Буква и дух

Буква убивает, дух животворит.


Когда-то давно меня поразил такой факт: оказывается, основную информацию о человеке мы получаем не из того, что человек говорит. 80% сведений о ближнем мы берем из его облика, выражения глаз, походки, мимики, интонации голоса и еще из чего-то такого, что и выразить не можем. Дух, живущий в человеке, проявляется во всём. "Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет чисто" (Мф. 6:22). И этот дух мы и запечатлеваем в своем сознании.
  Господь говорит: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало" (Ин. 6:63)  и призывает нас жить "не по букве, но по духу". Человек - существо свободное, и призван использовать эту свободу для высшего счастья - любви. Любовь же везде, во всем...
  Любовь - в духе, а "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3:8). Любовь - во взгляде, в интонации, в жесте, в слове, в молчании и, конечно, в поступке. Поэтому, говоря о действиях и поступках человека, мы прежде всего ищем в них любовь. Если есть в них любовь христианская, истинная, значит, все действия человека поют славу Господу. Взять, например, пост, еду. И тут мы видим, что "пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор. 8:8).
  Вот человек сделал пожертвование. Хорошо? Хорошо. Но если в душе его успокоенно звучит: "Даю десятую часть из всего того, что приобретаю" (Лк. 18:12), то он окажется "неоправданным". Вот человек, наоборот, наворовал, отнял у других, но если в душе он "влез на смоковницу, чтобы увидеть" Христа в этой жизни, подобно Закхею, то "ныне пришло спасение дому сему" (Лк. 19:9).
  Как часто и раньше, и сейчас человек просит дать ему "букву" - то есть четкие, конкретные, определенные правила, выполнив которые, он будет спасен, будет уверен, что он все сделал для спасения верно, сделал что нужно... И вот он ищет особую молитву, чудотворную икону, старца, святого... Читая Евангелие, никак не находишь для себя это самое правило спасения! "Возлюби Господа Бога твоего... и возлюби ближнего..." (Мф. 22:37) - вот такое неконкретное правило предлагает Господь наш Иисус Христос.
  Многие удивляются, почему Церковь не определит четко, как часто надо причащаться мирянину? Но стоит только нам представить это (столько-то раз в месяц), как мы поймем: буква тут же убьет дух! Человек, получив по "букве", по закону, по правилу условие спасения, приобретет уверенность в свое спасение, ведь он добросовестно выполнил правило, что еще? Это страшно, это - духовная смерть.
  Очень многие религии мира попались на этот соблазн "буквы": выполни предложенные условия - и будь спокоен: раз ты сделал всё по правилам - ты "правильный", "праведный", "правоверный", не то что остальные - "неверные" правилу, "неправоверные". Молитва нужна? Вот тебе правило: 5 раз в день! Пост? До темноты - нельзя, после - как хочешь! Мусульмане гордятся: мы вина не пьем, не то что вы! Да, конечно, молодцы, ничего не скажешь, правило у них четкое и строгое: не пить. У нас же опять никакого строго регламентированного правила нет. Но зато в этой "безграничности" правил у нас есть святой преподобный Серафим Саровский, который использовал эту безграничную свободу в другую сторону - сторону святости, и в результате взошел на такую высоту, которая любителям "буквы" и не снилась! И о вине там даже и речи нет! Нет у нас "буквального" запрета на вино, но у нас есть заповедь любящего Господа "Пьяницы... Царства Божиего не наследуют" (1 Кор. 6:10). И мы откликаемся на любовь любовью, а не на запрет - формальным исполнением этого запрета. Согласитесь, с формальным-то запретом намного легче, только там и любви поменьше будет. Буква, запрет, закон - это всё до Христа, в Ветхом Завете. А после пришествия Христа - закон один: любовь.И не пить вино по той причине, что ты имеешь любовь к заповеди, а не по тому, что запрещают, - это труднее, но зато и выше.
  К сожалению, остатки "ветхозаветной" тоски по букве остаются и в православной церковной ограде. Проявляется это у так называемых "правых".
 Как они любят правду, как откровенно бичуют недостатки, с каким мужеством борются за чистоту, как твердо стоят в своих убеждениях! Вроде всё правильно, всё убедительно в их словах. Но только дух – не истинный, нет в нем любви. И тот, кого они так страстно и непоколебимо, уверенно и стойко убеждают, вроде соглашаются со всем, что они говорят, кивают головой, сочувствуют, но… отходят с грустью, ибо как раз эта самая «страстность, непоколебимость и самоуверенность» и настораживает, отталкивает. Сердце человека тоскует по любви, а ему предлагают голую правду. Правда-то проста: мы все преступники перед Богом, только статьи у нас разные. Как сказал один поэт:
Злобою сердце питаться устало,
Много в ней правды, да радости мало.
  "Стяжи дух мирен", - сказал когда-то прп. Серафим о цели нашей жизни. Дух мира с Господом, со своей совестью, дух любви даже к падшим, дух смирения перед всеми несправедливостями, которые справедливо посылает нам Господь за наши грехи – вот наша цель. Этот мирный дух – и есть правда, за которую надо бороться с врагом рода человеческого. Каждый замечал за собою, что мир в душе теряется в спорах, дискуссиях, совместных протестах… И вроде спор ты выиграл (перекричал), - а дух мира потерял. Значит, ты проиграл. Лукавому только это и надо.
А Господу надо не само построение на земле чего-то справедливого, честного, правдивого (ибо это вообще не реально, этим занимаются только сектанты), а правильное отношение к этому грешному миру в сердцах наших, что и принесет душе мир. Тем более что всё на земле пройдет, а дух, который мы приобрели в сердце своем, останется с нами навсегда. Важны не сами слова, сказанные нами (слова говорить научились все, правильные и хорошие), а то, что между словами, та интонация уважения, дух смирения, закваска любви... "Ибо от избытка сердца говорят уста" (Лк. 6:45).
  "Сойди с Креста!" - кричали стоящие на Голгофе. То есть сбрось с Себя дух смирения, терпения, жертвенности. И этим сошествием с Креста обвини, уничтожь тех, кто так несправедливо Тебя распинает. Раз Ты Бог, то на Кресте незаслуженно, а раз незаслуженно, то яви наконец справедливость и правду: сойди с Креста! Святые отцы говорят, что на Голгофе через людей так взывали ко Христу бесы, потому что Господь мог победить их только этим: духом любви пересилить правду. И Господь выбрал любовь! Чем и победил всех любителей "буквы" и законности.
  Вот и нам сегодня предлагают некоторые герои: не молчите, не терпите, этим вы предаете правду, обвиняйте, добивайтесь… Поглядите, какие вокруг нас люди грешные: политики, бизнесмены, архиереи… И вроде все верно говорят, но на сердце тревожно: дух не тот... Поэтому будем осторожны, не станем спешить к умной правде, а лучше прислушаемся к сердечному духу – Христов ли он?
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить