Исцеление слепорожденного

Слеп тот. кто не видит Истины.


  Господь открывает нам Себя, претворяя в Кане Галилейской воду в вино. Он открывает Свое Божество, исцеляя прикосновением руки Петрову тещу и воскрешая сына наинской вдовы, и дочь Иаира, и четверодневного Лазаря.
  Одно из самых величайших чудес - возвращение зрения слепорожденному. Предание говорит, что этот человек родился без органов зрения. Господь плюнул на землю, смешал плюновение с пылью и помазал ему те места, где должны были быть глаза и сказал: "Иди, умойся в купальне Силоам". Он пошел, умылся и прозрел (Ин. 9:7). Это чудо произвело огромное впечатление на всех жителей Иерусалима, особенно на тех, кто утверждал, что Господь самозванец, лжепророк. Действительно, кто может сотворить из праха земного глаза?
  Вспомним Священное Писание, где говорится: "И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). В евангельском эпизоде Господь повторяет сотворение человека. В самом деле: велика ли разница всего человека сотворить, или глаза ему сотворить? Глаза также мудро устроены, как и любой орган человека. Но надо ещё помнить, что сотворенный глаз надо присоединить к коре головного мозга и подвести к нему артериальную кровь и вывести в вены отработанную. Понимание этого еще более умножает величие чуда.
  Простой народ никак не может признать в исцеленном бывшего слепца. Фарисеи же стараются умалить чудо, обвиняя Спасителя в нарушении субботы: "Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы". Другие говорили: "Как может человек грешный творить такие чудеса?" (Ин. 9:16). И была у них распря. Позвали бывшего слепца и говорят ему: "Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник" (Ин. 9:24). То есть, признай перед всеми, что исцеливший тебя есть грешник. Исцелённый отвечает: "Грешник ли Он не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу" (Ин. 9:25).
  Когда же они настаивали, исцелённый сказал им: "... мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" (Ин. 9:33). Озлобленные фарисеи говорят: "Во грехах ты родился весь, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Потом Господь нашел его и спросил: Ты веруешь ли в Сына Божия? Исцеленный ответил: верую и поклонился Ему. Господь же сказал: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин. 9:39).
  Но что же это за люди, которых Господь называет видящими и которых Он хочет сделать слепыми? Это архиереи, фарисеи, книжники, саддукеи. Эти люди считали себя знатоками закона, учителями народа и были уверены, что только они знают Бога. Господь называет их: "вожди слепые" (Мф. 23:24), лицемеры (Мф. 23:25), змии, порождения ехидны (Мф. 23:33). Эти люди были уверены, что они зрячие, то есть видят и знают Бога. Но когда Он пришел к ним, то они Его распяли. Господь же хочет, чтобы они увидели и признали свою слепоту. Сделать их слепыми - означает показать им, что они Бога не знают, что они бесконечно далеки от него и больше того - они враги Его. "Народ сей ослепил очи свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ин. 12:40).
  И Апостол Петр говорит, что если в ком нет любви, "...тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих" (2 Пет. 1:9).
 "...ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Отк. 3,17). "Фарисей слепой" (Мф. 23:26) - так называет Господь тех, кто призван был учить народ, но оставались глухими к слову Божию и не видели в Спасителе Бога.
 "Если же не будешь слушать гласа Господа... поразит тебя Господь ... слепотою" (Втор. 28:15,28). Так ослеп Савл, увидев Спасителя. Он понял, насколько он безумен в своей злобе на последователей Христа. Телесная слепота его изображала внутреннюю. Когда же человек осознает свою греховность, Господь Духом Святым открывает ему Себя. Савл крестился, и когда Дух Святой сошел на него, он прозрел, то есть увидел, что Иисус Христос есть Бог, Творец Неба и земли. И тотчас Савл стал Апостолом и свидетелем этой истины перед всеми людьми.
  О грешниках сказал Исайя Пророк: "Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью" (Ис. 59:10).
  Господь сказал: "Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь?" (Исх. 4:11).
  Примером видящего Бога и слепого являются Евангельские фарисей и мытарь. Мытарь признавался, что он слепец, Бога не видит, закоренелый грешник, и молился, бия себя в грудь: "Боже, милостив буди мне грешному". Фарисей же, наоборот, признавал себя видящим Бога, исполняющим Его закон, праведником.
 Господь же увидел их по-другому, что мытарь, в своем сокрушении сердца, ближе к Нему, чем фарисей в своей праведности. Фарисей оказался действительно слепым духовно. А мытарь, хотя и грешил, но к Богу был ближе.
 Словом, слеп всякий, кто не видит, что Иисус Христос есть Бог.
  Я слепой. Я согрешил и потерял благодать и удалился от Бога. Я не вижу Его. Но и без Него я жить не могу. Потому я со слезами молюсь: Господи, прости мне мои согрешения, верни мне милость Твою и благодать Твою, чтобы я мог славить Тебя во веки веков.
  И для нас, новозаветных людей, нет иного пути, как признать себя слепыми от рождения. Пока мы думали, что мы зрячие, то мы все знали, что мы лучше других, тогда мы грешили, тогда мы были рабами греха. Когда же уверовали во Христа, то стали мало-помалу познавать, кто мы есть на самом деле. И по мере познания глубины своей греховности и бессилия обретаем от Бога благодать, и тогда начинаем видеть все ясно. Здесь происходит обмен трудов на благодать. Труды - это: сокрушение сердца, слезы покаяния, неутомимая молитва, пост, таинства, покаяние. И, если, делая это, ты видишь, что ты источник зла, носитель неправды, тогда поток благодати обрушится на тебя и узнаешь, что значит "сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит" (Пс. 50).
  Сподоби же, Господи, нас всегда видеть свои грехи, каяться в них и жить в благодатном единении с Тобою. Аминь
Протоиерей Владимир Антипин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить