Последующие знамения

Слово подкрепляется знамением.


  Когда Апостолы увидели Вознесение Господне, то "они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь"  (Мк. 16:20).
 Когда человек слышит слово Божие, то часто бывает, что он его не хочет понять, не соглашается с ним, отвергает его. Говорящий слово, может быть и правильно говорит и говорит с любовью, но люди не хотят его слушать. Что в таких случаях следует делать проповеднику? Настаивать? Убеждать? Спорить? Бесполезно. Этим ничего не добьешься. Здесь лучше всего сказать слушателю: "Ну как знаешь". И отойти. Сделав так, говорящий слово не согрешает. Наоборот, он поступает так, как хочет Господь. Надо понимать, что в проповеди слова Божия человек никогда не бывает один. Рядом с ним всегда Господь. Он научает проповедника, что надо говорить, как надо говорить и когда надо говорить.
  И когда при всем этом слушатель отвергает слово, тогда, конечно, говорящий должен замолчать. Но если тот, кто говорил слово Божие, замолчал, то это не значит, что для слушающего слово Божие навсегда умолкло. Замолчал человек, но рядом Тот, Кто одинаково любит и проповедника и слушателя.
  Замолкает человек, а говорить начинает Бог. Человек проповедь начал, а Господь продолжает. Он знает, что теперь надо сказать слушателю. Найдет время, место и способ, как и что сказать.
 Почему человек не воспринимает слово Божие? Он не верит. Господь же о таких говорит: "Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес" (Ин. 4:48). Господь знает, кто может принять Его слово, и Он силен поставить этого человека в такие условия, когда тому, хочет он или не хочет, придется уверовать и волю Божию исполнить.
 Так, идущий преследовать верующих Савл, когда увидел свет с Неба и услышал слово Божие, убоялся страхом великим и поспешил исполнить волю Божию: крестился и начал проповедовать, что Иисус Христос есть Бог.
 Русские военачальники Аскольд и Дир крестились, когда увидели крестный ход греков с иконами по стенам Константинополя и пережили последующую за этим бурю на  море, в которой погибло множество русских кораблей.
  Многие уверовали в Иисуса Христа, когда увидели воскрешение Лазаря.
 Воин, охранявший Севастийских мучеников, уверовал, когда увидел над головами страдальцев золотые венцы.
Во время Запорожской брани некоторые татарские воины уверовали, когда увидели над Почаевским монастырем Божию Матерь. Эти воины стали бросать в Нее стрелы, но стрелы возвращались назад и поражали самих стрелков (но не насмерть). Эти раненые татарские воины потом крестились и стали монахами.
  Некоторым из нас, может быть, тоже захотелось, чтобы Господь вмешался в нашу жизнь знамениями, чудесами, обстоятельствами, которые послужили бы нам во спасение. Но здесь тотчас следует сказать, что подобные хотения, - а бывает, что люди еще и молятся, чтобы это произошло, - являются греховными. Не полезно нам просить чудес. Любящий нас Господь знает, что преподать нам во спасение. И так достаточно дает нам Господь всего, за что нам следует благодарить Его от всей души и откликаться ответной любовию.
  Неужели нам мало чуда Евхаристии, которое так часто совершается перед нашими глазами! Не величайшее ли это чудо? Неужели после этого кто-то дерзнет просить еще какого-либо чуда?
 Но и то следует сказать, что видеть чудо дается только смиренным. Пять тысяч мужей вкушали хлеб и рыбу, умноженные чудесным образом, но кто из них усмотрел через это чудо, что совершил его Бог во Плоти, Творец неба и земли? Никто. Поэтому можно сказать, что чудо-то совершается на наших глазах часто, да мы его не видим. Об этом с горечью взывает Евангелист Иоанн Богослов: "Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него" (Ин. 12:37).
 "Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменел сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ин. 12:39-40).
 Поэтому постараемся смириться перед Богом и перед людьми и тогда увидим не одно чудо, а бездну чудес, которые Господь беспрерывно совершает перед нашими глазами.
 И еще следует нам понимать: слушающий слово Божие может не противоречить сказанному. Но говорящий должен знать немощи людей и в данном случае ему следует учитывать, что слушающий хотя и не возражает тебе и даже охотно соглашается, но исполнить сказанное он в большинстве случаев не может. У него нет на это сил. Поэтому за такого нужно тепло молиться и этим упросить Господа, чтобы Он посодействовал нашим трудам и ниспослал свыше благодать Духа Святого на этого человека. И тогда он сможет исполнить то, что услышал. И это молитвенное предстояние за тех, кому мы говорим слово Божие, есть обязательная составная часть проповеди Евангелия людям. Необходимо горячей молитвой низвести благодать на слушающих, чтобы они смогли исполнить слышанное. А если не будем молиться, то дадим за это ответ в день Страшного Суда, как за праздное слово.
  Проповедующий должен увидеть промысел Божий над слушателем. Надо веровать, что не случайно оказался перед тобою этот человек, и также не случайно родилось в тебе намерение сказать ему нечто от Священного Писания. Следует веровать еще и в то, что Господь хочет и его спасти. Для этого Господь призывал тебя говорить ему. Ты сотрудник Божий, поэтому выполни свою миссию до конца. Она заключается в том, чтобы сказать ему слово Божие правильно, а потом помолиться за него, чтобы умилостивить Бога и чтобы Он низвел бы на слушателя благодать.
  Но и то следует проповеднику содержать в разуме, что начав оглашать человека словом Божиим, ты должен уже сейчас увидеть в нем будущего брата во Христе, за которого Господь взошел на крест. Этого хочет Господь. Он хочет его спасти. Для этого Он и сотворит для него знамения и чудеса, чтобы он уверовал. А ты, проповедующий слово Божие, радуйся и не умолкай в молитве за него. И знай, что молиться за него придется теперь долго, может быть, всю жизнь. Господь его уже теперь никогда не оставит. Не оставляй его и ты. Какое же счастье для тебя, проповедующий, что ты стал сотрудником Богу и Он хочет действовать вместе с тобой. Но эту милость Божию следует принимать с глубочайшим смирением, помня слова Божии: "Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего не попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15:16).
  Все вышесказанное научает нас говорить слово Божие людям с сознанием того, что начав его говорить и начав  молиться за оглашенного, будем помнить, что молитвенная забота за слушателя для нас уже не имеет конца. Она может закончиться только в вечности, да и то только тогда, когда Господь приведет этого слушателя в Царство Небесное.
 Будем же веровать, что Господь непременно довершит слово проповедующего "последующими знамениями". А отсюда, и только отсюда, проистекает успех всякой проповеди. Это нам надо хорошенько усвоить и знать, чтобы успех от проповеди Евангелия не себе приписывать и не своим красноречием гордиться, но благодарить только любящего нас Бога. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь