Слово к историкам и краеведам

Наша история: люди, события, факты. Выступление на районной краеведческой конференции

Наша с вами история – это люди, события, факты. Но их очень много. Потомки - политики, историки, краеведы - из бесконечного разнообразия событий выбирают только то, что им кажется главным, определяющим. История – это всегда выбор. Впрочем, и самому человеку можно дать такое определение: человек – это выбор.

Недаром сегодня идут горячие споры именно о том, что выбрать из истории, историю переписывают каждый под свое видение. Многообразие фактов и событий превратилось в разнообразие подходов, видений, мировоззрений. Но мир един, и в нем существует единая Истина, единая иерархия ценностей, единая система координат.

Ведь если существует выбор, значит, есть иерархия, есть высшая точка совершенства и низшая точка падения, есть напряженное движение к Свету и легкомысленное скатывание к тьме, возвращение к первообразу и разрушение нормы, некая лестница, по которой человек может двигаться вверх и вниз.

Вот историки и гуляют то вверх, то вниз по этой лестнице.

Сегодня опустились глубоко вниз: главными героями стали спортсмены, артисты и шоумены. Они всех перекричали и уверяют друг друга, что заняли высшие ступеньки общества. Кукушка хвалит петуха с одной целью, чтобы голосистый ее друг также отозвалась о ней, безголосой кукушке. А маленький и скромный соловей загнан глубоко в чащу леса.

До либеральных времен главными героями были революционеры. И в нашем городке краеведы гонялись за сведениями о декабристах, которые могли проезжать по улицам нашего города, «освятив» их своим присутствием. Половину улиц города мы назвали именами революционеров и, прошу прощения за жесткую реальность, террористов.

Это, конечно, лучше, чем гламурные и развратные, пустые и недалекие сегодняшние медиа-герои, но и эта ступенька лестницы не высоко поднялась.

Когда началась перестройка и стали возвращаться спрятанные и скрытые ценности, народ потянулся к Церкви. Единственное, что я к тому моменту знал о ее героях, это огнеопальный Аввакум, о котором нам говорили в институте и с книгой которого я был знаком.

Но вот вокруг с восторгом заговорили о батюшке Серафиме и о Дивееве, которое расположено на нашей нижегородской земле. Должен честно признаться, я до этого о нем ничего не знал. Картина всенародного поклонения мощам преподобного Серафима, которые крестным ходом доставили из Ленинграда в Дивеево, просто потрясла меня! Море людей выходили навстречу, молились, плакали, шли. Я не верил глазам своим. Совершенно выкинутый из истории, из программ даже гуманитарного института, из памяти современников, - он вдруг оказался любимым и почитаемым всеми. Меян это задело, и я собрался с учениками в паломничество. Это оказалось потрясающим по своей преображающей нас силе! Мы вновь и вновь направлялись в Дивеево.

Однажды кто-то обратил мое внимание на то, что наша дорога в Дивеево проходит мимо села Григорово – родины Аввакума, где даже стоит ему памятник. Я удивился: почему же мы, проезжая в ста метрах от такого известного места, никогда не имели желания туда заехать. Да и остальные паломники что-то не спешат это делать.

На этом примере, на этом простом и неоспоримом факте мне стало понятно, в чем разница народных героев и официально насаждаемых. Народ выбрал смирение – истинную добродетель, данную Творцом, - и отверг бунтарство и гордыню даже религиозного аскета. Истина восторжествовала в итоге.

Преподобный Серафим Саровский – вот вершина лестницы, но мы ее не заметили. Камень, который отвергают строители истории, он и есть во главе угла нашей жизни. Но страшно и опасно, когда мы с вами проходим мимо, отвлекаясь на мелкие камушки.

А оправдывают своих новых героев историки одним принципом – прогресса. Мол, все меняется, пора забыть Домострой, устаревшие целомудрие, смирение, кротость, воздержание… Всё оправдывают временем: не мы такие – время такое.

Да, время разное. Но стремление к чистоте, свету и совершенству у человека во все времена одно. Лестница в любые времена ведет и вверх и вниз, и самое интересное – это наш выбор движения. Человек есть сопротивление времени, выламывание из времени к вечности.

И мы с вами в нашей краеведческой работе чаще всего тоже проходили мимо главного, истинного, вечного. Когда спохватились узнать о наших местных новомучениках – истинных героях, кто жизнь, не задумываясь, отдал за Свет, - обнаружили, что мы о них почти ничего не знаем. Хотя еще в начале перестройки оставались бабушки, которые могли бы многое рассказать о них. Но мы не спешили, мы не придали значения, мы не понимали важности сохранения именно этой памяти.

Интересно поглядеть, а как Церковь решает подобную проблему – сохранения памяти о своих героях, маяках, светочах - святых?

Она сразу избрала три принципа – время, чудеса и народное почитание.

Время – лучший судья. Оно всё расставляет по своим местам. Как произошло с Аввакумом и прп. Серафимом. Сколько не пропагандировали первого, народ вернулся к истинной святости. Сколько не возносили героев Красной армии и коммунистической партии, народ и через 70 лет вспомнил и почтил героев Белого движения, а сегодня время зарубцевало раны далекой уже гражданской войны. Кстати, поэтому и прп. Серафима канонизировали лишь через 70 лет после смерти.

Все говорят о принципе объективности, понимая, что субъективное мнение не может быть определяющим. Вот и Церковь ждет именно объективного свидетельства святости – чудес, то есть проявления свидетельства Божественного, нечеловеческого.

Народное почитание подвижника – также необходимое условие для канонизации Церковью святого. О таком народном почитании прп. Серафима я уже выше упомянул.

Итак, уважаемые историки, краеведы, земляки, истинная история – это не движение вперед по горизонтали прогресса, а движение вверх. Остаться человеком во всегда нечеловеческих условиях – вот смысл жизни людей во все времена. И историки из всего многообразия событий, лиц и фактов должны оставить для памяти потомков свидетельства того, как в иных исторических условиях наши великие предки решали эту неизменную задачу – остаться человеком, победить соблазны времени, не стать его рабами, а найти вечность в своей эпохе. История – диалог человека с вечностью. И тогда эти ценные свидетельства помогут нашим детям решать уже в новых условиях эту главную задачу земного пути – соединиться в вечности со своими предками.

Да поможет нам в этом Бог!

Н.Лобастов

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить