Сказка о рыбаке и старухе

"Сказка о рыбаке и рыбке" рассказывает о путях прогресса и цивилизации.

"Сказка о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина проста и незатейлива, но чем старше я становлюсь, тем больше мудрости и глубины нахожу в ней. Она сродни притче.
Старик ловил рыбу, но невод приносил лишь траву морскую. И вот удача - рыбка. Да какая! Обещает дать "что ни пожелаешь." Здесь-то и происходит поразительное: старик ничего не берет.
Почему старик ничего не попросил у золотой рыбки? Действительно был "простофилей"? Если мы так считаем, то надо честно признаться, что образ старухи - наш образ!
Может, ему ничего не надо? Но ведь он выехал за хлебом насущным и старался, ловил рыбу и не поймал. Попроси рыбы! Или нет, лучше невод, лодку. Тогда рыбу и самому можно поймать. Сегодня вон на телепередаче "Поле чудес" все просят без стеснения. Ни одного "старика" нет, чтобы замахал руками: что вы! что вы! ничего не надо! ничего не возьму! Все хотя бы корыто да урвут, пользуясь "золотой рыбкой" с усами.
Но пушкинский старик произносит "Не надо..." Хотя, конечно, нуждается. Будет голодать: рыбы не поймал. И все равно не берет! Даже пару рыбин на обед, свою старуху-труженицу накормить - не берет!
Как нам его понять? Задаю этот вопрос ученикам: почему ничего не взял? Долго блуждают они в рассуждениях, пока кто-нибудь не натыкается на простое: не заработал - не бери. Действительно, любое приобретение должно быть плодом твоего труда. Нельзя брать незаработанное. Это только на "Поле чудес" в "стране дураков" за одно слово лодку дадут, а на Руси испокон веков жили не набегами на чужие страны, а от земли-матушки. В одном документальном фильме начала перестройки показали русского крестьянина где-то в Архангельской области, который, найдя на поле увесистые слитки золота, отдал их государству, отказавшись от награды. Журналист все пытал его: почему? У него что, нет детей? Есть! Богато жил? Да нет, обыкновенно, как все. Держал корову, кормил курочек, сажал картошку. В общем, жил по-евангельски: "Имея пропитание и одежду, будем довольны тем" (1 Тим.6:7). Когда авторы фильма в конторе колхоза спросили, как бы женщины поступили с золотом, все ударились в мечту: вот я бы квартиру, я бы... Но квартиру, как известно, пожелала старуха в сказке, вернее целый коттедж. Старик же не смог взять то, что он сам не заработал своим трудом. При этом старик проявил самое основное, самое чудесное свойство русского православного человека - СМИРЕНИЕ.
"Не будь на то Господня воля..." - хорошо выразил когда-то Лермонтов подобное отношение к жизни даже в самые тяжелые ее моменты. "На все воля Божия"- это не просто поговорка, это состояние души, это мировоззрение, это высшая мудрость, это, наконец, путь к спасению.
Раз сегодня старику не попалась рыба,- значит, так угодно Богу. Господь желает нам добра и через скорби, испытания, лишения вразумляет нас, ведет нашу душу по спасительному пути. Значит, надо пост подержать – тоже полезно. Старик бедным выглядит только в глазах старухи. При ином взгляде мы видим его огромное богатство - он приобрел смирение, кротость, милосердие... А это богатство, как говорит Евангелие, "ни моль, ни ржа не истребляет и воры не подкопывают и не крадут" (Мф. 6:20 ).
"Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало"- очень точно сказано. В мудрости русскому человеку не откажешь. Поэтому пожалеть в сказке стоит... старуху. Она - бедная: ей все мало. А причина всех ее проблем (да и наших тоже!) в ее словах: "Дурачина ты, простофиля!" То есть в том, что она (а вслед за ней и мы) осмеяла это нетленное, бесценное богатство - смирение и кротость. Все перевернулось. Достоинство стало посмешищем, низшие плотские (временные) желания - достоинством. Это было началом конца. "Униженное возвысится, и высокое унизится" (Иез. 21:26 ).
Кажется, что страшного в желании старухи иметь новое корыто? Нормальное человеческое желание - жить лучше, чем вчера! Но сразу заметим, что именно это желание привело к такому печальному финалу. Пушкин показывает нам разбитое корыто в конце как закономерный, неизбежный итог старухиных желаний. Стоит встать на этот путь - и впереди гибель. Эту знаменитую иллюзию, наверное, чувствовал каждый: вот я только маленько разбогатею, вот я чуть-чуть отвлекусь на плотское, вот я разве что разочек заглушу совесть - и все, затем буду хорошим, стану заботиться о душе! Иллюзия! О, сколько лет я слышу вокруг эти разговоры: вот нам бы новый закон, нам бы правительство сменить, нам бы приличную зарплату, нам бы...- и мы будем заниматься духовным самообразованием, потянемся к культуре! Увы... Получив корыто, все мы бросаемся добиваться… квартиры. Получив дом, мы... В общем, смотри сказку Пушкина. Это о нас. Нашим сегодняшним "старухам" предлагают корыта все новей, все модернизированней - небьющиеся, с вентиляторами, бальзам-шампунь-ополаскиватель в одном корыте! Глаза разбегаются. Экстра! Класс! Супер! Экстра-класс-супер!!! Вы скажете: "Это же удобно! Свою жену заставляй стирать в деревянном корыте, а себе лапти купи, а мы хотим цивилизованно жить. Что в этом плохого?" - Да ничего плохого, конечно. И мне удобства нравятся.
Кроме одной маленькой детали - цены.
Прибегнем к сравнению. Мне предлагают шикарную иномарку, а я маракаюсь, не беру. Продавцы удивляются: не нравится? Что ответить? Нравится. Но, увы, мой скромный труд не эквивалентен этому автомобилю. Проще говоря, цена не устраивает. Вот в чем проблема. А так я бы, может, и не против…
Так же и цена всех наших супердостижений в области "корытостроения" - она очень велика, а мы ее не хотим замечать. Спроси про холодильник - младенец знает! А вот про озоновые дыры - один из ста. Любое техническое достижение цивилизации снимает одну проблему - и ставит три! Цена автомобилей, миксеров, телевизоров - усыпанное дохлой рыбой дно нашей матушки Волги, кислотные дожди, наши болезни, смерть... Тут каждый расскажет не меньше меня. И мы становимся похожи на человека, который плывет в море на лодке и усердно долбит ее дно. Любому ясно: утонет. Так и мы своим поведением стремимся к своему концу, спешим быстрей погибнуть. Путь прогресса - путь самоубийцы
Но эта - экологическая - проблема в сказке еще не главная наша беда, это еще цветочки. Она - следствие более глубокой проблемы - нравственной.
Мы договорились, что самое страшное - желания старухи. Раз она желает все большего и лучшего, ее спрос пытаются удовлетворить такие же "новые русские старухи", жаждущие денег и пользующиеся этим желанием, даже разжигающие его. Заводы, фирмы работают на полную катушку, все громче разражаясь хохотом над стариком: "Простофиля!" А в ответ на старухино "Хочу быть боярыней" - они ей кремы "на натуральной основе" (т. е. на зародышевых тканях, убитых в абортах младенцев!). Пожалуйста! Что еще желаете? Лукавый заманивает нас кредитами: дает красивые и удобные земные блага, а платить, мол, будете потом. Мы и рады. Забывая о расплате за кредит, все берем и берем. Но платить придется! Оглянемся в конце жизни: кому мы служили? "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть" (Мф.6:24 ). Как только мы начинаем служить чреву, обязательно отступаем от Бога. Этот закон никто не отменял.
И в финале самое интересное и самое страшное. Добившись больших достижений, став и боярами, и царями, - мы непременно возомним о себе, что рыбка может быть у нас на посылках. То есть обязательно придем к богоборчеству. Шутка ли, такие боярские небоскребы построили - конечно, мы властвуем над природой; конечно, мы - боги! Вот тут-то и ждет нас расплата! " Бог долго терпит, да больно бьет", - говаривали наши предки-старики (не старухи). Разбитое корыто - не вымысел Пушкина, а неизбежная реальность, закономерный итог желаний старухи.
Пора нам понять простую истину: человек должен покрывать свою нужду - вот весь смысл технического прогресса. "Имея пропитание и одежду, будем довольны тем" (1 Тим 6:7). Мы же потребляем больше, чем есть нужда! И становимся рабами ненасытного чрева, забывая, что "не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием"( Екк. 1:8) и "Делающий грех есть раб греха" (Ин.8:34 ).
Иметь желания - не грех. Старик тоже желает поймать рыбу - для этого и вышел в море. Но ставить это желание выше внутреннего нравственного закона (который и остановил старика от согласия взять выкуп с рыбки) - нельзя. Старику нужна рыба. Но не любой ценой. Цена для него важнее рыбы. Лучше умереть с голода, чем нарушить Божии заповеди.
Цивилизация вслед за старухой ставит материальный успех выше нравственных законов и тем самым подписывает себе смертный приговор.
А перед ней разбитое корыто..
Гляжу я вокруг на современных "старух", что далеко ушли от элементарной нужды и по-боярски плавают на яхтах и водных мотоциклах, носят такие одежды, что и царицам не снились, - и думаю: на какой стадии старухиных желаний мы находимся: боярыни? царицы? Общество уже готово крикнуть свои последние предсмертные слова: "чтоб рыбка была на посылках..." И тогда сбудется пророчество кончины мира, признаки которого наяву. Прогресс ненасытной плоти проглотит самое себя.
А. С. Пушкин гениально предсказал нам еще в начале XIX века путь цивилизации, финал общества потребления. Правда, мы мало прислушиваемся к его пророческому слову. А уж современные молодые люди на всё это скажут: молодец, старуха! Успела оторвать в этой жизни куш, успела пожить в свое удовольствие. Это главное, а что будет потом – хоть потоп, но потом...
Так не лучше ли выключить телевизор и не спеша перечитать великого Пушкина. Глянуть на старуху и ужаснуться своего зеркала.
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить