Время на покаяние

Болезнь дана как время на покаяние.


  Что толку человеку искать телесного исцеления, если человек не хочет каяться? Для чего человеку нужно телесное здоровье, если он не хочет употреблять его во Славу Божию? Телесные болезни лечат все медики, и что из этого происходит? Господь дает человеку болезнь для покаяния. Известно, что "страдающий плотью перестает грешить" (1 Пет. 4:1). Господь через телесную болезнь предостерегает человека и говорит, что тот образ жизни, которым жил человек до болезни, не угоден Ему и может закончиться мукой вечной. И как полезно человеку во время болезни смиряться пред Богом, вспоминать свои грехи, осудить себя за них, положить себе на сердце намерение больше не делать их. Как уместно во время болезни вспомнить о смерти, о мытарствах после нее и о Страшном Суде. Все это способствует тому, что в человеке возникает потребность обратиться к Богу за помощью.
  Часто тяжелая болезнь бывает причиной рождения в человеке веры. И происходит как раз то, ради чего Господь попустил быть болезни. С появлением же веры и обращением человека к таинствам Церкви становится возможным его выздоровление телесное.
  О! Если бы все люди, находящиеся в телесной болезни взыскали бы покаяние! Кающегося Господь исцеляет. Однако подавляющее большинство людей в болезни ищут только телесного выздоровления, а потому спешат вызвать врача, а не священника. Что толку исцелять плоть человеку, который не хочет каяться? Медик вылечивает болезнь, а человек вновь начинает жить как прежде и впадает в прежние грехи. Господь же еще раз призывает его к покаянию, попуская снова быть болезни, возможно, более тяжелой, чем первая. Человек же опять, не желая вникнуть в действительную причину болезни, обращается к врачу, который, исполняя свой врачебный долг, вылечивает его. Далее может происходить этот процесс многократно: болезнь, больница, выздоровление и опять прежние грехи. Замечается, что заболевший и лечиться-то жаждет, и выздоровления ищет, чтобы еще пожить той же жизнью, какой он жил до болезни. Относясь таким образом к болезням телесным, человек в конце концов неизбежно столкнется с инфарктом, или инсультом, или онкологией. Человек не понял главного, что болезнью Господь призывает его к познанию истины во Христе, к вере в Него и к исполнению Его заповедей.
  В Евангелии читаем, как Господь пришел в Свое отечество, где Он был воспитан, где прошли годы Его детства, отрочества и юности. Люди, знавшие Его с детства, соблазнились и говорили: "Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мариам и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем" (Мф. 13:54-58).
  Господь же не совершил там много чудес и удивлялся неверию их. Отсюда видим, что неугодно Богу давать здоровье неверующему грешнику, потому что, получив здоровье, он только грехи умножает. Ему полезнее болезнь, в которой он перестает грешить.
  Господь благоволил к тем, кто Ему веровал. "Вера твоя спасла тебя. Иди в мире и будь здорова от болезни твоей" (Мк. 5:34), – говорит Он кровоточивой.
  "О, женщина, у тебя великая вера, пусть будет тебе по желанию твоему" (Мф. 15:28), - похваляет Он хананеянку.
О сотнике говорит: "И в Израиле Я не нашел такой веры" (Мф. 8:10; Лк. 7:9).
  А услышавшему  о смерти своей дочери Иаиру Господь говорит: "Не бойся, только веруй" (Мк. 5:36).
  В заключение можно привести Его слова: "Все возможно верующему" (Мк. 9:23).
 Итак, веруя, познаем, что болезнь телесная есть лекарство для души. И потому станем в болезни искать покаяние.
  И мы веруем, что Господь не оставит кающегося. Покаялся в болезни царь Езекия, принес Богу горький плач о грехах своих, и Господь тотчас даровал ему еще пятнадцать лет жизни (см. 4 Цар. 20:1-7). Несомненно одно: здоровье дается по мере покаяния. Господь не против даровать нам здоровье телесное, но если мы хотим его получить, то расположим сердце свое к покаянию, воспротивимся всем видам страстей, живущим в нашем сердце, расторгнем решительно всякий союз с дьяволом, расположим сердце свое отвергать всякое его предложение. Будем молиться со вниманием, следя, чтобы ум наш во время молитвы не отвращался со слов молитвы на собеседование с лукавым помыслом. Плачем о грехах очистим сердце от страстей и таким образом испросим у Бога прощение во всех грехах. И тогда Он Сам, даже без нашей просьбы, даст нам время на покаяние.
  Будем же благодарить Бога за телесную болезнь. Псалмопевец Давид восклицает: "Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс. 118:71). "Вот во благо мне была мне сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за Хребет Свой" (Ис. 38:17). Так благодарит Бога пророк Исаия.
  Поэтому не будем во время болезни унывать, расслабляться или (что еще хуже) ослабевать в молитве. Наоборот, потрудимся сконцентрировать свое внимание на своей немощи. Во время болезни как раз хорошо осознается невозможность своими усилиями исце-литься и потому как полезно смириться пред Богом! Как спасительно молиться Богу в своей немощи! Именно через осознание своей немощи появляется реальная возможность испросить у Него себе силу, ибо Он говорит: "Сила Моя в немощи совершается" (2 Кор. 12:9).
  Сила Божия – это дар благодати. А этот дар не иначе будет тебе дан, как только через признание себя немощным. Вот ты и принеси Богу свою немощь, тем более, что в болезни она обнаруживается в действительности. Тут не нужно ее придумывать, скажи  Богу: "Я бессилен сам исцелить себя, Ты Сам подай мне Твою сильную руку помощи". Эта просьба так естественна во время болезни! Но надо в это время помнить, что, прося у Бога выздоровления, необходимо подумать, как ты употребишь полученное здоровье. Здесь обмануть Бога нельзя, да и не удастся, потому что Господь сердцевед и знает, что у нас на сердце. Поэтому наша просьба об исцелении будет убедительной только тогда, когда в сердце нашем родится намерение каяться.
  Если Господь это увидит, тогда выздоровление реально. Он охотно дает время пожить человеку, который жаждет принести плоды любви к Богу и людям.
  Будем же каяться и не дожидаться болезни телесной, а если Господь и пошлет ее, воспримем ее как помощницу нам в деле приближения нашего ко Христу. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить