Выбор князя Владимира

Если бы крещение Руси князем Владимиром было насилием, не было бы дальнейшего расцвета православной культуры.


Господь наш Иисус Христос создал на земле Церковь как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). «Мы, получивши познание истины» (Евр. 10:26), должны сделать теперь лишь одно – осуществить свой выбор.
Если определить человека одним словом, то можно сказать – это выбор.
В Х веке святой равноапостольный князь Владимир сделал выбор правильной веры для себя и своего народа. «Крещению Руси, - сказал Святейший Патриарх Кирилл, - предшествовали годы осмотрительного изучения всего того, что тогдашний мир предлагал с точки зрения религиозного выбора. И из всего многообразия этих предложений князь Владимир делает судьбоносный выбор, принимая веру православную». Князь обратил свое сердце именно к «верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15), хотя соблазн силы был логичен для воинственного князя. Но он предпочел красоту, смирение и устремленность к высшим духовным ценностям - силе, славе и мощи западного выбора.
Что это? Чутье, интуиция, знания? В подобных вопросах приходится удивляться тому, как возможно было на тысячелетия вперед верно определить путь, который затем дал такие богатые всходы: святых, монастыри, иконопись, храмовое искусство, великую культуру, классическую литературу и великую историю. Вывод напрашивается один – это Промысл Божий, десница Божия двигала решением князя.
Но часто задают вопрос: выбор ли это всего народа или навязано одним властным человеком? Ответ на это прост: всё, что насаждается силой, через некоторое время обязательно отмирает, уходит. «Если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится» (Деян. 5:39), - читаем мы в книге Деяний Святых Апостолов. Если коммунизм нам навязали, то он и продержался лишь 70 лет. По себе суди, читатель: если вам навязали что-либо обманным путем, то вы обязательно со временем от этого избавитесь. Это аксиома.
В дальнейшей истории России мы видим, как выбор князя Владимира, попав на благодатную почву сердца русского человека, дал всплеск духовной творческой энергии самых широких слоев общества. Даже те дошедшие до нас сквозь толщу времен свидетельства из области архитектуры, иконописи, пения дают представление о восприятии народом выбора князя Владимира, перенявшего все лучшее из Великой Византийской империи. Задан был на века вектор дальнейшего развития русской культуры и принес благодатные плоды. Князя уже давно не стало, а народ сам продолжал созидать культуру в русле религиозного выбора князя. Это говорит о том, что все разговоры о насильном крещении нации – плод фантазии.  
Интересно, что князь Владимир встал на путь христианства и государственности – одновременно. Русский народ, одобрив выбор князя Владимира, стал видеть своим идеалом святость, и поэтому называл свое государство «Русь Святая». В этом названии слились два понятия: государственность - и идеал народа, нравственная основа его жизни, святость. Святость стала фундаментом, скрепой для построения земной жизни восточных славян.
Вся дальнейшая история русского народа - это история стояния в Истине. Заметим, что самое страшное в истории происходило не тогда, когда люди четко определялись в своих религиозных взглядах, а тогда, когда они путались в своих воззрениях на мир, пытались уступить греховным соблазнам. К конфликтам и кризисам приводила не религиозность, как нам пытаются доказать либералы, а ее размывание. Как только князь Владимир твердо определился с верой, так сразу и начался путь в мировой истории великой державы. А когда часть русской элиты в начале ХVII века попыталась отказаться от пути, указанного князем Владимиром, так наступило Смутное время. Лишь только сдала позиции православная держава под натиском соблазнительной свободы в начале ХХ века, так пришел трагический 1917 год. Стоило в конце ХХ века неправильно истолковать Богом данную свободу, как все самые крайние и воинствующие защитники греха подняли свои головы. Так было, так есть, так будет. Это исторический закон.
Тот, кто желает остаться сильным и авторитетным в мировой истории, должен уверенно определиться в своей вере, в своем мировоззрении (пусть по-современному – идеологии, национальной идеи), не дать ему раствориться и сбиться с истинного пути. Чем тверже вера – тем больше уважения и своих внутренних малых народов с иной верой, и соседей. Именно твердый выбор был сделан русским народом в 988 году и стал причиной и основанием для тысячелетней великой истории России.  
История – это не нагромождение случайностей, она имеет великий смысл, так как в ней действует Промысл Божий. Бог сохраняет народ, который является хранителем Истины; и наоборот, отступивших от Правды ждет неизбежный сход с исторической дистанции.
Нам это нужно?
Н.Лобастов

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь