Концепция преподавания литературы

Литературу преподавать в школе идеологически нейтрально не получится, она всегда мировоззрение.

Дело образования – это стратегическая задача государства. Ослабив контроль за главным делом – воспитанием мировоззрения своих граждан - государство получило целый пакет проблем: наркомании, преступности, неоправданной жестокости, развала семьи, коррупции, социального расслоения, «утечки мозгов», сиротства и т.п.

Из всех школьных предметов только литература является каналом передачи историческим опытом выработанных и кровью закрепленных традиционных нравственных ценностей для последующих поколений. Если мы хотим сохранить матрицу культурного кода нации, мы должны придать урокам литературы первенствующий статус и вернуть принадлежащую ей духовную основу. Желание же умалить роль литературы сегодня – и количественно и, главное, качественно – это не веяние времени, а часть спланированной задачи в давнем соперничестве цивилизаций. Без срочного вмешательства государства это грозит вылиться в будущие трагедии.

«Нравственная основа, - писал академик Д.С. Лихачев, - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество»[1]. В школе эту нравственную основу несут уроки литературы.

Русская литература не решала временные задачи, а стремилась поставить человека перед лицом вечности, почему и стала великой литературой. Идеологий и партий не было в Древней Руси. Идеология на время объединяет, абсолютные ценности – навсегда; идеология только современников объединяет, вечные ценности – все прошедшие поколения с нынешними.

Классики усваивали, продолжали, укрепляли те традиционные ценности, на которых созидалось великое государство Российское.

Мы несем ответственность перед нашей историей и перед нашими великими строителями державы. Забвение и игнорирование – тоже поступок, только не укрепляющий, а разрушающий государство. Сегодня это делается сознательно, и должно быть преодолено усилиями самого государства. Государство должно взять на себя охранительную миссию в культурном поле, озаботиться воспитанием победителей, воспитанием личной ответственности, сопричастности к святыням истории.

Великая русская литература потому и великая, что ставила целью самое основное для человека. Потому и признана во всем мире, что решала это в согласии с миропониманием русского православного люда.

Образование - это сознательное движение человека к своему изначальному образу, это упорная, кропотливая работа над воссозданием первообраза, подчинение реалий - идеалу, реализация высшего замысла, направление всех сторон личности к их гармонии. В этом едины наши великие предки.

«Цель художества – идеал» (Т. 7. С. 404), - писал еще А.С. Пушкин. «Искусство… взывает к идеалу»[2], - согласен с ним Ф.М. Достоевский. «Цель воспитания - находить во всем высший смысл», - продолжает И.А. Ильин. - «Надо воспитать в душе будущего победителя, перед которым были бы бессильны все соблазны и искушения»[3].

«Молодежь наша и страдает, и тоскует, т.к. не находит никаких указаний на высший смысл жизни»[4], - понимал Достоевский. - «Вопрос идеалов – вопрос нашей жизни или смерти»[5]. Эти слова как нельзя актуальны сегодня.

Идеалом на Руси всегда служила совершенная личность, но не совершенное общество, как на Западе. Это принципиальное отличие.

Если в основе преподавания литературы советского периода лежали идеалы придуманного человеческой фантазией несуществующего в природе  коммунистического будущего, то теперь нам навязали идеалы гражданского общества прав и свобод, которое никто не построил и которое вступает в противоречие с системой ценностей русской культуры. Это понимал еще Достоевский: «Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. Весь прогресс через школы предполагается в том, чтобы отучить народ быть собою»[6]. Попытки навязать взгляд на историко-литературный процесс как на борьбу за свои права вступает в полное противоречие со взглядами самих писателей и мироощущением народа.

«Во всех оценках мира, людей, жизни, - указывал Зеньковский, - человек руководствуется принципами правды, совершенства. Сам человек не мог бы построить такой идеи - в нем, наоборот, все несовершенно»[7]. Идеалом для классических писателей в России были всегда абсолютные, вне времени, вне социальных слоев, вне идеологии, ценности, сама личность, а не ее социальные условия. Пушкин писал: «Человек безграмотный… не находится вне вечных законов природы»[8]. Как видим, Пушкин хорошо осознавал иерархию ценностей, где вечные законы выше грамотности. «Уважайте класс писателей, - рассуждает Пушкин о подчиненности и сторичности искусства, - но не допускайте же его овладеть вами совершенно»[9]. Суть же современной концепции в преподавании литературы: абсолютных истин нет, искусство выше их, - отсюда невольно вытекает вывод: значит все позволено. Мы не можем принять этот принцип, прямо противоположный позиции нашей великой классики.

Предложил искусству «обращаться к действительности помимо всяких идеалов» революционер Белинский. «Нравственность в литературе должна состоять в совершенном отсутствии притязаний со стороны автора на нравственную цель», - заявлял он, что привело к беспределу и насилию, а в конечном итоге - к революции.

Сегодняшняя толерантность есть, по мысли Достоевского, самое настоящее насилие над правдой народной: «Оскорбление народного чувства во всем, что для него есть святого – есть страшное насилие»[10].

В.В. Розанов замечательно сформулировал принцип доминирования идеалов в искусстве: «Пушкин дает норму для правильного отношения к действительности»[11]. Вот высшая цель литературы, которая и должна вернуться в наши школы по завету нашего великого поэта.

Н.В. Гоголь также указывал на эти высшие цели: «Поэзия должна вызывать на высшую битву – не за временную нашу свободу, права и привилегии, но за нашу душу».

В современном преподавании литературы мы должны вернуться к системе ценностей, озвученной самими писателями, а не брать за основу очередную идеологию, да еще навязанную извне.

Система ценностей Пушкина, Гоголя, Достоевского и многих других писателей согласуется с представлением народа. На это указывал Ф.М. Достоевский: «Величие Пушкина в том, что он нашел великий исход для нас русских – …преклонение перед правдой народа русского. Пушкин чтил все, что народ чтил».

В основе современного школьного образования должны лежать народные представления о жизни, отражен традиционный для России взгляд на культуру, святыни, нравственные ценности. Необходимо вернуть нашим школьникам представление о высших идеалах, о служении им, об ответственности перед своей страной за сохранение национального духовно-нравственного богатства. Это есть залог наших будущих побед и достижений.

Н.Лобастов

 

[1] Лихачев Д.С. Русская культура. С. 154-155.

[2] Достоевский Ф.М. ПСС в 30 т. Т. 25. С. 102.

[3] Ильин И.А. Путь к очевидности. С. 208.

[4] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – М.: Эксмо, 2011. С. 129.

[5] Там же. С. 169.

[6] Мысли. Высказывания. Афоризмы Достоевского. Париж, Пять континентов, 1975. С. 36.

[7] Зеньковский В.В. Основы христианской философии. С. 352.

[8] Пушкин А.С. ПСС в 10 т. Т. 7. С. 300.

[9] Пушкин А.С. ПСС в 10 т. Т. 7. С. 301.

[10] Там же. С. 115.

[11] Гоголь в русской критике: Антология / Сост. С.Г. Бочаров. - М.: Фортуна ЭЛ, 2008. С. 174-175.

Комментарии  

0 #2 veropleXg 17.11.2022 13:57
No authors listed No authors listed Eur J Cancer clomid dose pct
0 #1 quammokqL 15.11.2022 12:10
com 20 E2 AD 90 20Viagra 20Dla 20Pa 20Goldmax 20 20Come 20Fare 20Il 20Viagra 20Naturale 20In 20Casa come fare il viagra naturale in casa Any attempt to sue the town of Nantes for damages would haveto establish that the fire service had not taken adequate stepsto alert the railway, and that it should have known thatswitching off the engine risked brake failure stromectol 3mg

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь