова и Иоанна заранее заботится о своих детях, чтобы они были поближе к царю. И тут становится понятной обида остальных: почему они рядом с царем должны быть, а не мы? Мы тоже хотим быть поближе к нему.
   А в Царстве Небесном не так. Кто там находится ближе к Богу? Да те, кто ради Него были больше других унижены на земле. "Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира" (Ин. 17:14). И потому, кто больше других пострадал за слово Божие, тот окажется ближе к Творцу Неба и земли. Кого встречают на Небе с радостью? Да тех, кого на земле за слово Божие гнали. В акафисте великомученицы Варвары говорится, что когда душа ее достигла врат Рая, то весь Рай вышел к ней навстречу, и все преподали ей целование. Божия Матерь является на земле к тем, кто любит Ее. И эти избранники видят Ее, окруженную Святыми. Кто же это, кто сподобился такого счастия сопровождать Матерь Божию? С Ней всегда рядом великомученица Варвара, великомученица Екатерина, великомученик Пантелеимон и другие, кто на земле лишен был всякой славы. Они воздали Богу славу на земле, и как Он сам был на земле в унижении и пострадал, так и они, исполняя Его заповеди, тоже были унижены ради Него и пострадали во имя Его.
  "…раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его" (Ин. 13:16), - говорит Господь. На Небе же они во славе Божией, ибо Сам Господь молился за них Отцу: "Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне..." (Ин. 17:24).  Поэтому, и нам, живущим на земле, следует не земную славу искать, но жить во славу Божию. А это значит, что все, хотящие благочестиво жить, гонимы будут. Но это не должно нас смущать, ибо Господь говорит: "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:10). Поэтому стоит ли нам величаться друг перед другом? А что значит не величаться? Это значит: не осуждай! Если ты осуждаешь, значит, считаешь себя лучше того, кого осуждаешь. Вот и величание налицо. Если тебе сделали замечание, а ты обиделся, то это потому, что ты считаешь себя лучше того, кто тебя обидел. Ибо если бы ты считал себя хуже его, то не обиделся бы, но обрадовался. "Накажет меня праведник милостью, и обличит меня..." (Пс. 140:5).
 Если тебя обошли наградами, и ты оскорбился, то это показывает опять, что ты считаешь себя выше и лучше тех, кого наградили. Их, плохих, наградили. А меня, хорошего, обошли.
  Поэтому не лучше ли заранее подумать о себе: лучше ли ты других?
  Если благодать Божия наделила тебя большими дарами, то подумай: твоя-то заслуга в этом какая? Возьмет от тебя Господь Свою благодать, и окажешься ты хуже всех людей. Не так ли? Так вот, условием вселения в тебя благодати есть твое личное признание себя хуже всех людей. Только это нужно признать не головой, но сердцем, осознав, что это, действительно так. Тогда Господь, видя твое смирение, изобильно наградит тебя благодатью, которая тебя утешит, умудрит, просветит, очистит, разными дарами украсит.
 Потому будем помнить заповедь Божию: "Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом» (Мк. 10:43-44). И будем молиться, чтобы нам исполнить эту заповедь. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить