Всякий грех отразится на человеке.
Что означает слово "око"? Око есть самоориентация души. Человеку от создания мира дана свобода волеизъявления. Человек создан из праха земного. Об этом в священном Писании сказано так: "И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Из праха земного созданы душа и тело человека, и от создания он имеет свободу волеизъявления. Все земнородное имеют тело и душу. И здесь человек ничем не отличается от животных. Но в отличие от них, о человеке сказано, что Бог "вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Святое дыхание Вседержителя своим прикосновением оживило душу Адама. Оно открыло человеку Небо. Господь явил человеку Свое присутствие. Дыхание Вседержителя открыло Адаму возможность исполнять Его заповеди и так приближаться к Богу.
Адаму открылась перспектива стать богоподобным! Дыхание Божие позвало Адама на Небо. С этого момента Адаму предлагается выбор: или жить плотской животной жизнью, подобно всем земнородным, или в послушании Духу Святому стремиться искать единения с Богом, исполняя Его святые заповеди. Это решение человек должен был принять сам свободно без насилия со стороны. От его решения зависела его судьба: или он по любви к Богу устремится на исполнение Его святой воли, или, прельстившись, угождать плоти и жить подобно всем земнородным. Этот выбор, как жить, человек делает постоянно в течение всей своей жизни. Или он избирает Христа, и сердце его прилепляется к Нему. Если душа человека загорается любовью к Богу, а отсюда рождается любление храма, любовь к молитве, посту, тогда человек начинает жить жизнью церкви. Руководящим началом в его жизни становится Церковь, где он, окромляясь таинствами и под руководством духовного отца, обретает богоподобие и, восходя от силы в силу, становится одно со Христом.
Если же ему понравится угождать плоти с ее страстями, тогда сердце его, плененное лукавым духом, увлечет человека на грех и грех станет нормой его жизни.
Вот об этом и говорит сегодняшнее Евангелие. Если око ума человека будет просто, то есть мудро, и ум, и сердце человека полюбят Христа, тогда весь человек как бы озарится светом. Так, когда Моисей сходил с горы, где он беседовал с Богом, лицо его сияло таким ослепительным светом, что ему пришлось покрыть голову. То же происходило, когда Моисей выходил после молитвы из походной церкви. Тогда лицо его также сияло, и он покрывал голову.
Когда преподобный Серафим Саровский беседовал в лесу с Мотовиловым о Святом Духе, то лицо его тоже сияло светом, который слепил глаза Мотовилову.
В жизни мы это видим постоянно. Лицо человека церковного, то есть такого, кто по воскресениям причащается Святых Тайн, и лицо наркомана различны. Различны потому, что образ жизни их различен. "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным" (Мк. 4:22). Весь облик человека, живущего по Божии, будет отличен от облика человека грешного. Слова, взгляд, дела, поступки, все движения, одежда, устройство жилища – все это покажет, чем живет человек.
Даже тайно сделанный грех тотчас отобразится на внешности человека. Близко знающие его тотчас заметят это. Как облако иногда закрывает от нас солнце, и тень ложится на землю, так и на лице согрешившего станет ясно видимое некое затемнение. Взор его делается не так открытым, он опускает глаза, т.к. стыдится смотреть прямо. Он может начать замедлять в исполнении своих обязанностей. В беседе с ним можно заметить фразы, говорящие об унынии и отчаянии.
Нам подобает знать это и помнить, что все, сделанное нами тайно, читается окружающими на нашем лице, в наших делах и поступках. Потому в случае любых наших грехопадений поспешим как можно скорее на исповедь.
Причем да не вздумает кто-либо сказать: "Я сделал незначительный грех, спешить на исповедь необязательно". О, человек, как ты неразумен! Ты попал на крючок лукавого и не спешишь освободиться? Он ведь тотчас поведет тебя на совершение более крупного греха. Ты уже у него на поводу, ты не свободен сейчас. Он хитро руководит тобою. Ты неискусный воин и не видишь этого. Отрезвись, испугайся сделанного, бегом спеши тотчас на исповедь и честно открывай священнику грех. И так легко тебе станет после исповеди. Благодари Бога, любящего нас. Это ведь Он тебя принял и простил тебе грех. Какое счастье быть с Ним постоянно! Только будем повнимательней следить за собой, не уклоняется ли око нашего произволения в сторону от Христа. Например, когда нас затянет праздный разговор, то заметим, что удалились от Христа и тотчас уйдем с места искушения. Если появится желание почитать светскую книгу, или включить телевизор, чтобы посмотреть последние известия, или появилось желание пойти к соседке узнать, что делается в деревне, или просто лечь полежать, сказав себе: "Я помолюсь лежа". Человек, ты устал быть со Христом? Ты хочешь для разнообразия пообщаться с лукавым! Убойся! Он – убийца.
Итак, да будет умное око нашего ума, пребывая в молитве, со вниманием пребывать в словах молитвы, что означает пребывать со Христом. И да удерживает человек ум свой в словах молитвы все дни и хотя бы часть ночи. Так человек научается противоречить диаволу. Аминь.
Протоиерей Владимир Антипин