Концерт в День России

4 ноября прихожане поставили большой концерт.


      Едино государство,
    А в нем един народ,
    Когда великой верой
    Он дышит и живет.
  С таких строк начался концерт в Лысковском РДК, посвященный Дню народного единства и подготовленный прихожанами храмов Лысковского благочиния.


 Помнится, несколько лет назад ехал я в московском метро 4 ноября. Все вокруг обсуждали новый праздник, и, к моему удивлению, все его дружно осуждали, не понимая его суть и содержание. Вот Новый год, 7 ноября да Первое мая им понятны, а здесь...
 О чем это говорит? Это отражает состояние нашего внутреннего мира, наших знаний об истории, нашей связи с предками. Связь эту всячески стараются оборвать, насадить новые мифы, в которые мы легко начинаем верить, не замечая, что нас обманули.
 Сегодня, говорят нам, идеологии нет, полная свобода. Но откуда же тогда еще большее закрепление мифов в нашем сознании? Нисколько не меньшее, чем во времена навязчивой и оголтелой пропаганды?
 Хорошо это заметно в искусстве. Попса всё задавила. Конечно, есть и остается замечательное - но его не знают, есть серьезное - но к нему не обращаются, есть истинно народное - но его подменили стилизацией под "народное", есть духовное - но его заменили душевным, есть старинное и проверенное - но его сдали в утиль ради супер-сверх-мега-современного.
 А в результате молодежь - да и не только! - оказалась совершенно оторванной от своих корней, от традиции, от смыслов - от Жизни...
 Даже в советские времена стихи и песни говорили о высоком, благородном и чистом. Сегодня очень многие жалуются на засилье в искусстве легковесного, игривого, пошлого, циничного… Правда, жалуются, но смотрят - уж очень хочется. Не меньше, чем когда-то Еве яблока.
 Особенно обидно за понятие "любви", которое напрочь исказили сегодня, задавив и почти уничтожив традиционное, христианское понимание этого главного Божественного дара человеку. И в этой разрушительной работе главное место принадлежит искусству.
 И прихожане лысковских храмов, имея некоторый опыт сценического искусства у себя на приходах, решились выйти на большую сцену, подготовив к Дню святых Петра и Февроньи большой концерт о Любви - истинной, вечной, христианской. Всем понравилось. Да и не могло быть иначе, ведь душа по природе христианка, и тоскует о любви чистой, возвышенной и вечной.  
 После этого опыта нам захотелось напомнить и о традиционном понимании патриотизма, любви к своему Отечеству, объединяющей силе нации, единстве исторического пути нашего народа. А тут как раз и праздник подоспел - День народного единства, который народ никак не осознает как изначально родной, так как для этого необходимо хотя бы маленькое зернышко веры. Сегодня на официальном уровне стали много говорить о патриотизме, но вновь скромно умалчивая главные смыслы. Ведь патриотизм - вторичен, он вырастает на почве нравственного долга. Как много писал Достоевский, "спасение животишек" не может нас объединить и вдохновить, только святыни объединяют нацию. Любовь к своему отечеству и народу вплоть до пожертвования своей жизнью может вырастать только на почве великой веры, истинной и созвучной душе человека. В войну гитлеровская армия намного превосходила нас по дисциплине, снаряжению, обучению, технике и т.п., что и определило решение Германии идти в Россию, которую они, по всем расчетам, должны были завоевать за лето. Вот только дух и веру в расчет не включили...
 Праздник этого "духа" и предлагают нам вспомнить, обозначить и возвеличить  4 ноября. Здесь действительно есть что  праздновать. Никакого государства, никакой его истории, его славы и величия не было бы без этого главного и определяющего – единства цели. Цели высокой и святой, которая одна лишь может объединить и вдохновить. Вот об этом фундаменте, этой непобедимой силе мы и хотели напомнить средствами искусства. Не частушки, рэп и любовные вздохи заставляли наших предков насмерть стоять на Куликовом, Бородинском, Прохоровом полях, а нечто совсем иное.
 Об этой главной силе и попытались, по мере своих слабых сил и небольших возможностей, рассказать со сцены прихожане храмов на этом концерте.
   Это всё моё родное,
  Это где-то в глубине.
  Это самое святое,
  Что осталось во мне.
        Это нас хранит и лечит,
       Как Господня Благодать.
        Это то, что не купить
        И не отнять.
 На сей раз ведущие говорили только стихами. Причем в большинстве мы взяли стихи Пушкина - неожиданные, редкие, злободневные. Ведь поэт был уверен:
 Конечно, дух безсмертен мой!
 Он всегда стремился к высшему и главному:
   Не для житейского волненья,
    Не для корысти, не для битв,
    Мы рождены для вдохновенья,
    Для звуков сладких и молитв.
 А каким диссонансом звучат строки  Пушкина в наше время поиска мира любой ценой, когда все забыли, что у России есть только два союзника - армия и флот, когда забыта поговорка "Хочешь мира - готовься к войне", когда все поверили в лукавые уверения наших всегдашних противников и готовы распахнуть двери своего дома для "любезных" западных соседей. Пушкин же писал совсем в ином духе:
  Европа! Ненавидите вы нас...
  За что ж? ответствуйте: за то ли,
  Что на развалинах пылающей Москвы
  Мы не признали наглой воли
 Того, под кем дрожали вы?
  ...Вы грозны на словах
                       — попробуйте на деле!
 ...Так высылайте ж к нам, витии,
  Своих озлобленных сынов:
  Есть место им в полях России
  Среди нечуждых им гробов!
 Как всё это сегодня в очередной раз подтверждается! Но вот только всё реже эти пророчества вспоминаются в школе, на экране, в жизни, не говоря уже о сцене...
 Не обошли мы и другого классика - Лермонтова. Прозвучала песня на чудесные стихи "Молитва", в которых автор искренне молится - причем молится не о себе...
 Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
  Но я вручить хочу деву невинную
 Теплой Заступнице мира холодного.
 Молитве в нашем концерте было посвящено немало строк.
  Кто только не ходил на нас!
  Монголы, немцы и французы,
  Заковать желая в узы
  Веру предков каждый раз.
     Но поднималась Русь с колен
     В руках с иконой перед битвой,
     Благословленная молитвой
     И с верой в лучезарный день.
  И благодарные потомки
  Хранят источник силы той,
  Они не ропщут пред судьбой,
  Но теплят огонек молитвы.
 А великолепная, пронзительная, глубокая, светло-трагическая "Песня казачки"! Казачка, проводив мужа на войну, занята самой "женской" работой - молится за него.  
  Коли в дороге в пути -
   Звездочкой путь освети.
   Коли не дышит в крови -
   Слезкой моей исцели,
           Пулю шальную поймай,
         Сердцем моим заслони!
         Всю мою силу отдай
         И от беды сохрани.
 И такие песни неизвестны широкому кругу наших зрителей! Причем исполнила эту песню известная всей стране Елена Малова, которая когда-то в группе "Пара Лель" классически воплотила образ молящейся казачки. Теперь Елена – житель нашего городка. Хотя по странной причине у нас опять же эта классика известна далеко не всем, - и это еще мягко выражаясь...
 Снова мы повторили сценку из романа Гончарова "Обрыв", уж очень смелая мысль автора: "Выйдет замуж - тогда и полюбит" - нам оказалась по душе. Тоже идет весьма вразрез со всем, что сегодня поется и пляшется. А какая концовка у романа Гончарова: «Райский уехал за границу. Но и там он не врастал в чужую почву. Его тянуло домой, в свою Малиновку… Там горячо звали к себе – Марфенька и бабушка. А за ними стояла другая великая "бабушка" – Россия». Вот мы и пригласили наших зрителей в гости к этой традиционной и целомудренной, строгой и любящей, мудрой и бесконечно доброй, всеми любящей "бабушке" - России. Ну кто же из нас в детстве не любил возвращаться к бабушке!
 Не обошлось без еще одной современной песни, ставшей уже классикой, - "Конь" группы "Любэ". Редкий случай, когда самые простые слова, без всякой риторики и назидательности, так трогают сердца миллионов русских людей.
 Да разве у нас мало подобных песен! "За тихой рекою", "По ромашковому полю", "Настасья"...
 Постепенно мы освобождаем наше искусство от поздних наслоений, как когда-то освобождали стены храмов от поздней лепни, открывая великолепные фрески. Например, известную песню "Прощание славянки".
 Недавно московский священник протоиерей Артемий Владимиров проделал интересный эксперимент, он взял популярную песню "С чего начинается Родина" и написал к ней другие слова, освободив прекрасную мелодию от советских наслоений.
  С чего начинается Родина?
  С церквушки над тихой рекой,
  Со Спасова древнего образа,
  С горящей свечи восковой.
     А может, она начинается
     С молитвы прабабки моей,
     С нательного детского крестика,
     С Причастья у Царских Дверей...
 Что ж, мы спели и ее - теперь стали красивыми не только мелодия, но и слова, и стихи, и смысл.
 Немало в нашем концерте прозвучало и стихов Сергея Сергеевича Бехтеева, поэта, эмигрировавшего после революции и с большой болью отразившего в своем творчестве трагедию русской революции. Но его вера укрепляет нас и сегодня:
   Блажен, кто в годы преступлений,
   Храня священный идеал,
   От повседневных искушений
   Умом и сердцем устоял.
 Верил он и в русский народ, в отличие от многих эмигрантов:
  В годины кровавых смут и невзгод  -
  Я верю в Россию! - я верю в народ!
  Не тот народ, что ближним мстит,
  Громит, кощунствует, хулит,
  Сквернит святыни, нагло лжет,
  Льет кровь, насилует и жжет.
      Но тот народ - святой народ,
      Что крест безропотно несет,
      В душе печаль свою таит,
      Скорбит, страдает  и молчит.
  Народ, которого уста
  Взывают к милости Христа
  И шепчут с крестного пути:
  "Прости их, Господи, прости!"
 Да простят нас именитые авторы, но мы иногда поправляли их стихи, пытаясь приспособить их к реалиям нашего времени. Думаю, они нас бы не осудили....
 Не обошлось и без обращения к Царской теме. Вначале мы хотели поставить сценку о последних днях Царских страстотерпцев, но уже не хватило сил, людей и времени.

Прозвучала прекрасная, но, как всегда, мало известная песня "Цесаревич Алексей" на слова протоиерея Андрея Логвинова, чьи стихи мы регулярно помещаем в нашей газете.
   Только кротость, в Тебе, отрок,
                                         только свет,
   Только правда и святая доброта.
   Но возвёл Тебя Господь
                               в тринадцать лет
   На вершину всероссийского креста.
 Стихотворение Бехтеева "Пошли нам, Господи, терпение...", которое поэт послал Великим княжнам в ссылку и которое они читали перед смертью, недавно очень понравилось нашей прихожанке, внучке лысковского репрессированного священника о. Владимира Барминского Наталье Борисовне, и она их выучила наизусть, несмотря на то, что лишена зрения. Мы не удержались и попросили ее прочитать их со сцены, что она и сделала, единственная на концерте удостоившись за выступление букета подаренных ей зрителем цветов.
 Не удержимся и приведем это стихотворение полностью, - вот уж где классика так классика, которая давно стучится в корки наших школьных учебников, но увы...
  Пошли нам, Господи, терпение
  В годину бурных, мрачных дней
  Сносить народное гонение
  И пытки наших палачей.
     Дай крепость нам, о Боже правый,
     Злодейство ближнего прощать,
     И Крест тяжелый и кровавый
     С Твоею кротостью встречать.
  И в дни мятежного волненья,
  Когда ограбят нас враги,
  Терпеть позор и оскорбленье,
  Христос Спаситель, помоги.
     Владыка мира, Бог вселенной,
     Благослови молитвой нас.
     И дай покой душе смиренной
     В невыносимый страшный час.
  И у преддверия могилы
  Вдохни в уста Твоих рабов
  Нечеловеческие силы –
  Молиться кротко за врагов.
  Некоторые зрители после концерта упрекнули нас в некоторой мрачноватости, в трагедийности интонации. Но здесь вновь сказывается упорно и сознательно навязанный нам миф о том, что искусство должно развлекать. Искусство в Древней Греции начиналось с трагедии. Трагедия очищает, - знали во все века. Поэтому мы не боялись зрительских слез. Наоборот, пытались растопить сердца и вызвать спасительную слезинку. А после сценки "Воробей" даже сами артисты не выдержали. И так бывает...
 Отказались мы и от излишней приглаженности, пушистости, бравурности... Ведь искусство - это всегда выплеснувшаяся наружу боль за человека. Поэтому слова о любимой Родине порой были полны тревоги и горечи.
     Мы познаем прибыль и расчет,
                                         но друг в друге
    Перестанем видеть Небеса...
 - пели наши юные артисты. Не обошлось без песен яркого современного автора - Трофима, который обращался к нашей матушке России, заблудившейся в очередной раз в поисках "навязчивой свободы":
          Как же это вышло-то,
           что нынче для меня
        У тебя родимой нету места.
 Но рядом с трагедией, как это и бывает в реальной жизни, соседствует и юмор. Подарили мы нашим зрителям и веселые странички, взяв для инсценировки превосходнейший рассказ В.М. Шукшина. С Василием Макаровичем произошло такая же история, как и со всей хорошей литературой. Я постоянно посещаю книжные магазины, немало книг покупаю в московских магазинах, но книги Шукшина, вы не поверите, встретил лишь единственный раз! А ведь это один из лучших русских писателей ХХ века. Я уверен, что многие зрители, а тем более школьники, впервые познакомились с рассказом "Микроскоп", который мы инсценировали. Шукшин - один из немногих, кто в советские времена упорно своим искусством вырывал простого человека из мира материального к вершинам духа. "Душа болит!" - кричали "чудики" со страниц его рассказов.
 Украшением концерта стали юные танцоры из Нижегородского муниципального ансамбля народной песни "Любава", которые любезно согласились приехать в Лысково. Стиль их танцев также возвращает зрителей к традиционной, забытой России.
 Не поскупились мы и с оформлением сцены, притащив на нее все, что у нас лежало в древних чуланах: плетни, горшки, крынки, половики, платки, самовары... Россия!
 Да, наши артисты не профессионалы. Но, думаю, этот недостаток с лихвой искупался их искренностью и верой. Обратите внимание на наш несколько неожиданный ход на концерте: мы не объявляли имена участников. Главное для нас было, не КТО исполняет, а ЧТО он говорит и поет. Содержание, суть, смысл… Не демонстрация наших способностей и достижений, что стало, увы, целью сегодняшнего искусства, воспитания, школы и идеологии, а возможность достучаться до сердец, помочь ближнему стать чище и выше средствами поэтического и музыкального искусства. Чего нам очень бы хотелось...
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить