Если око твое будет просто

Всякий грех отразится на человеке.


  Что означает слово "око"? Око есть самоориентация души. Человеку от создания мира дана свобода волеизъявления. Человек создан из праха земного. Об этом в священном Писании сказано так: "И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Из праха земного созданы душа и тело человека, и от создания он имеет свободу волеизъявления. Все земнородное имеют тело и душу. И здесь человек ничем не отличается от животных. Но в отличие от них, о человеке сказано, что Бог "вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Святое дыхание Вседержителя своим прикосновением оживило душу Адама. Оно открыло человеку Небо. Господь явил человеку Свое присутствие. Дыхание Вседержителя открыло Адаму возможность исполнять Его заповеди и так приближаться к Богу.
  Адаму открылась перспектива стать богоподобным! Дыхание Божие позвало Адама на Небо. С этого момента Адаму предлагается выбор: или жить плотской животной жизнью, подобно всем земнородным, или в послушании Духу Святому стремиться искать единения с Богом, исполняя Его святые заповеди. Это решение человек должен был принять сам свободно без насилия со стороны. От его решения зависела его судьба: или он по любви к Богу устремится на исполнение Его святой воли, или, прельстившись, угождать плоти и жить подобно всем земнородным. Этот выбор, как жить, человек делает постоянно в течение всей своей жизни. Или он избирает Христа, и сердце его прилепляется к Нему. Если душа человека загорается любовью к Богу, а отсюда рождается любление храма, любовь к молитве, посту, тогда человек начинает жить жизнью церкви. Руководящим началом в его жизни становится Церковь, где он, окромляясь таинствами и под руководством духовного отца, обретает богоподобие и, восходя от силы в силу, становится одно со Христом.
  Если же ему понравится угождать плоти с ее страстями, тогда сердце его, плененное лукавым духом, увлечет человека на грех и грех станет нормой его жизни.
  Вот об этом и говорит сегодняшнее Евангелие. Если око ума человека будет просто, то есть мудро, и ум, и сердце человека полюбят Христа, тогда весь человек как бы озарится светом. Так, когда Моисей сходил с горы, где он беседовал с Богом, лицо его сияло таким ослепительным светом, что ему пришлось покрыть голову. То же происходило, когда Моисей выходил после молитвы из походной церкви. Тогда лицо его также сияло, и он покрывал голову.
  Когда преподобный Серафим Саровский беседовал в лесу с Мотовиловым  о Святом Духе, то лицо его тоже сияло светом, который слепил глаза Мотовилову.
  В жизни мы это видим постоянно. Лицо человека церковного, то есть такого, кто по воскресениям причащается Святых Тайн, и лицо наркомана различны. Различны потому, что образ жизни их различен. "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным" (Мк. 4:22). Весь облик человека, живущего по Божии, будет отличен от облика человека грешного. Слова, взгляд, дела, поступки, все движения, одежда, устройство жилища – все это покажет, чем живет человек.
  Даже тайно сделанный грех тотчас отобразится на внешности человека. Близко знающие его тотчас заметят это. Как облако иногда закрывает от нас солнце, и тень ложится на землю, так и на лице согрешившего станет ясно видимое некое затемнение. Взор его делается не так открытым, он опускает глаза, т.к. стыдится смотреть прямо. Он может начать замедлять в исполнении своих обязанностей. В беседе с ним можно заметить фразы, говорящие об унынии и отчаянии.
  Нам подобает знать это и помнить, что все, сделанное нами тайно, читается окружающими на нашем лице, в наших делах и поступках. Потому в случае любых наших грехопадений поспешим как можно скорее на исповедь.
 Причем да не вздумает кто-либо сказать: "Я сделал незначительный грех, спешить на исповедь необязательно". О, человек, как ты неразумен! Ты попал на крючок лукавого и не спешишь освободиться? Он ведь тотчас поведет тебя на совершение более крупного греха. Ты уже у него на поводу, ты не свободен сейчас. Он хитро руководит тобою. Ты неискусный воин и не видишь этого. Отрезвись, испугайся сделанного, бегом спеши тотчас на исповедь и честно открывай священнику грех. И так легко тебе станет после исповеди. Благодари Бога, любящего нас. Это ведь Он тебя принял и простил тебе грех. Какое счастье быть с Ним постоянно! Только будем повнимательней следить за собой, не уклоняется ли око нашего произволения в сторону от Христа. Например, когда нас затянет праздный разговор, то заметим, что удалились от Христа и тотчас уйдем с места искушения. Если появится желание почитать светскую книгу, или включить телевизор, чтобы посмотреть последние известия, или появилось желание пойти к соседке узнать, что делается в деревне, или просто лечь полежать, сказав себе: "Я помолюсь лежа".  Человек, ты устал быть со Христом? Ты хочешь для разнообразия пообщаться с лукавым! Убойся! Он – убийца.
 Итак, да будет умное око нашего ума, пребывая в молитве, со вниманием пребывать в словах молитвы, что означает пребывать со Христом. И да удерживает человек ум свой в словах молитвы все дни и хотя бы часть ночи. Так человек научается противоречить диаволу. Аминь.
                         Протоиерей Владимир Антипин

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь