Крестный ход в Мурашкино

Крестный уход от суеты.

  20-22 августа 2018 года прошел Крестный ход из Лыскова в Большое Мурашкино. Около 40 участников, среди которых были  дети дошкольного возраста, преодолели за два с половиной дня более 70 км. Было нелегко, но никто не жаловался, не сошел с дистанции, не пожалел.


  Лет 20 назад мы много ходили многодневными Крестными ходами по соседним районам. Сравнивая те былые уже времена, приходится отметить, что того подъема веры уже в народе нет. Все успокоились, обросли житейскими заботами, усыпили бдительность, растеряли верность, утонули в мирском море маленьких плотских удовольствий. Намного меньше стало тех, кто с радостью встречает молитвенников, идет с ними часть пути, горящими сердцами и влажным взором провожая за околицу, искренне жалея, что сам не может далее пойти. Осталось лишь простое любопытство.
 Но это крестоходцев не останавливает. Всё равно всегда и везде есть те, кто радует нас своим открытым для Господа сердцем, кто с покаянным чувством и русским смирением склоняет свою голову перед иконой Божией Матери, неумело крестится и по-детски радуется окроплению святой водой. И уже через сто шагов вместе со всеми поет: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!"
  Сегодняшнее время - время индустрии развлечений и отдыха. Кажется, у нас стали отдыхать больше, чем работать. Заводы, фабрики, мастерские, склады, фермы - всё это из советского прошлое и постепенно исчезает. Зато от мегаполисов до маленьких сел всё раскрасилось в рекламу, торговлю, парки, шопинги и допинги.
 На центральной улице магазины в каждой бывшей квартире. Гигантские торговые комплексы лезут один на другой, потесняя всё остальное на окраины.
 Недавно я проехался на пароме по каналу и Волге и был весьма удивлен кардинальным изменениям их берегов: кипят такие серьезные стройки, каких не было на БАМе и целине полвека назад. Не производства, конечно, а отдыха - поближе к воде. И народу на берегу раз в двадцать больше, чем на главном предприятии нашего города.
 Как все-таки хорошо, что в России есть долгая зима и короткое лето, а иначе бы отдыхали круглый год...
  В годы перестройки я, помнится, сделал для себя неожиданное открытие: чем больше мы стали смеяться (а тогда "Смехопанораму" стали показывать каждый день), тем чаще мы стали умирать. Вот и сегодня можно уверенно сказать: чем больше мы отдыхаем, тем сильнее мы устаем.
 Устаем от суеты, от бесконечных забот, от несбыточных надежд и непомерных желаний. От шумных городов и вездесущего интернета. От мягкого кресла автомобиля и вкрадчивого шума кондиционера. Устаем от людей и от себя. От мира и от жизни. И куда от этого уйти?
 Кто бывал в многодневных Крестных ходах, тот знает, как странно выглядит этот суетный мир после возвращения. Смотришь вокруг - и диву даешься, как это ты раньше не замечал его пустоту, пошлость, суету, мелочность, иллюзорность... Всё знакомое и привычное видишь другими глазами. Так и хочется крикнуть окружающим: сходите на недельку в Крестных ход - и излечитесь! Правда, и окружающие смотрят на вас... как бы это мягче сказать - с подозрением и настороженностью. "Эгей, спуститесь на землю! И сами излечитесь!" Но вам не хочется - на такую землю.


 Что же такого нашли крестоходцы в многодневном пути по пыльным дорогам нашей земли-матушки? Они нашли самое главное и самое порой неожиданное и незнакомое - себя. Словно вырвавшись из вражеского плена, человек остается наедине с Богом, с собой и ближними. А многообразный, разноцветный и утомляющий мир остается за горизонтом. Все его "прелести" развеиваются, словно утренний туман. Он больше не заслоняет нас от самих себя, не отвлекает, не давит, не соблазняет. Свобода! Ты невольно пытаешься поднять очи к Небу и начать вести разговор с Богом, Который становится ближе. Ничто тебя не отвлекает. А окружающий мир природы - не пляжа, костра и лодки, а настоящей природы - лишь располагает к тихой и внимательной молитве. Бескрайние просторы заставляют и душу распахнуться и выйти из плена мелочных проблем и забот на широкий простор Любви. Огромное небо, не заслоненное столбами и высотками, предлагает задуматься о вечности. Тишина, нарушаемая лишь пением птиц в вышине, располагает услышать себя и свое сердце. Размеренный и долгий шаг возвращает постепенно мысли к главному и первостепенному. Всё способствует тому, чтобы человек начал разговор с самим собой и с Богом - начал молиться. Душа нашла лучший для себя санаторий - ходьбу с молитвой по просторам земли. Причем, чем дальше идешь, тем лучше тебе становится. Опытные крестоходцы говорят, что начинаешь что-то понимать и приходить в чувство лишь на третий-пятый день пути. А мы собираемся идти лишь три дня - жаль, конечно...  


 Да, в Крестном ходе трудно. Так за этим и идем! Человеку необходимо время от времени постигать трудности, чтобы открывались глаза, затуманенные комфортом. Чтобы хотелось благодарить Бога за каждый отпущенный день и даже час, о чем напрочь забывает человек в суете будней. Смысл жизни приоткрывается и становится ближе. А это дорогого стоит, согласитесь...
 Крестный ход - это маленький ежедневный подвиг, своеобразные вериги, и через него укрепляется вера, преумножаются силы для исполнения заповедей Христовых, открывается сердце для тишины, а разум для познания самого себя. И молитва крепнет и проникает в самое сердце.
 Некоторые спросят: "А для чего идти куда-то в поля, леса, когда храм твой - вот он, под боком?" Но и Христос, заметьте, постоянно ходил из села в село. И апостолы могли бы не покидать Иерусалим, однако же пустились с живым словом по всему свету. А как осваивалась Сибирь когда-то русскими? Шли прежде всего миссионеры с проповедью слова Божия. Сегодня хотя наши села и расцветают евроремонтом на каждом шагу, но в проповеди нуждаются не  менее языческих просторов Сибири. Крестный ход прежде всего посвящен миссии, он покаянный, он для домашних и огородних, забывших дорогу к храму. Если люди не идут в церковь, церковь идет к людям. Напомнить, позвать, прикоснуться...
  Мы просим прощения у жителей тех сел, через которые пойдем, ведь им придется оторваться от своих многочисленных дел летней страды и заняться нами, "бездельниками". Но, как это ни странно, эти хлопоты, эта жертвенность, забота о чужих людях необходима прежде всего не крестоходцам, а самим встречающим. Оторвутся они от личного и посветят себя другим - и вдруг ощутят от этого непередаваемую радость. Поверьте уж нашему опыту... Так что потерпите, и терпение ваше воздастся вам сторицей.


 Время - как река, как небо, как природа - всегда меняется. Хотелось бы его остановить, но увы... Или хотя бы повторить - тоже не получится. В нем надо жить. В то самое время, которое выбрало нас...
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться... время молчать, и время говорить" (Екк. 3:1-4,7). Так говорит премудрый Соломон.
 Действительно, времена постоянно меняются, и то, что вчера было актуально, сегодня уходит на задний план. И человек должен уметь чувствовать время.
 Еще недавно мы с вами наблюдали, как прорвало плотину молчания и запретов на слово Божие, и мы с жадностью искали тех, кто нам бы разъяснил, растолковал, рассказал. Первыми на это непаханое поле бросились проповедники с Запада, собирая стадионы слушателей. Помню, как и я вместе со многими соотечественниками жадно слушал непривычные слова очередного протестантского пастора, который с микрофоном в руке бегал по сцене и неистово кричал о том, как Иисус нас любит.
 Но вот первая волна голодного интереса схлынула. Трибуны стадионов опустели... Тогда к нам привезли с Запада книги.
 На Покровке в Нижнем открылся магазин "Протестант", на улицах городов раздавали бесплатно брошюры, по почте присылали Библии (у меня до сих пор сохранилась такая со штампом "California"). Малоизвестный журнал "Литературное обозрение", анонсировавший печать Евангелия, увеличил число подписчиков в десятки раз!
 Затем наступила эра газет, но уже, слава Богу, своих, православных. В те времена родилась в том числе и наша газета и благополучно существует вот уже 21 год.
 Постепенно стали печатать книги. Мы жадно набрасывались на них, ездили на ярмарки в Нижний, чтобы накупить книг. наказывали знакомым, передавали из рук в руки, читали, перечитывали, приобретали...
   Сегодня на наших глазах уходит и эта замечательная страничка нашей истории. Мы все наблюдаем на книжном рынке уже их переизбыток. Напечатано всё и обо всем. Толстые и тонкие, научные и популярные, массовые и подарочные, старинные и буквально вчерашние. Популярные проповедники, увы, уже порой и перо-то не держат в руках, но лишь надиктовывают секретарям, - и книга готова. Просто и быстро. Хотя письменная и устная речь - совершенно разные вещи. Но это, считают они, не каждый заметит, а время торопит, торопит...
 И вот я приезжаю на православную ярмарку в Арзамас, а там на ней нет ни одной палатки с книгами - лишь одежда, продукты, медикаменты и т.п. Книг - нет. Насытились.
 А уж интернет дал какую возможность высказаться! Всем и каждому, в своей деревне и по всему миру, днем и ночью, разумное и безумное...
 Слов мы слышим много. Очень много. В них сегодня легко заблудиться. Слово обесценивается, тонет среди моря других слов, теряет свой вес и значимость, перестает привлекать внимание окружающих, заставляет их сомневаться, не доверять...
 "Время молчать, и время говорить" - предупреждал нас еще три тысячи лет назад царь Соломон. Время говорить мы наблюдали, но теперь оно заканчивается. А что же тогда остается?
  Остается - вечное.
 Остается слово Божественное, слово Евангелия.
 Остается разговор с Богом - молитва.
 И остается жизнь...
 На одно слово аргумента найдется десяток других аргументов. А вот что опровергнет жизнь? Жизнь по слову Божиему?
 Когда все слова сказаны, - остается молчание. Когда все аргументы приведены и все доводы учтены, - остается пойти и начать делать. Когда все формулы и правила озвучены, - остается начать по ним жить.
   И это самое трудное.
  И нам ничего не остается, как признать: наступает время делания.
  Делания молитвы, делания своей судьбы, своего характера, своей личности, созидания прихода, создания семьи, приобретения смирения, терпения, любви... "Время собирать камни". Время не уходить, а возвращаться. Время не доказывать, а показывать. Время не наблюдать, а исполнять. Время не указывать, а впрягаться. Время не обогащаться, а довольствоваться малым. Время не весь мир спасать, а душу свою не запачкать. Время не поиска справедливости, а исполнения любви.
  Время делать и исполнять.


 Поэтому мы снова идем в Крестный ход. Крестный ход - это делание. Это ощутимое, зримое и реальное проявление веры. Мы почувствовали радость веры - пора поделиться ею с другими. Мы узнали необходимость жертвенности - пора оторвать себя от привычного комфорта. Мы почитали книги о деяниях наших великих православных предков - пора попробовать встать на тот же путь. Мы многократно слышали о паломниках-земляках, которые ходили пешком из наших сел в Иерусалим и близкий Саров - не пойти ли и нам в совсем близкий - соседний - район. Мы получили знания - пора и исполнить хоть самую малость, хоть капельку. Поработать ногами, если не получается головой. Потерпеть пыль и жару, если не получается потерпеть ближнего. Смириться перед дальней дорогой по полям, раз уж не получается смириться перед короткой дорогой жизни...
 А вы идете с нами? Если нет, то мы идем к вам...
Н.Лобастов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить