Чехов: только цитаты

Чехов - враг метафизики.


- «В электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии» (Из письма А.С. Суворину. 27.03.1894).
 - «Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины» (Из письма А.С. Суворину. 07.05.1889).
- «Читаю Дарвина – какая роскошь. Я его ужасно люблю!» (Записная книжка Чехова).
- «Совесть, свобода, любовь, нравственность, – …всё это, что отличает человека от собаки, …добыто путем вековой борьбы с природою» (Из письма Суворину. 27.12.1889).
- «Русский мужик никогда не был религиозным... Это все декаденты нарочно придумали, чтобы публику морочить» (Серебров-Тихонов А. / А. П. Чехов в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1986. – 735 с. С. 590).
 - «Бога нет, привидений не боимся, я лично даже смерти не боюсь» (Из письма Суворину. 25.11.1892).
- «В бессмертие души он, по-видимому, не верит. Чеховская чайка не стремится ввысь» (Ходасевич) (Русское зарубежье о Чехове: Критика, литературоведение, воспоминания: Антология. – М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына, 2010. - 304 с. С. 51).
 - «Чехов - непримиримый враг всякого рода философии. Ни одно из действующих лиц в его произведениях не философствует… Всем существом своим Чехов чувствовал страшную зависимость живого человека от явно бездушных законов природы» (Л.Шестов).
 - «Его свободомысленную религию, не нуждающуюся в метафизике, надо определить «христианством без Христа»» (А.Амфитеатров) (Русское зарубежье о Чехове. С. 105).
 - «Религиозное движение, о котором вы пишете, - само по себе, а вся современная культура - сама по себе, и ставить вторую в причинную зависимость от первой нельзя. Теперешняя культура - это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, быть может, еще десятки тысяч лет для того, чтобы хотя в далеком будущем человечество познало истину настоящего бога, т. е. не угадывало бы, не искало бы в Достоевском, а познало ясно, как познало, что дважды два есть четыре. Теперешняя культура - это начало работы, а религиозное движение, о котором мы говорили, есть пережиток, уже почти конец того, что отжило или отживает» (Письмо С.П. Дягилеву. 30.12.1902).
- «Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь» (Чехов А.П. ПСС в 30 т. М.: Наука, 1974-1983. Соч.: В 18 т.; Письма: В 12 т. Т. 17. С. 67).
 - «Бога-то ведь все равно нет... Папаша ведь тоже в Бога не верует. И старшина тоже не верит в Бога, и дьячок тоже. А в церковь ходят, чтобы люди про них плохо не говорили» («В овраге»).
 - «Старик не верил в Бога… Бабка верила, но как-то тускло; едва она начинала думать о грехах, о смерти, о спасении души, как нужда и заботы перехватывали ее мысль. Молитв она не помнила и по вечерам шептала: «Казанской Божьей Матери, Смоленской Божьей Матери, Троеручицы…» Марья и Фекла крестились, говели, но ничего не понимали. Детей не учили молиться, не внушали никаких правил и только запрещали в пост есть скоромное. В прочих семья было почти то же: мало кто верил, мало кто понимал» («Мужики»).
- «Что касается до перепрыгивания через огонь во время Купалы, то скорее всего здесь видна идея очищения… Не имелась ли здесь в виду задняя мысль с гигиеническою или санитарною целью, под прикрытием религиозного обряда?» (Чехов А.П. ПСС в 30 т. Т. 16. С. 300).
 - «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не уходила в вечность бесследно» (Чехов А.П. ПСС в 30 т. Т. 17. С. 70).
- «Ушел в попы… – не хочет работать как следует, с утра до ночи, не разгибаясь» (Чехов А.П. ПСС в 30 т. Т. 17. С. 88).
- «Когда Чехов узнал, что в школе будут служить молебен, он наотрез отказался присутствовать на торжестве» (Серебров-Тихонов А. / А. П. Чехов в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1986. – 735 с. С. 593).
 - «Веровать в Бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте! Эта вера доступна немногим» («Рассказ старшего садовника»).
- «Идеальная порода людей», «улучшение человеческой породы» (Чехов. «Дуэль»).
- «Вопрос – делать добро или зло – каждый решает сам за себя, не дожидаясь, когда человечество подойдет к решению этого вопроса путем постепенного развития» (Чехов). А пока - «Никто ничего не знает!» («Огни»).
- «Пора уже сознаться, что на этом свете ничего не разберешь, как когда-то сознавался Вольтер» (Образ Чехова и чеховской России в современном мире. Сборник статей. – Санкт-Петербург, ИД «Петрополис», 2010. – 327 с. С. 20).
- «Норма мне неизвестна, как неизвестная никому» (Из письма Чехова Плещееву).
- «У героев Чехова… в душе нет отчетливого сознания добра и зла» (Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. СПб.: Сатисъ, 2010. – 304 с. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). С. 139).
 - «Чеховские герои все боятся света…Какую нескрываемую брезгливость проявляют они к принятым идеям и мировоззрениям» (Л.Шестов. «Творчество из ничего»).
- «Нет выше блага, как свобода!» («Рассказ неизвестного человека»).
- «Оттого, что мы повенчаемся, не станет лучше. Напротив, даже хуже. Мы потеряем свободу» («Дуэль»).
- «Когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить… от более важного, чем грех или добродетель…» («О любви»).
 - «Любовь юная, прелестная, поэтическая, уносящая в мир грез, - на земле только она одна может дать счастье!… Какой же смысл бежать от нее?» («Чайка»).
 - «Верность фальшива. Изменить старому мужу, которого терпеть не можешь, - это безнравственно; стараться же заглушить в себе бедную молодость и живое чувство – это не безнравственно» («Дядя Ваня»).
 - «Человек не хозяин своим чувствам» («Иванов»).
- «Когда старший брат Чехова, сойдясь с женщиной без благословения Церкви, всячески заискивал перед богомольным отцом, Чехов почувствовал рабье самоуничижение: «Извини, братец, - писал он в 1883 г. – Какое дело тебе до того, как глядит на твое сожительство тот или другой раскольник? Пусть себе смотрит, как хочет… Ты знаешь, что ты прав, ну и стой на своем… В протесте-то и вся соль жизни… А я бы на твоем месте, будь я семейный, никому бы не позволил» и т.д.» (Чуковский К.И. О Чехове: Человек и мастер. – 4-е изд. – М.: Русский путь, 2008. – 208 с. С. 58-59).
 - «Совесть наша чиста. Мы не венчаны, но брак наш вполне законен» («Соседи»).
- «Для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай… Счастья нет и не должно его быть» («Крыжовник»). «Человек должен трудиться, …и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье…» («Три сестры»). «Если мы не увидим счастья, то что за беда? Его увидят другие!» («Вишневый сад»). Мы живем для будущей счастливой жизни – «и в этом одном цель нашего бытия и, если хотите, счастье… Счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать, счастье – удел наших далеких потомков» («Три сестры»).
 - «После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, откроют шестое чувство» («Три сестры»).
 - «В городе сто тысяч жителей и ни одного подвижника, ни одного ученого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека... Только едят, пьют, спят, потом умирают…и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством, и жены обманывают мужей, а мужья делают вид, что ничего не видят… Настоящее противно, но зато когда я думаю о будущем, то так хорошо! …Я вижу свободу, я вижу, как дети мои становятся свободны от праздности, от квасу, от гуся с капустой, от сна после обеда, от подлого тунеядства» («Три сестры»).
- «Сила и спасение народа в его интеллигенции» (Чехов А.П. ПСС в 30 т. Т. 17. С. 56).
 - «Чехов верил в то, что грядущая, истинная культура облагородит человечество» (Куприн А.И. / А.П. Чехов в воспоминаниях современников. С. 509).
 - «Вам не победить окружающей вас темной массы; …но все же вы не исчезнете, не останетесь без влияния; таких, как вы, после вас явится уже шесть, потом двенадцать и так далее, пока наконец такие, как вы, не станут большинством. Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной… Счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать, а счастье – удел наших далеких потомков» («Три сестры»).
 - «Мы отдохнем! Мы увидим ангелов, мы увидим все небо в алмазах» («Дядя Ваня»).
 - «Враг метафизики, Чехов был реалист чистейшей воды» (М.О. Меньшиков) (Антон Чехов и его критик М. Меньшиков. Переписка. Дневники. Воспоминания. Статьи. – М.: Русский путь, 2005. – Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. – 480 с. С. 225).
- «Чехов был материалистом, всю свою жизнь оставался трезвым шестидесятником, верил только в разум и в науку. Его вдохновляет идея прогресса, технического усовершенствования. Он мечтает о том, что культура сделает людей счастливыми, что когда-то жизнь станет «изящной и удобной». Какой возвышенный идеал – «удобная жизнь»!» (К.Мочульский) (Русское зарубежье о Чехове. С. 38).
- «Чехов свой у либералов» (Алексей Ремизов).
 - «Отсутствие определенного миросозерцания, определенных требований и взглядов» (Энциклопедический словарь Ф.Павленкова, 1913).
 - «От противников позитивизма он требовал, чтобы они указали ему бесплотного бога в небе так, чтоб его увидели, и в середине 90-х годов он с радостной надеждой предсказывал новое увлечение русского общества естественными науками. Как верный ученик Базарова, он называл 60-е гг. святым временем и утверждал, что мыслящие люди могут искать истину только там, где пригодны их микроскопы... Строго позитивные методы своей медицинской школы он вносил и в первую стадию своего литературного творчества. Анатомия, физиология, микроскопия жизни - вот неизбежное преддверие и первые приступы чеховских вдохновений… Чехов с особенным наслаждением восхищался Мопассаном, Флобером и Толстым… К литературным теориям Зола он был подготовлен своим первым учителем Дарвином» (Л.Гроссман, 1914).
 - «Быт без бытия» (З. Гиппиус).
 - «Бесцельное копание в собственной душе» (Мережковский Д.С.).
- «От чеховщины меня тошнит» (Ходасевич В.Ф.).
- «Ложь, карикатура на жизнь, потому вообще нельзя ставить пьесы Чехова с их самооплеванием русской жизни, нужно показывать красоту, добро, истину» (Фидель) (Образ Чехова и чеховской России в современном мире. Сборник статей. – Санкт-Петербург, ИД «Петрополис», 2010. – 327 с. С. 41).
- «Чехов – писатель глубоко аморальный; он живет по ту сторону добра и зла» (Русанов Н.С. 1902).
- «Бесчеловечный писатель, которому все едино, что человек, что тень, что колокольчик, что самоубийца» (Михайловский).
- «Чехов только одно и делал: убивал человеческие надежды. На обыкновенном языке это называется преступлением и подлежит суровейшей каре. Но как казнить талантливого человека?» (Лев Шестов. Творчество из ничего // А. П. Чехов: pro et contra / Сост., общая редакция И. Н. Сухих. СПб.: РХГИ, 2002. - (Русский путь).).
- «С Чеховым совершилось исчезновение божества из русской литературы? Очень похоже на то. Не случайно Чехов имеет такое распространение на Западе, где с потерей Божества уже свыклись» (Г.Адамович) (Русское зарубежье о Чехове: Критика, литературоведение, воспоминания: Антология. – М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына, 2010. - 304 с. С. 67).

Комментарии  

0 #5 Pooreacledm 16.11.2022 12:40
pet doxycyline where to buy S P had already included those charges in its latestanalysis of the insurers
0 #4 veropleXg 14.11.2022 16:21
clomid for male infertility Nagaraj G, et al
0 #3 Evaptinnatt 14.11.2022 02:59
viagra methpica metformin 500 mg obat apa Ormet s request for a new unique rate arrangement was valued between 56 million and 119 million dollars, over and abovethe 346 million in financial support already granted by thecommission since 2009 buy tamoxifen citrate online
0 #2 HepundideqU 12.11.2022 18:39
5 of the participants used at least one antioxidant daily during chemotherapy and 44 took multivitamins during chemotherapy dapoxetine for premature 6 UTI, diabetes 6 M 53 Back pain Moderate Yes 6 MRI No 8 12 2
0 #1 Guest 22.08.2019 14:35
В молодости, ещё в советское время, я удивлялся тому, что после прочтения произведений Чехова у меня возникало ощущение жуткой тоски, бессмысленности жизни вплоть до того, что предложи мне тогда кто быстро и безболезненно оборвать её, я бы с радостью согласился. Я совсем перестал читать Чехова. Но никак не мог понять причины такого воздействия. Вроде бы и писатель всеми признанный, да и в произведениях его не ничего особо мрачного, например в "Ионыче", только не приукрашенная реальность, но почему же так гнетут они душу?

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь